Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы вступает рассмотрение проблем развития агропромышленного комплекса Беларуси.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- дать определение АПК, рассмотреть его структуру и основные функции;
- оценить состояние агропромышленного комплекса Беларуси;
- изучить проблему реформирования аграрных отношений в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………………………….
Агропромышленный комплекс, его структура и функции…………………………………
Оценка состояния агропромышленного комплекса
Сущность экономической эффективности производства………………………………….
Показатели экономической эффективности в современный период………………………
Повышение эффективности производства в современный период......................................
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………
реформирования отношений собственности не столь проста, как казалось, и ее
результаты не столь очевидны. Объяснение этому надо искать в том, что
рассматриваемая проблема включает два раздельных, хотя и тесно
взаимоувязанных аспекта:
. во-первых, это перевод отношений собственности, унаследованных от
централизованно планируемой экономики, на либерально- рыночное
рельсы;
.
во-вторых, это решение вопроса
о повышении общей
национальной экономики, обеспечении ее конкурентоспособности,
достижении мировых показателей в производительности и качестве
продукции.
Что касается первого аспекта (рыночно- капиталистическое
реформирование отношений собственности), то здесь все достаточно ясно. На
этот счет имеется множество рекомендаций, исходящих как от международных
организаций, так и от правительственных экспертов и предпринимательских
кругов. Все сходятся на том, что есть незыблемые общие закономерности и
принципы политики реформ, пренебрежение которыми означает лишь повторение
чужих и собственных ошибок и что существует так называемый порядок мирового
рынка, который заставляет все страны подтягивать свою экономику до мировых
стандартов.
Существует консенсус и
его положено радикальное преобразование отношений собственности –
разгосударствление и приватизация государственной (республиканской и
муниципальной) собственности, поддержка частного предпринимательства,
создание ”настоящего” (”ответственного”) собственника-хозяина. Если
говорить о подъеме национального производства, выводе его на мировые
рубежи, то, несмотря на принимаемые меры, частую корректировку курса
реформ, заметных сдвигов в этом направлении нет.
Бесчисленные рекомендации международных финансово- банковских
организаций в части реформирования собственности, а также законодательные
акты Беларуси по вопросам разгосударствления и приватизации при неизбежных
различиях объединяет одно общее свойство: как правило, их предельными
целевыми ориентирами являются закрепление приоритетности приватизации,
определение условий и механизмов ее проведения, выработка мер по поддержке
частного предпринимательства. Как свидетельствует анализ подобных
документов, довлеет формальная- административно- правовая сторона дела.
Однако главное даже не в этом, а в том, что реформирование отношений
собственности, реструктуризация экономики мыслятся и осуществляются
исключительно на уровне отдельных предприятий. Парадоксально, но в принятом
подходе совершенно упускается из вида аспект повышения эффективности
национального производства в целом – в его государственном, национальном
масштабе. Решение этой ключевой задачи как бы переносится ”на потом”,
связывается с бесконечной цепочкой банкротств, санаций, разукрупнения
промышленных ”гигантов”, демонополизацией и прямой ликвидацией предприятий.
Повышение эффективности производства рассматривается только применительно к
отдельным предприятиям. Причем под эффективностью подразумевается
достижение достаточной прибыльности производства безотносительно к сфере
деятельности и производимой продукции.
Вполне очевидно, что такой подход к реформированию отношений
собственности идет вразрез с потребностями обеспечения бесперебойного и
устойчивого хода общественного воспроизводства, игнорирует сложившиеся
кооперационные связи между предприятиями, затрудняет рациональное
использование ресурсного потенциала республики и ослабляет хозяйственную
систему в целом. Вместо ожидаемых ”точек роста” сплошь и рядом появляются
очаги нестабильности.
Для иллюстрации сошлемся на два случая, получивших особо широкую
огласку. Первый касается преобразования знаменитого некогда колхоза
”Рассвет” в АО ”Агропромышленное объединение ”Рассвет” Кировского района”.
Дробление хозяйства на ряд самостоятельных ”фирм”, переориентация на
прибыльные сферы активности – торгово-посредническую деятельность,
транспортные услуги, банковские операции и т.п. – дали с точки зрения
рыночной логики определенный эффект. Однако одновременно (и это более
существенно) пришла в упадок основная сфера деятельности предприятия –
производство сельскохозяйственной продукции. Вдвое сократились сбор
зерновых и поголовье скота, не обновлялся машинно-тракторный парк,
разрушались хозяйственные постройки и т.п.
Второй пример связан с ПО ”Коралл”. Это госпредприятие выпускало
кинескопы для телевизоров (полный цикл производства – от литья экранного
стекла до сборки). В 1996г. предприятие акционировано, а в январе 1997г.
фактически отдано под обещанные 24 млн. долл. Американской фирме ”Вестрей
Инк” (67% акций). Как вскоре выяснилось, фирма была не в состоянии
осуществить модернизацию производства. Договор с ней расторгнут. В итоге
мощное и передовое предприятие оказалось ”у разбитого корыта”. Сейчас здесь
осталась лишь ограниченная сборка кинескопов из комплектующих, поступающих
из Югославии. Проводится разукрупнение. Выделены в самостоятельные субъекты
завод ”Модуль”, инструментальное производство, транспортное хозяйство. К
освобождающимся производственным площадям присматривается бельгийская
компания. Канадская фирма намерена на базе стекловарочных печей
организовать выпуск стеклотары (”евробанки”) до 200 млн. штук в год.[1]
Приведенные примеры, хотя и не типичны, но показывают
несостоятельность попыток реформирования государственной и колхозно-
кооперативной собственности, ориентированного главным образом на отдельные
предприятия и строящегося без учета глобальных интересов. В национальном
хозяйстве в принципе недопустимо решать частные вопросы в ущерб целому.
Отношения собственности общенационального уровня охватывают всю
совокупность наличных условий и факторов производства и включают всю массу
действующих субъектов хозяйствования. Следовательно, чтобы быть
эффективными, отношения собственности должны строится таким образом, чтобы,
с одной стороны, обеспечивать всесторонний охват и максимальное
использование имеющихся в обществе производственных ресурсов и, с другой –
гарантировать расширенное воспроизводство и качественное обновление этих
ресурсов путем интенсивного взаимодействия предприятий в производственной
активности. Более конкретно, эффективность отношений собственности
определяется уровнем их организации, т.е. тем простором, который эта
организация дает для свободного перемещения материальных и нематериальных
ресурсов между
предприятиями.
Однако следует заметить, что результаты получены путем прямого
сопоставления показателей хозяйственной деятельности предприятия двух
секторов и в этом отношении являются достаточно грубыми. Хотя и по ним
можно сказать, что предприятия негосударственной сферы немного обгоняют
государственные. А если учесть тот факт, что условия спроса на продукцию
последних в данном периоде были значительно благоприятнее, то можно
заметить, что, если
бы у негосударственных
то их эффективность была бы заметно выше, чем у государственных
предприятий.
Далее в ходе исследования приватизированные предприятия были
дифференцированы на две группы по глубине приватизации: предприятия с долей
государства в акционерном капитале от 25 до 50% (группа А) и с долей
государства менее 25% (группа Б). Эти две группы предприятий сравнивались с
государственными
предприятиями – с долей
более 50%.
Приватизированные предприятия в 1996г., как и в предыдущие периоды
(1993-1995гг.), характеризуются более высоким уровнем экономической
эффективности по сравнению с государственным сектором. Их преимущество по
общему показателю экономической эффективности обусловлено относительно
высоким уровнем средних индивидуальных показателей производительности
труда, рентабельности продукции, фондоотдачи и оборачиваемости оборотных
средств. По коэффициенту оборачиваемости оборотных средств группа А
”просела”. Этот показатель является сравнительно специфическим, поскольку
его дифференциация в большей мере прослеживается не столько по формам
собственности, сколько в отраслевом разрезе, точнее, по видам продукции (в
зависимости от длительности производственного цикла). В основном отставание
предприятий группы А наблюдалось в отраслях со сравнительно коротким циклом
(пищевая и
промышленность строительных
длительным циклом ( например, в машиностроении и химии) коэффициент
оборачиваемости на предприятиях этой группы наиболее высокий.
По показателю рентабельности средние характеристики по трем группам
предприятий довольно близки– они составляют –7,8 и –6,5%. При этом если в
1995г. приватизированные предприятия были прибыльными, а государственные -
убыточными, то в 1996г. все предприятия стали убыточными, что
свидетельствует об усилении тенденции к снижению рентабельности продукции