Пути повышения качества продукции предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 00:29, курсовая работа

Описание

В современной науке и практике управления менеджмент качества играет особенно важную роль. Это связанно с тем, что в условиях современного рынка именно качество работы субъектов хозяйствования определяет конечные результаты их функционирования, следовательно, эффективность всей национальной экономики в целом. Особенно актуальной проблему управления качеством делают процессы роста рыночной конкуренции, связанные с повышением степени открытости национальной экономики и ее более глубокой интеграцией в систему международных хозяйственных связей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Сущность и показатели качества продукции предприятия
Методы управления и контроль качества продукции
Затраты на качество продукции. Классификация затрат на качество
Система управления качества продукции предприятия


АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Краткая характеристика анализируемого предприятия
Политика предприятия «Хлебушек» в области качества
2.3. Деятельность предприятия «Хлебушек» по улучшению качества


3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1. Результаты деятельности предприятия ООО «Хлебушек»

3.2. Стимулирование повышения качества продукции


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 
 

      Институт  государственного управления

Кафедра экономики предприятия 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

      На  тему «Пути повышения качества продукции  предприятия» 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                                                                          Веревка А.И.

Студентка 3 курса

группа –  ГРНЭ-1  

Проверила:                                                                                Побединская А.Ю. 
кандидат экономических

наук, доцент 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск

2008

      ВВЕДЕНИЕ 

  1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 
      
    1. Сущность  и показатели качества продукции  предприятия
    2. Методы управления и контроль качества продукции
    3. Затраты на качество продукции. Классификация затрат на качество
    4. Система управления качества продукции предприятия
 
      
  1. АНАЛИЗ  КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
    1. Краткая характеристика анализируемого предприятия
    2. Политика предприятия «Хлебушек» в области качества

      2.3.    Деятельность предприятия «Хлебушек»  по улучшению качества  

      3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

      3.1. Результаты деятельности предприятия  ООО «Хлебушек»

      3.2. Стимулирование повышения качества продукции 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

      ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      В современной науке и практике управления менеджмент качества играет особенно важную роль. Это связанно с тем, что в условиях современного рынка именно качество работы субъектов хозяйствования определяет конечные результаты их функционирования, следовательно, эффективность всей национальной экономики в целом. Особенно актуальной проблему управления качеством делают процессы роста рыночной конкуренции, связанные с повышением степени открытости национальной экономики и ее более глубокой интеграцией в систему международных хозяйственных связей.

      Современные концепции управления качеством исходят из того, что реальная эффективность такого управления может быть достигнута только при системном рассмотрении самого качества в разрезе всех его проявлений, стадий формирования и детерминирующих факторов. В связи с этим современный менеджмент качества является деятельностью, охватывающей все иерархические уровни управления в организации, начиная со стратегического уровня высших менеджеров и заканчивая оперативно-тактическим уровнем работников управления первичного звена.

      Необходимо  учитывать, что эффективное управление качеством  возможно лишь при полноценном использовании всего человеческого потенциала организации. Такой подход предопределяет необходимость привлечения к работам по обеспечению и улучшению качества не только работников управления и инженерно-технических специалистов соответствующего профиля, но и всего исполнительного персонала, труд которого непосредственным образом отражается на качественных параметрах создаваемой продукции или услуг. Невозможно управлять качеством силами отдельно взятой службы или в рамках отдельного производственного подразделения предприятия. Достижение реальных результатов в области качества обеспечивается лишь целенаправленными согласованными усилиями всех участников производственной цепочки, начиная от поставщиков ресурсов и заканчивая персоналом сбытовых служб.

      Эффективное управление качеством должно охватывать все стадии производственного процесса и все этапы жизненного цикла создаваемой продукции или услуг.

      Учитывая  многоплановость и сложную внутреннюю структуру современного менеджмента качества, в данной работе необходимо рассмотреть вопросы, лежащие в основе процессов управления качеством: сущность и значение управления качеством как фактора эффективности функционирования предприятия; системные особенности процессов управления качеством; методы контроля качества продукции предприятий; управление затратами на обеспечение качества продукции и др.

      Повышение качества продукции имеет большое  значение для производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объёма реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества  и большей потребительной стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от выпуска высококачественной продукции также имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа.

      Отсюда  вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов. 
 
 
 

      1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА  И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

      1.1. Понятие и показатели качества продукции.

      Повышение качества продукции имеет большое  значение для производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительной стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от выпуска высококачественной продукции также имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа.

      Отсюда  вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

      Качество  продукции — это совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии [11].

      Свойство  продукции — это объективная особенность товара, которая может проявляться при его создании, эксплуатации или потреблении. Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс (техника). Термин «потребление» относится к продукции, которая при ее использовании по назначению расходуется сама (продукты питания) [13].

      Свойства  могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т.д. К сложным — надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и др.

      Количественная  характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

      Совокупность  используемых для оценки уровня качества продукции показателей весьма многообразна и может быть классифицирована по многим различным признакам (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, рис. 1). Традиционно такого рода классификация предполагает деление комплекса показателей качества на группы в соответствии со следующими основными критериями: уровень агрегирования оцениваемых полезных свойств продукции; характер размерности показателей качества; соответствие стадиям жизни изделия; специфика характеризуемых свойств продукции.

      В зависимости от уровня агрегирования (объединения) оцениваемых свойств  продукции показатели качества делятся на следующие виды:

      Единичные показатели качества представляют собой независимые характеристики отдельных свойств изделия, способных обеспечить его пользователю ту или иную полезность. Примерами единичных показателей качества могут быть производительность, габариты изделия, срок его полезной службы и т.д.

      Комплексные показатели качества предназначены для характеристики определенного набора полезных свойств изделия. При этом групповые показатели качества характеризуют такую совокупность полезных свойств, которая отличается однородностью и схожестью единиц измерения, а интегральные показатели выражают общий уровень качества всех значимых для потребителя свойств изделия. К групповым могут быть отнесены такие показатели, как уровень надежности, уровень эргономичности, стоимость потребления изделия и др. В силу своей относительной внутренней однородности групповые показатели качества могут быть выражены как в балльных, так и в непосредственных количественных единицах (например, групповой показатель стоимости потребления изделия может быть выражен в рублях). Групповой показатель определяется совокупностью единичных показателей:  K= f (a1, a2,, a3,,…, an )

      В зависимости от характера своей  размерности показатели качества могут быть:

      качественные  (используются для характеристики таких полезных свойств предметов, интенсивность проявления которых не может быть измерена количественно, — эстетические показатели, вкусовые характеристики и др.);

      количественные:

  1. абсолютные (используются для характеристики таких свойств, эталонные значения единиц измерения которых являются общеупотребительными): балльные (в качестве инструментов измерения здесь используются разного рода балльные шкалы); натуральные (их интенсивность может быть оценена стандартизированными физическими единицами – килограмм, метр, ампер и т.д.); стоимостные;
  2. относительные (используются для характеристики таких свойств, эталонные значения единиц измерения которых имеют ситуативную природу, - относительная трудоемкость изготовления продукции, относительная себестоимость изделия и т.д.)

      По  критерию соответствия стадиям жизни  изделия показатели качества делятся на: прогнозируемые (их значения определяются на предпроектных стадиях и носят ориентировочный характер); проектные (определяются как результат конкретных конструкторско-технологических    решений,     закладываемых в изделие на стадии его проектирования); производственные (являются выражением конкретных особенностей производственной системы, в рамках которой разработанный проект находит свое практическое воплощение); эксплуатационные (определяются как результат сочетания конструкторских особенностей изделия, реальных производственных условий его создания и условий конечного целевого использования потребителем).[9]

      В зависимости от специфики характеризуемых  свойств продукции показатели качества делятся на следующие основные типы. [17]

  1. Показатели назначения — характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее возможного применения.
  2. Показатели экономичности — характеризуют совокупность свойств изделия, выражающих степень интенсивности потребления различных видов ресурсов (материалов, топлива, энергии и т.д.) при осуществлении процессов его изготовления и целевой эксплуатации.
  3. Показатели надежности — выражают способность изделия сохранять во времени в установленных пределах значения всех своих параметров, характеризующих способность этого изделия выполнять требуемые функции в заданных режимах и при заранее установленных условиях применения, транспортировки, хранения, ремонта и технического обслуживания. В качестве основных характеристик уровня надежности изделий принято выделять их безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
  4. Эргономические показатели — характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе "человек — изделие — среда использования". Под средой использования этом принято понимать пространство, в пределах которого предполагается протекание процесса эксплуатации изделия (помещение цеха, салон автомобиля и т.д.).
  5. Эстетические показатели — характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции,  совершенство производственного исполнения изделия. Оценка эстетических показателей качества изделий традиционно  проводится экспертными группами с использованием ранжированного ряда существующих эталонных аналогов.
  6. Показатели технологичности — характеризуют совокупность свойств продукции, обусловливающих оптимальность распределения финансовых затрат, материалов, труда и времени при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации этой продукции.
  7. Показатели транспортабельности — характеризуют приспособленность продукции к транспортировке без ее использования или потребления. Наиболее полно уровень транспортабельности изделия оценивается стоимостными показателями,  позволяющими одновременно учесть материальные затраты, квалификационный уровень и число работников,  занятых транспортными  операциями.
  8. Показатели стандартизации и унификации — характеризуют насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными элементами, а также уровень его унификации с другими видами продукции.
  9. Патентно-правовые показатели — характеризуют степень патентной защищенности технических решений, использованных при создании продукции.
  10. Экологические показатели — характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при потреблении продукта. К экологическим показателям качества изделия традиционно принято относить объемы и удельные концентрации вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду при хранении, транспортировке и эксплуатации изделия.
  11. Показатели безопасности — характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность пользователя при ее использовании, техническом обслуживании, хранении и транспортировке. Примерами единичных показателей безопасности могут служить вероятность безопасной работы человека в течение определенного времени, время срабатывания защитных устройств, электрическая прочность высоковольтных цепей и др.
  12. Экономические показатели — характеризуют затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделия с учетом определенной степени их агрегирования.

Информация о работе Пути повышения качества продукции предприятия