Прибыль предприятия и факторы влияющие на повышение рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание

При переходе к рыночной системе экономических отношений в Казахстане предприятия получили самостоятельность в планировании своей хозяйственной и экономической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1.ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯИ ЕЕ ИСТОЧНИКИ…………………… 5
1.Понятие финансового результата……………………………………. 5
2.Виды прибыли…………………………………………………………. 9
2.АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….. 12
1.Анализ прибыли……………………………………………………….. 12
2.Анализ рентабельности……………………………………………….. 14
3.Планирование прибыли……………………………………………….. 17
3.ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………... 20
1.Увеличение розничного товарооборота как один из факторов увеличения прибыли………………………………………………….. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 24

Работа состоит из  1 файл

Прибыль.docx

— 63.56 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

  1. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯИ ЕЕ ИСТОЧНИКИ…………………… 5
    1. Понятие финансового результата……………………………………. 5
    2. Виды прибыли…………………………………………………………. 9
  2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….. 12
    1. Анализ прибыли……………………………………………………….. 12
    2. Анализ рентабельности……………………………………………….. 14
    3. Планирование прибыли……………………………………………….. 17
  3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………... 20
    1. Увеличение розничного товарооборота как один из факторов увеличения прибыли………………………………………………….. 20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 22

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 24

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     При переходе к рыночной системе экономических  отношений в Казахстане предприятия  получили самостоятельность в планировании своей хозяйственной и экономической  деятельности.

     Опыт  доказал жизнеспособность и эффективность  рыночного механизма в обеспечении  сбалансированности экономики, в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых  к запросам потребителей и достижениям  научно-технического прогресса. Рынок  стимулирует предприятия к решительным  действиям в овладении новыми методами хозяйствования, перестройке  своей деятельности. В условиях рынка  предприятие является главным объектом хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для  которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды.</h4>

     К основным принципам рыночной экономики  относятся следующие:

  • экономическая и юридическая самостоятельность предприятия;
  • становление свободной конкуренции;
  • свободное ценообразование;
  • недопустимость административного вмешательства государства в дела предприятия;
  • здоровая финансово-рыночная система;
  • государственная охрана основных принципов рыночной экономики.

     На  основе этих принципов каждое предприятие  строит свой финансовый (рыночный) механизм, стремясь к получению как можно  большей суммы доходов - основного  источника прибыли:

  • экономическую и юридическую деятельность осуществляет самостоятельно;
  • расходы осуществляет за  счет доходов и, как правило, обеспечивает прибыльность;
  • гарантирует материальную ответственность своим обособленным имуществом;
  • обеспечивает материальную заинтересованность работников в результатах труда.

     Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них  являются показатели прибыли, которая  в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования. Расширенного воспроизводства, решения проблем  социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли  выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия.

     Целью данной курсовой работы является изучение сущности прибыли. В данной курсовой работе будет проведен анализ прибыли и рентабельности на примере торгового предприятия.

 

  1.  ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯИ ЕЕ ИСТОЧНИКИ
 
    1. Понятие финансового  результата
 
 

     Финансовый  результат хозяйственной деятельности любой организационно правовой формы  представлен в виде прибыли или  убытка. В условиях становления и  развития рыночных отношений проблема увеличения прибыли и уменьшения убытков является главной в деятельности любого предприятия.

     Прибыль – важнейший показатель и источник финансирования хозяйственной деятельности предприятия, функционирующего на началах  коммерческого расчета. Развитие предприятия  на основе самофинансирования полностью  зависит от величины полученной прибыли.</h4>

     Прибыль как конечный финансовый результат  деятельности предприятия в различных  действующих нормативных актах  называется по разному.

     В рыночной экономике различают бухгалтерскую, экономическую и чистую прибыль.

     Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между совокупными доходами и  явными издержками обращения, которые отражены в бухгалтерской отчетности торгового предприятия.

     Пример. Сумма валового (совокупного) дохода торгового предприятия составила  за отчетный год 4111,2 тыс. тенге, а издержек обращения подотчету 2941,2 тыс. тенге. Налог на добавленную стоимость  составил 577,8 тыс. тенге.

     Балансовая  или бухгалтерская прибыль равна 592.2 тыс. тенге (4111,2-2941,2-577,8).

     Экономическая прибыль – это разность между  бухгалтерской прибылью и неявными (альтернативными) издержками обращения.

     Предположим, что в нашем примере неявные  расходы составили 45 тыс. тенге. Тогда, экономическая прибыль равна 547,2 тыс. тенге (592,2-45). Эта прибыль учитывается фирмой, предпринимателем при сопоставлении результатов различных видов деятельности, заключении различных сделок, отдельных предприятий-конкурентов.

     Чистая  прибыль представляет собой сумму  прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Эти средства торговое предприятие использует на различные нужды по своему усмотрению с учетом конкретных условий и финансового состояния. </h4>

     Прибыль торгового предприятия в размере 20 % облагается налогом, который поступает в государственный бюджет.

     Чистая  прибыль торгового предприятия  может быть направлена на:

  • производственное развитие (капитальные вложения);
  • пополнение собственных оборотных средств;
  • дивиденды пайщикам и обладателям ценных бумаг торгового предприятия;
  • социальное развитие трудовых коллективов;
  • выплату работникам различных вознаграждений и др.

       Таким образом, в увеличении  прибыли заинтересованы государство  (растет сумма налогов), предприятие  и трудовые коллективы, тем самым создается финансовая основа для согласования их экономических интересов, стимулирования рационального использования ресурсов, повышения эффективности деятельности.

     Сумма прибыли характеризует достигнутый  предприятием эффект (результат). Для  оценки уровня эффективности деятельности этот результат сопоставляется с  вложенным капиталом, с текущими затратами, с товарооборотом. Относительный показатель прибыли (ее уровень) отражает рентабельность деятельности.</h4>

     Показатели  рентабельности имеют важное значение для сопоставления результатов работы и степени конкурентоспособности отдельных предприятий. К ним относят:

  • рентабельность капитала как процентное отношение прибыли к вложенному капиталу;
  • коэффициент рентабельности как отношение прибыли к товарообороту;
  • прибыль на 1 тенге основных фондов;
  • прибыль на 1 тенге оборотных средств;
  • прибыль на 1 тенге собственных средств;
  • прибыль на 1 тенге заемных средств;
  • прибыль на 1 тенге издержек обращения;
  • прибыль на 1 тенге расходов на оплату труда;
  • прибыль на одного торгового работника;
  • прибыль на 1 м торговой площади.

     Каждый  из этих показателей отражает определенную сторону эффективности торговой деятельности, использования ресурсов, издержек обращения. Среди них в рыночной экономике следует выделить такой обобщающий для предпринимателя финансовый показатель, как рентабельность капитала. По этому показателю можно сделать вывод о степени выгодности различных видов предпринимательской деятельности.

     Повышение прибыли и рентабельности торгового  предприятия непосредственно связано как со снижением уровня расходов, так и с увеличением доходности торговой деятельности.

     Важнейший принцип рыночной экономики –  обеспечение самоокупаемости. Это значит, что все расходы покрываются соответствующими доходами. При этом сумма доходов должна превышать сумму расходов, чтобы получить наибольшую прибыль.

     Формирование  доходов от торговой деятельности непосредственно  зависит от порядка ценообразования.

     В условиях свободного ценообразования  доходами торгового предприятия является торговая надбавка. Она выступает как разность между розничной ценой, по которой товар реализуется в магазине, и ценой, по которой товар был закуплен у поставщика.

     Договорная  цена (цена закупки) зависит от фактической  себестоимости продукции, конъюнктуры  торговли (соотношения между спросом  и предложением).

     Основная  задача анализа распределения  и  использования прибыли состоит  в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли  за отчетный год по сравнению с  прошлым годом. По результатам анализа  разрабатываются рекомендации по изменению  пропорций в распределении прибыли  и наиболее рациональному ее использованию.

     Обобщенную  характеристику хозяйственной деятельности предприятий  в условиях рыночной экономики дают величина чистой  прибыли и показателей финансового  положения. Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме  №2 годовой и квартальной бухгалтерской  отчетности. К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчетного периода; нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода. Непосредственно по данным формы №2 могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов: прибыль (убыток) от финансовых и прочих операций; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль); валовый доход от реализации товаров, продукции, работ, услуг. </h4>

     Отчетность  о финансовых результатах содержит важнейшие показатели эффективной  хозяйственной деятельности предприятия. Эти данные наряду с балансом организации  составляют основную информацию, необходимую  организациям, взаимодействующим с  организацией, акционерам, дебитором  и кредиторам, банком, налоговым  органам. Поэтому в составе квартальной  и годовой бухгалтерской отчетности организации представляют отчет  о прибылях и убытках за соответствующий  период, форму №2.

     Распределение чистой прибыли - одно из направлений  внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Информация о работе Прибыль предприятия и факторы влияющие на повышение рентабельности предприятия