Привлечение и использование иностранных инвестиций (на примере машиностроительного комплекса России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы показать состояние и развитие российского машиностроительного комплекса на данный момент времени, а также проанализировать, как иностранные инвестиции привлекаются в российское машиностроение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Развитие машиностроительного комплекса России……………………… 5
1.1. Состояние машиностроительного комплекса России…………………………. 5
1.2. Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроительного комплекса……………………………………………………………………………...15
Глава 2. Оценка эффективности использования иностранных инвестиций…….. 18
2.1. Понятие иностранных инвестиций……………………………………………..18
2.2. Методика оценки эффективности использования иностранных инвестиций. 24
2.3. Способы привлечения иностранных инвестиций в машиностроительный комплекс……………………………………………………………………………... 28
Глава 3. Анализ привлечения и использования иностранных инвестиций в машиностроении…………………………………………………………………….. 30
3.1. Анализ использования иностранных инвестиций в машиностроительном комплексе России…………………………………………………………………….30
3.2. Анализ использования иностранных инвестиций в машиностроительном комплексе Самарской области……………………………………………………….33
3.3. Повышение инвестиционной привлекательности машиностроительного комплекса для иностранных предприятий и организаций……………………….. 39
Заключение…………………………………………………………………………... 43
Библиографический список………………………………………………………… 46

Работа состоит из  1 файл

Экономика машиностроения.doc

— 454.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Развитие машиностроительного комплекса России……………………… 5

1.1. Состояние  машиностроительного комплекса России…………………………. 5

1.2. Инвестиционная  привлекательность предприятий машиностроительного комплекса……………………………………………………………………………...15

Глава 2. Оценка эффективности использования иностранных инвестиций…….. 18

2.1. Понятие  иностранных инвестиций……………………………………………..18

2.2. Методика  оценки эффективности использования иностранных инвестиций. 24

2.3. Способы привлечения иностранных инвестиций в машиностроительный комплекс……………………………………………………………………………... 28

Глава 3. Анализ привлечения и использования иностранных инвестиций в машиностроении…………………………………………………………………….. 30

3.1. Анализ использования иностранных инвестиций в машиностроительном комплексе  России…………………………………………………………………….30

3.2. Анализ использования иностранных инвестиций в машиностроительном комплексе Самарской области……………………………………………………….33

3.3. Повышение инвестиционной привлекательности машиностроительного комплекса для иностранных предприятий и организаций……………………….. 39

Заключение…………………………………………………………………………... 43

Библиографический список………………………………………………………… 46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  привлечения и использования иностранных капиталовложений в экономике России сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. В бывших социалистических странах именно из-за отсутствия или пониженного реального спроса активы оказываются недооцененными – их рыночная стоимость, как правило, значительно ниже балансовой. Приток иностранного капитала как раз способен изменить ситуацию и способствовать значительному спросу на активы.

     Привлечение и использование иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса. Для российской экономики они являются как бы пришельцами из завтрашнего дня.

     По  отношению иностранных инвесторов к работе на российском рынке можно  судить о состоянии инвестиционного  климата в России. В отличие  от отечественных инвесторов, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам. По динамике иностранных инвестиций можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране в отношении инвестиций.

     Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством  роста объёмов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

     Инвестиции  определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение инвестиций в экономику РФ и их освоение способствуют повышению производительного потенциала её экономики.

     Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

     Инвестиции  играют важную роль на микроуровне. На этом уровне они необходимы для достижения таких целей, как: расширение и развитие производства; недопущение физического и морального износа основных фондов; повышение технического уровня производства; повышение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции конкретного производства; осуществление природоохранных мероприятий; приобретение ценных бумаг и вложение средств в активы других предприятий.

     В конечном итоге они необходимы для  обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного  финансового состояния и максимизации прибыли.

     Таким образом, инвестиции являются важнейшей  экономической категорией и играют значимую роль как на макро-, так  и на микроуровне, в первую очередь  для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.

     Цель  моей курсовой работы состоит в том, чтобы показать состояние и развитие российского машиностроительного  комплекса на данный момент времени, а также проанализировать, как  иностранные инвестиции привлекаются в российское машиностроение.

     Структура курсовой работы. Моя курсовая работа состоит из 44 страниц печатного текста, написанных на основе 24 источников.

Глава 1. Развитие машиностроительного  комплекса России

1.1. Состояние машиностроительного комплекса России

     В настоящее время машиностроение России представляет собой комплекс отраслей промышленности, а также  интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли, изготавливающих  средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику.

     Роль  и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая  отрасль экономики страны, тесно  взаимосвязанная с ведущими отраслями  экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.

     От  уровня развития машиностроения зависят  важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40 % от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении – около 4 млн. человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности. Таким образом, степень подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом определяет кадровый потенциал промышленности России.

     Машиностроение  включает в себя более 20 подотраслей: энергетическое, металлургическое, горно-шахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническую, станко-инструментальную и инструментальную промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильную, подшипниковую промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронную промышленность. При этом для каждой подотрасли машиностроения образовательными профессиональными учреждениями должны быть подготовлены  специалисты от квалифицированного рабочего до руководителя предприятия.

     В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4 % приходится на автомобилестроение, 12,3 % - на электротехнику и приборостроение, 10,3 % - на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, 6 % - на химическое и нефтехимическое машиностроение, 2,4 % - на машиностроение для легкой и пищевой промышленности, 2,1 % - на строительно-дорожное машиностроение, 1,9 % - на станко-инструментальную промышленность, 1,8 % - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, свыше 35 % - на оборонные и другие подотрасли.

     В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20 % (второе место, после  топливно-энергетического комплекса), что, однако, в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где он достигает 35 – 50 %. В структуре валовой добавленной стоимости промышленности доля машиностроения уступает только ТЭК и составляет около 30 %.

     Машиностроение  занимает второе место (после топливной промышленности) по стоимости основных промышленно-производственных фондов крупных и средних промышленных предприятий. В структуре инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности страны доля машиностроения составляет более трети и более 15 % - в структуре инвестиций по всем отраслям экономики.

     Отрасль занимает второе место (после топливной  промышленности) по вкладу в бюджет Российской Федерации. Предприятия  отрасли имеются в большинстве  регионов России, оказывая существенное влияние на развитие социальной инфраструктуры и состояние региональных и российского рынков труда. Являясь крупным потребителем продукции металлургии, химической промышленности, энергетики, транспорта и связи, машиностроительный комплекс содействует развитию этих и других отраслей [2].

     Потребности машиностроительной отрасли в кадрах обеспечивают сотни технических  университетов, учреждений  дошкольного, начального, среднего профессионального  образования страны и тысячи других социальных организаций.

     Таким образом, роль и значение машиностроительного  комплекса в социально-экономическом  развитии страны на данном этапе невозможно переоценить. Однако особое, определяющее значение машиностроение приобретает  в свете перспектив социально-экономического развития страны.

     Машиностроение, как системообразующая отрасль  отечественной экономики, определяющая уровень производственного и  кадрового потенциалов страны, обороноспособности государства, а также устойчивого  функционирования всех отраслей промышленности, является главным плацдармом подъема экономики России и придания ей инновационного характера.

     От  развития машиностроения во многом зависит  – сможет ли Россия занять ведущее  место среди государств, обладающих высокотехнологичной промышленностью  и производящих продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, или превратится в сырьевой придаток экономик развитых стран мира.

     Президент Российской Федерации в своих  посланиях Федеральному Собранию и  в Стратегии развития России до 2020 года сформулировал задачи: инновационного развития и выхода страны в число мировых технологических лидеров,  удвоения к 2010 году ВВП, повышения уровня и качества жизни граждан, обеспечения безопасности.

     Столь же четко он определил то,  что  решение  этих задач должно базироваться на создании диверсифицированной, инновационной,  динамично развивающейся, конкурентоспособной национальной экономики, важнейшим критерием которой должно являться не только количественное приращение валового продукта, но и повышение качества и уровня жизни человека.

     То  есть, по сути дела,  речь идет о масштабном  цивилизационном проекте, о выходе России на новый качественный уровень,  результатом которого должно стать  построение на основе  достижений современной  информационной и научно-технической  революции нового интенсивного постиндустриального общества, обеспечивающего конкурентоспособность России в  глобальном мире.

     В конечном счете, основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда и роста благосостояния населения является опережающее развитие машиностроительного комплекса, который осуществляет насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями.

Информация о работе Привлечение и использование иностранных инвестиций (на примере машиностроительного комплекса России)