Прибыль и рентабельность как основные финансовые показатели деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРИБЫЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Понятие прибыли предприятия. 4
1.2. Формирование прибыли. 7
Схема формирования бухгалтерской прибыли (убытка) предприятия 8
1.3. Функции прибыли. 9
1.4. Планирование прибыли методом прямого счета. 11
1.5.
1.6
1.7
Планирование прибыли аналитическим методом.
Планирование прибыли методом совмещенного расчета
Распределение прибыли
13
14
17
2
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
19
2.1.
Понятие рентабельности.
19
2.2. Показатели рентабельности. 21
2.2.1. Рентабельность продукции. 25
2.2.2. Рентабельность вложений предприятия. 26
2.3. Общая рентабельность. 26
2.4.
Методика анализа общей рентабельности.
29
2.5. Порог рентабельности. 29
2.6. Запас финансовой прочности. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
35

Работа состоит из  1 файл

курсовик по экономике предприятия.doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

        Экономически обоснованная система  распределении прибыли в первую  очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечивать финансовыми ресурсами потребности предприятия.

        Прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия, используется им  самостоятельно, государство не имеет права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли.

        Рыночные условия хозяйствования  определяют приоритетные направления  использования прибыли. Развитие  конкуренции вызывает необходимость  расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. В соответствии с этим чистая прибыль направляется:

    • на финансирование НИОКР;
    • модернизацию производства;
    • улучшение качества продукции;
    • техническое перевооружение и реконструкцию производства.

        За счет чистой прибыли уплачиваются  некоторые виды налогов и сборов.

        Наряду с финансированием производственного  развития, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских нужд. Так, из прибыли выплачиваются единовременные пособия и вознаграждения; дивиденды по акциям и вкладам членов трудовых коллективов и т.д.

        Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только базой финансирования производственного и социального развития, но и является источником для уплаты различных штрафов и санкций, выплачиваемых предприятиями в случае нарушения действующего законодательства.

        В условиях рыночных отношений  у предприятий возникает необходимость  резервировать часть средств  в связи с проведением рисковых  операций. Поэтому предприятия вправе  создавать финансовый резерв, то  есть рисковый фонд.

        По мере развития предприятия, роста его доходности часть чистой прибыли может быть направлена на расширение спонсорской деятельности, благотворительные нужды.

        Итак, рост чистой прибыли, создающий  условия хозяйственного развития  предприятия, является важнейшим  фактором укрепления предпринимательской деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

    2.1. Понятие рентабельности

 

    Итоги работы компании во внешней торговле подлежат оценке за любой отчетный период. В связи с этим по данным учета и отчетности исчисляется система различных количественных и качественных показателей, призванная дать всестороннюю оценку деятельности компании. Показатели эффективности дают ориентировочную оценку выгодности экспортных и импортных операций.

    Одно  из его определений звучит так: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности  производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

      Можно привести еще одно понятие  рентабельности: рентабельность –  показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным  вложениям в организацию коммерческих  операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

      Разделяют рентабельность как  общую – процентное отношение  балансовой (общей) прибыли к среднегодовой  суммарной стоимости производственных  основных фондов и нормируемых  оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.

      Каждое предприятие самостоятельно  осуществляет свою производственную  и хозяйственную деятельность  на принципах самоокупаемости  и прибыльности. Предприятие имеет  определенные расходы по изготовлению  продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

      Однако абсолютная величина прибыли  не дает представления об уровне  и изменении эффективности производства  или торговли. Сумма прибыли может  увеличиваться, а эффективность  производства может оставаться  на прежнем уровне или даже  снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

  • отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
  • отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

    Реальный  смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность  затрат по прибыли, полученной после реализации.

    Распределительная функция рентабельности конкретно  проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев  для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

    Если  предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

    Результативность  и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут  оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей

    Абсолютные  показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей  прибыли за ряд лет. При этом следует  отметить, что для получения более  объективных результатов следует  рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.

    Относительные показатели меньше подвержены влиянию  инфляции т.к. представляют собой различные  соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.

    По  абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

    Эти характеристики наиболее целесообразно  рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры  сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно  более достоверно судить о работе предприятия.

    В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. 

    2.2. Показатели рентабельности 

    Показатели  рентабельности – это важнейшие  характеристики фактической среды  формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Различаются три вида рентабельности:

  • рентабельность производства,
  • рентабельность продукции (продаж),
  • рентабельность капитала.

    Рентабельность  производства представляет собой отношение  прибыли к себестоимости продукции (издержкам).

    Рентабельность  продукции (продаж) выражается отношением прибыли к объему выручки от реализации. Она показывает, какую долю составляет прибыль в каждом рубле реализованной  продукции.

    Рентабельность  капитала определяется отношением прибыли  к объему применяемого капитала. Это основной параметр, интересующий собственника предприятия. Рентабельность капитала зависит от двух основных факторов – рентабельности продаж и скорости оборота капитала. Первый фактор определяется размером наценки, которая устанавливается продавцом. Она влияет на размер прибыли, получаемой при продаже каждой единицы товара. Ее увеличение повышает рентабельность продаж за счет роста цены. Второй фактор определяет, сколько раз за год обернется капитал, принося прибыль собственнику. Чем выше скорость оборота капитала, тем больше годовая масса прибыли. Повышение цены товара для роста рентабельности продукции одновременно является фактором снижения объема продаж, роста времени реализации, замедления скорости оборота капитала и, соответственно, снижения его рентабельности.

    К показателям, характеризующим результативность деятельности предприятия, относятся  также:

    • производительность труда – количество продукции в натуральном или денежном выражении, выпущенной за определенный период времени (как правило, за год), приходящееся на одного работника.
    • фондоотдача – годовой выпуск продукции в денежной форме, соотнесенный со стоимостью основного капитала (основных средств) предприятия. Обратный этому значению показатель – фондоемкость.
    • материалоемкость – расход материала на единицу продукции или на рубль стоимости выпускаемой продукции.

    Выбор стратегии установления цены во многом определяется отраслевыми особенностями, типом сложившегося рынка, степенью его монополизации. В разных отраслях объективно складывается разная средняя скорость оборота капитала, разное соотношение основных и оборотных средств. Можно было бы предположить, что в отраслях с низкой скоростью оборота капитала, таких как судостроение, тяжелое машиностроение, доходность применения капитала будет более низкой, чем в отраслях с высокой оборачиваемостью активов, например в торговле, пищевой промышленности. Однако трудно представить, что предприниматели будут вкладывать капитал в отрасли, заведомо менее прибыльные, чем остальные. На практике в рыночной экономике действует механизм, определяющий тенденцию выравнивания уровня рентабельности капитала в разных отраслях, связанный с капиталистической конкуренцией.

     Многообразность вариантов решений, принимаемых  при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.

     Для расчета уровня доходности предприятия  все показатели рентабельности могут  быть объединены в следующие группы:

     1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

     2. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат - себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т. д.

Информация о работе Прибыль и рентабельность как основные финансовые показатели деятельности предприятия