Прибыль предприятия и факторы влияющие на повышение рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание

При переходе к рыночной системе экономических отношений в Казахстане предприятия получили самостоятельность в планировании своей хозяйственной и экономической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1.ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯИ ЕЕ ИСТОЧНИКИ…………………… 5
1.Понятие финансового результата……………………………………. 5
2.Виды прибыли…………………………………………………………. 9
2.АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….. 12
1.Анализ прибыли……………………………………………………….. 12
2.Анализ рентабельности……………………………………………….. 14
3.Планирование прибыли……………………………………………….. 17
3.ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………... 20
1.Увеличение розничного товарооборота как один из факторов увеличения прибыли………………………………………………….. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 24

Работа состоит из  1 файл

Прибыль.docx

— 63.56 Кб (Скачать документ)

     Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

     К расходам, связанным с развитием  производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др.

     Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

     К затратам на материальное поощрение  относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

     Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две  части. Первая увеличивает имущество  предприятия и участвует в  процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую ни накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития. С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Виды прибыли
 
 

     Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

     Чистая  прибыль представляет собой сумму  прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Эти средства торговое предприятие использует на различные нужды по своему усмотрению с учетом конкретных условий и финансового состояния. </h4>

     Прибыль торгового предприятия в размере 20 % облагается налогом, который поступает в государственный бюджет.

     Чистая  прибыль торгового предприятия  может быть направлена на:

  • производственное развитие (капитальные вложения);
  • пополнение собственных оборотных средств;
  • дивиденды пайщикам и обладателям ценных бумаг торгового предприятия;
  • социальное развитие трудовых коллективов;
  • выплату работникам различных вознаграждений и др.

       Таким образом, в увеличении  прибыли заинтересованы государство  (растет сумма налогов), предприятие  и трудовые коллективы, тем самым создается финансовая основа для согласования их экономических интересов, стимулирования рационального использования ресурсов, повышения эффективности деятельности.

     В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя.  Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками. Различают валовую (или балансовую) прибыль и чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между суммой валовой прибыли и суммой налогов, отчислений, штрафных санкций и других платежей, направляемых в бюджет; передаваемых вышестоящей организации; уплачиваемых банкам в качестве процентов за кредит; а также суммой командировочных, представительских и других расходов, произведенных сверх установленных норм. Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.

     Валовую прибыль рассчитывают по формуле:</h4>

     

     где ВР – выручка от реализации; С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.

     Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения

     Прибыль (убыток) до налогообложения – это  прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

     

     где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.

     В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

     Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

     Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).  К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов). Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):

     

     где Н – сумма налогов.

     Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов.

     

     где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.

     При выборе путей увеличения прибыли  ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж и т.д.

 

  1. АНАЛИЗ  ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ  ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
 
    1. Анализ  прибыли
 
 

     Торговые  предприятия любых организационно правовых форм стремятся к максимизации прибыли. При этом ожидаемая прибыль  является основой принятия инвестиционных решений и служит мерилом успехов  хозяйственной деятельности предприятия, часть прибыли выступает источником самофинансирования и используется в качестве вознаграждения владельцам капитала.

     Прибыль представляет эффект от хозяйственной  деятельности, для ее оценки осуществляется ее анализ.

     Цель  анализа прибыли -выявить резервы повышения рентабельности и укрепления финансового положения в условиях конкуренции.

     В процессе изучения показателей прибыли  и рентабельности рассчитываются следующие аналитические показатели:

  • динамика прибыли и показатели рентабельности за ряд лет;
  • степень выполнения плана прибыли;
  • рентабельность торговли отдельными группами товаров.

     Составная часть аналитической работы –  выявление и оценка факторов, повлиявших на изменение показателей прибыли  и рентабельности.

     Для анализа используется разнообразная  экономическая информация:

  • баланс предприятия;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет о финансовых результатах и их использовании;
  • отчет об издержках обращения;
  • заключение аудиторских служб;
  • материалы ревизионных комиссий и т.п.

     Для проведения анализа может быть рекомендована  аналитическая таблица 1.

     Таблица 1 Прибыль по торговому предприятию за отчетный год 
(в тыс. тенге)

Показатель Предшествующий  год Отчетный  год  Изменения
сумма % к обороту сумма % к обороту По уровню % к обороту В сумме
1      2      3      4      5      6      7      8
1 Валовые доходы 1301,4 20,74 4111,4 21,60 +0,86 +163,8
2 Налоги 131,4 2,09 577,8 3,03 -0,94 =178,2
3       Доходы, остающиеся в распоряжении предприятия (стр.1-стр.2) 1170,0 18,65 3533,4 18,57 -0,08 -15,2
4 Издержки обращения 991,8 15,81 2941,2 15,46 -0,35 +66,6
5 Прибыль (стр.3-стр.4) 178,2 2,84 692,3 3,11 +0,27 +52,2
6 Розничный

Оборот

6274,8   19029,6               +12754,8

Информация о работе Прибыль предприятия и факторы влияющие на повышение рентабельности предприятия