Прибыль предприятия и факторы влияющие на повышение рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание

При переходе к рыночной системе экономических отношений в Казахстане предприятия получили самостоятельность в планировании своей хозяйственной и экономической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1.ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯИ ЕЕ ИСТОЧНИКИ…………………… 5
1.Понятие финансового результата……………………………………. 5
2.Виды прибыли…………………………………………………………. 9
2.АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….. 12
1.Анализ прибыли……………………………………………………….. 12
2.Анализ рентабельности……………………………………………….. 14
3.Планирование прибыли……………………………………………….. 17
3.ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………... 20
1.Увеличение розничного товарооборота как один из факторов увеличения прибыли………………………………………………….. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 24

Работа состоит из  1 файл

Прибыль.docx

— 63.56 Кб (Скачать документ)

     Из  данных таблицы видно, что сумма  прибыли в отчетном году возросла по сравнению с предшествующим годом  на 414 тыс. тенге (592,2 -178,2). По уровню прибыль  увеличилась на 0,27 % к обороту (3,11-2,84). Это значит, что при исключении фактора товарооборота, сумма которого резко возросла из-за инфляционных процессов, прибыль увеличилась лишь на 52,2 тыс. тенге (19029.6 тыс. тенге х 0,27 %).

     На  этот показатель в совокупности оказали  влияние следующие факторы (в тыс. тенге):

     - увеличение валовых доходов +163,8
     - увеличение издержек обращения +66,6
     - увеличение налогов –178,8

     В совокупности прибыль возросла на 52,2 тыс. тенге (163,8 + 66,6 – 178,2).

     К результатам анализа прибыли  можно подойти и по-другому. Сумма  прибыли увеличилась на 414 тыс. тенге. Розничный товарооборот в фактических  ценах возрос на 12754,8 тыс. тенге, что  способствовало росту прибыли на 361,8 тыс. тенге (12754,8 тыс. тенге х 2,84 %). Это значит, что под влиянием других факторов (кроме товарооборота) прибыль увеличилась на 52,2 тыс. тенге (414 -361,8). Отсюда можно сделать вывод: рост суммы прибыли объясняется главным образом увеличением суммы товарооборота.

     Анализ  прибыли дополняется глубоким изучением  всех показателей рентабельности за ряд лет. Среди них целесообразно выделить прибыль по отношению к вложению капитала, этот показатель в рыночной экономике наилучшим образом отражает экономическую эффективность деятельности предприятия. При этом выявляются факторы, повлиявшие на динамику показателей рентабельности. Так, на прибыль по отношению к капиталу значительное влияние оказывает скорость обращения капитала. Главным фактором, влияющим на прибыль по отношению к основным фондам, является фондоотдача. Прибыль по отношению к трудовым ресурсам во многом складывается под воздействием показателей по труду, в частности производительности труда работников.

     Для расчета отдельных показателей  рентабельности торговли может быть составлена аналитическая таблица (табл. 24). 
 

    1. Анализ  рентабельности
 
 

     Сумма прибыли характеризует достигнутый  предприятием эффект (результат). Для  оценки уровня эффективности деятельности этот результат сопоставляется с вложенным капиталом, с текущими затратами, с товарооборотом. Относительный показатель прибыли (ее уровень) отражает рентабельность деятельности.</h4>

     Показатели  рентабельности имеют важное значение для сопоставления результатов работы и степени конкурентоспособности отдельных предприятий. К ним относят:

  • рентабельность капитала как процентное отношение прибыли к вложенному капиталу;
  • коэффициент рентабельности как отношение прибыли к товарообороту;
  • прибыль на 1 тенге основных фондов;
  • прибыль на 1 тенге оборотных средств;
  • прибыль на 1 тенге собственных средств;
  • прибыль на 1 тенге заемных средств;
  • прибыль на 1 тенге издержек обращения;
  • прибыль на 1 тенге расходов на оплату труда;
  • прибыль на одного торгового работника;
  • прибыль на 1 м торговой площади.

     Каждый  из этих показателей отражает определенную сторону эффективности торговой деятельности, использования ресурсов, издержек обращения. Среди них в рыночной экономике следует выделить такой обобщающий для предпринимателя финансовый показатель, как рентабельность капитала. По этому показателю можно сделать вывод о степени выгодности различных видов предпринимательской деятельности.

     Повышение прибыли и рентабельности торгового  предприятия непосредственно связано как со снижением уровня расходов, так и с увеличением доходности торговой деятельности.

     Важнейший принцип рыночной экономики –  обеспечение самоокупаемости. Это значит, что все расходы покрываются соответствующими доходами. При этом сумма доходов должна превышать сумму расходов, чтобы получить наибольшую прибыль.

     Формирование  доходов от торговой деятельности непосредственно зависит от порядка ценообразования.

     В условиях свободного ценообразования  доходами торгового предприятия является торговая надбавка. Она выступает как разность между розничной ценой, по которой товар реализуется в магазине, и ценой, по которой товар был закуплен у поставщика.

     Договорная  цена (цена закупки) зависит от фактической  себестоимости продукции, конъюнктуры  торговли (соотношения между спросом и предложением).

     Величина  торговой надбавки устанавливается  в процентах к договорной цене. Она предназначена для:

  • возмещения издержек обращения торгового предприятия;
  • уплаты налога на добавленную стоимость и специального налога
  • образования торговой прибыли,

     Наряду  с доходами от непосредственной реализации товаров (оптовых торговых надбавок) торговые предприятия имеют ряд  дополнительных доходов (от внереализованных операций).

     К ним относят доходы:

  • от сдачи основных средств в аренду;
  • дивиденды по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям;
  • от долевого участия в совместных предприятиях;
  • от операций с тарой;
  • от полученных штрафов и иных сумм в виде экономических санкций и т.п.

     В условиях экономической свободы  особую значимость представляют доходы, остающиеся в распоряжении торгового  предприятия, т.е. за вычетом налогов, взимаемых с суммы торговых надбавок. Именно эти доходы формируют прибыль предприятия и покрывают его расходы.

     Как уже указывалось, все расходы  торгового предприятия делятся на материальные затраты и расходы на оплату труда работников. Если из суммы доходов вычесть материальные затраты, то получаются средства, предназначенные для образования фондов потребления и накопления. С увеличением фонда потребления уменьшается фонд накопления, и, наоборот.

     Основные виды доходов  торгового предприятия

     Итак, можно выделить следующие виды доходов  торгового предприятия:

  • валовые доходы, т.е. вся сумма доходов предприятия;
  • доходы от реализации товаров;
  • доходы от внереализованных операций;
  • доходы, остающиеся в распоряжении предприятия, для возмещения расходов и получения прибыли;
  • доходы для образования фондов потребления и накопления.
 

     В условиях свободного предпринимательства  и конкуренции целесообразно  сопоставить показатели рентабельности с данными других предприятий. Использование  различных показателей позволяет  не только оценить экономическую  эффективность работы предприятия, но и оценить отдельные стороны его деятельности, т.е. эффективность использования отдельных видов ресурсов или затрат.

     Таблица 2. Рентабельность торгового предприятия за отчетный год (в %)

     Показатель Предшествующий год Отчетный  год Отклонения
     1      2 3      4
Прибыль:                     
к вложенному капиталу 8,3 9,8 +1,0
к основным средствам 28,6 34,0 +5,4
к оборотным средствам 11,7 13,7 +2,0
к средствам, направленным оплату труда  работников 61,0 69,1 +7,6
к совокупной сумме ресурсов 7,3 8,6 +1.3
к издержкам обращения 18,0 20,1 +2,1

     Данные  таблицы свидетельствуют об улучшении  за анализируемый период всех показателей  рентабельности, что отражает повышение  экономической эффективности деятельности торгового предприятия.

     При наличии соответствующей информации, в частности показателей издержкоемкости, выявляется рентабельность торговли отдельными группами товаров.

     Пример. Торговая надбавка по группе «Хлеб  и хлебобулочные изделия» установлена 22 %. Налоги составляют 11,5 % от добавленной стоимости.

     Издержки  обращения по их реализации рассчитаны в 10, 6 % к розничному товарообороту.

     Следовательно, валовые доходы по отношению к  товарообороту составляют 18 % (22 % х 100 %) / 122 %, а доходы в пользу торгового предприятия -75,9 % (18 % х 0,885). Прибыль равна 5,3 % к розничному обороту (15,9 - 10,6).

     Таким образом, в рыночных условиях сравниваются показатели рентабельности торговли отдельными группами товаров. Выявляются резервы их повышения, делаются необходимые выводы о стратегии изменения структуры товарооборота. При этом целесообразно в совокупности «взвесить», учесть все положения и негативные последствия намеченных структурных сдвигов. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Планирование  прибыли
 
 

     В условиях развития рыночных отношений  прибыль выполняет важные функции. Она выступает критерием эффективности  управления хозяйственно- финансовой деятельности, но и является условием обеспечения экономического роста. Механизм управления формированием  прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показания  с показателями объема товарооборота, доходов и издержек обращения  торгового предприятия.</h4>

     Из  перечисленных показателей первоначально  необходимо рассмотреть методы планирования доходов. В рыночных условиях предприятия  самостоятельно рассчитывают сумму  доходов на предстоявший период. Такие  плановые расчеты служат в дальнейшем основой для планирования прибыли.

     Для экономического обоснования планируемой  суммы походов используется следующая информация:

  • намеченный объем розничного товарооборота в целом и по отдельным группам товаров;
  • перечень поставщиков товаров;
  • проектируемые показатели издержек обращения и других расходов;
  • размеры налогов, устанавливаемых от суммы валовых доходов;
  • прогнозируемые размеры торговых надбавок;
  • материалы анализа за предыдущий период и выявленные резервы повышения доходности.

     Для повышения обоснованности рекомендуется  проводить много вариантные плановые расчеты доходов.</h4>

     Первый  подход носит целевой характер. Необходимая  сумма доходов на планируемый  период определяется на основе проектируемых показателей издержек обращения и прибыли (табл. 3).

Информация о работе Прибыль предприятия и факторы влияющие на повышение рентабельности предприятия