Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:12, курсовая работа
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы показать состояние и развитие российского машиностроительного комплекса на данный момент времени, а также проанализировать, как иностранные инвестиции привлекаются в российское машиностроение.
Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Развитие машиностроительного комплекса России……………………… 5
1.1. Состояние машиностроительного комплекса России…………………………. 5
1.2. Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроительного комплекса……………………………………………………………………………...15
Глава 2. Оценка эффективности использования иностранных инвестиций…….. 18
2.1. Понятие иностранных инвестиций……………………………………………..18
2.2. Методика оценки эффективности использования иностранных инвестиций. 24
2.3. Способы привлечения иностранных инвестиций в машиностроительный комплекс……………………………………………………………………………... 28
Глава 3. Анализ привлечения и использования иностранных инвестиций в машиностроении…………………………………………………………………….. 30
3.1. Анализ использования иностранных инвестиций в машиностроительном комплексе России…………………………………………………………………….30
3.2. Анализ использования иностранных инвестиций в машиностроительном комплексе Самарской области……………………………………………………….33
3.3. Повышение инвестиционной привлекательности машиностроительного комплекса для иностранных предприятий и организаций……………………….. 39
Заключение…………………………………………………………………………... 43
Библиографический список………………………………………………………… 46
Машиностроение
в советской экономике
В 90-е годы, в период спада экономики объем производства машиностроительной продукции снизился в несколько раз, причем удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства сократился до 16 %. Наибольший спад произошел в самых передовых отраслях машиностроительного комплекса, таких как: станко-, авиа- и приборостроении, электронной и электротехнической промышленности и др.
Причины кризиса
Однако
ряд специфических
В настоящее время в структуре машиностроительного комплекса объединено более 7,5 тысячи крупных и средних предприятий девяти бывших отраслевых министерств. Из них 3,3 тысячи предприятий, наиболее значимых для промышленности, курируются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Основная часть предприятий приватизирована (90 %), причем более 80 % из них выкуплены полностью. Основная доля государственной собственности сконцентрирована в научных учреждениях и проектных организациях.
В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями, их условно можно объединить в 5 групп:
Доля машиностроения в общем выпуске производственной продукции в России после пика падения в 1995 – 1998 годах до 16 % начала затем несколько расти. Основными факторами, обусловившими этот рост производства стали: развитие процессов импортозамещения, проведение на предприятиях работ по оптимизации мощностей, реструктуризация долгов предприятий перед бюджетами различных уровней, освоение новой техники, рост объемов поставок на экспорт отдельных видов машиностроительной продукции.
Эти внешние положительные факторы подкреплялись действиями законодательной и исполнительной власти по снижению ставки по ряду налогов, что позволило обеспечить рост рентабельности выпуска товарной продукции с 5,4 % в 1998 году до 12,5 % в 2002-м. Одновременно сократилась и доля убыточных предприятий с 40,3 до 26,1 %. За счет увеличения спроса на внутреннем рынке более стабильно развивались железнодорожное машиностроение (2000 год – на 107,4 %, 2001-й – на 126 %, 2002-й – на 121,7 %), машиностроение для легкой и пищевой промышленности (2000 год – на 109,5 %, 2001-й – на 107,1 %, 2002-й – на 115,9 %) [2].
К тому же некоторые предприятия, теряя количественные показатели в производстве продукции, все же решали вопросы обновления выпускаемых изделий. Однако неразвитость внутреннего рынка не позволила в полной мере организовать массовый сбыт производимой продукции, и только предприятия, имеющие значительную экспортную составляющую, смогли успешно справиться с финансовыми проблемами.
Однако
к 2001 году завершилась фаза непосредственного
использования преимуществ
С 2002 года начинается замедление темпов роста производства по многим видам машиностроительной продукции, а в станко-инструментальной промышленности, тракторном и сельскохозяйственном, металлургическом машиностроении и автомобилестроении наметились устойчивые тенденции к спаду производства. В целом по машиностроению темпы роста становятся почти в два раза ниже, чем в среднем по промышленности. Рентабельность производства, имевшая после 1998 года тенденцию к росту, вновь снизилась, а количество убыточных предприятий опять поднялось до 40,9 %. Ухудшилось финансовое состояние машиностроения, которое характеризуется двукратным превышением кредиторской задолженности над дебиторской. Просроченная кредиторская задолженность, приходящаяся на отрасль, составляет в настоящее время почти четверть от всей просроченной задолженности в промышленности и продолжает расти. Выработка продукции на одного рабочего в машиностроении продолжает оставаться одной из самых низких и составляет 286 тысяч рублей в год, тогда как в среднем по промышленности этот показатель достигает почти 600 тысяч рублей в год. Соответственно и уровень зарплаты в машиностроении более чем на четверть ниже, чем в среднем по промышленности, что ведет к обострению кадровых проблем.
К сожалению, кратковременный всплеск роста производства не привел машиностроение к решению главной задачи – модернизации оборудования и технологий, прежде всего, из-за недостаточных инвестиций в основной капитал и низкой инновационной восприимчивости предприятий.
Можно отметить, что уровень инновационной активности на предприятиях после падения в кризисный период в несколько раз и сейчас остается низким, механизмы продвижения перспективных разработок в производство работают неэффективно.
В
настоящее время на российском рынке
появились новые производители
автомобильной и крупной
Между тем, физический и моральный износ основных средств производства достиг критического уровня (от 65 до 75 %). Выбытие основных фондов идет с темпом 1,5 – 2,5 % в год, тогда как годовой темп обновления технологической базы не превышает 0,1 – 0,5 %. При этом удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу, возникшему в развитых странах в 90-е годы, составляет лишь 8 %.
В
наиболее сложном положении оказалась
важнейшая отрасль
Все
это порождает замкнутый
К сожалению, приходиться констатировать, что в нынешнем состоянии предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. По оценкам экспертов, на мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских машиностроительных компаний.
Отдельно следует взглянуть на состояние машиностроения с точки зрения его воздействия на экономическую безопасность страны. Индикаторами экономической безопасности в производственной сфере принято считать следующие показатели: долю в промышленном производстве обрабатывающей промышленности с пороговым значением 70 % и долю в промышленном производстве машиностроения – 30 %. Фактически эти показатели в настоящее время выходят за пределы пороговых значений и равны соответственно менее 50 % и 20 %. Особую тревогу вызывает резкое снижение доли наукоемкой продукции. При пороговом значении по доле новых видов продукции в объеме выпускаемой машиностроительной продукции в размере 6 % фактическая доля составляет 2,6 %. Нельзя не сказать и о низком уровне подготовленности выпускников технических университетов – основного источника кадрового потенциала, ввиду их недостаточной практической подготовки на современном оборудовании, незнания передовых технологий, которые в рамках обедненной технической базы университетов не могут быть даны надлежащим образом.
Таким образом, анализ современного состояния машиностроения дает основания говорить, что, несмотря на некоторые положительные тенденции последнего времени, комплекс проблем в отрасли пока не преодолен. Отсутствие со стороны государства продуманной стратегии переходного периода к рыночным отношениям привели к тому, что, оказавшись в условиях необходимости самофинансирования, при отсутствии практического опыта деятельности в условиях рынка, большинство предприятий машиностроительного комплекса вынуждены были существовать в режиме выживания. Результатом этого явилась утрата рыночных позиций, развал и банкротство множества предприятий, отток квалифицированных кадров, критическое моральное и физическое старение технологий и оборудования. Поэтому большинство промышленных предприятий России до сих пор имеют структуру производства и используют технологии, внедренные еще в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях плановой экономики. Кроме того, происходит обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий (так называемый спазм ликвидности), что в свою очередь определяет их низкую кредитную и инвестиционную привлекательность.
Можно
сделать вывод о том, что резервы
повышения эффективности
Жизненно
необходима переориентация отечественного
машиностроения на интенсивный, опережающий
путь развития, что предполагает необходимость
решения комплекса накопившихся взаимосвязанных
и взаимообусловленных проблем в законодательной,
нормативно-правовой, финансово-экономической,
образовательной, кадровой и иных сферах.
При этом фактор времени приобретает решающее
значение, если учесть, что развитые страны
перевооружают свою промышленность каждые
7 – 10 лет [5].