Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:28, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что каждое предприятие стремится к повышению прибыли и рентабельности своей финансово-хозяйственной деятельности, и определение путей повышения данных показателей – важный фактор выживания предприятия в условиях рынка.
Целью курсовой работы является выявление путей повышения прибыли и рентабельности финансово-хозяйственной деятельности на примере ЗАО «Водоканал».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 4
1.1. Базовые понятия: прибыль, рентабельность. Функции прибыли 4
1.2. Пути увеличения прибыли 17
1.3. Пути увеличения рентабельности 21
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ВОДОКАНАЛ» 23
2.1 Характеристика предприятия 23
2.2 Анализ показателей прибыли ЗАО «Водоканал» 27
2.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия 36
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таким
образом, понятие «прибыли» в
наибольшей степени раскрывается посредствам
изучения выполняемых ею функций.
1.2.
Пути увеличения
прибыли
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться, если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему но только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются два основных источника получения прибыли.
Первый источник - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
Второй
источник связан с производственной
и предпринимательской
Величина прибыли в данном случае зависит:
-
во-первых, от правильности выбора
производственной
-
во-вторых, от создания
-
в-третьих, от объемов
- в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому и теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.
По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.
Полностью избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, хеджирование, заключение фьючерсных сделок и т.д.
Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.
Для принятия решений часто требуется знать сумму прибыли, которую получает предприятие в расчете на единицу продукции при данном объеме реализации и цене, диктуемой спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль (An) и предельную прибыль (Мn):
где Tn(q) - совокупная сумма прибыли на определенный товар за определенный период;
q - объем продаж.
Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю.
Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения и использования прибыли.
Управление включает анализ прибыли, ее планирование, и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.
На многих предприятиях существует подразделение экономических служб, которые занимаются постоянным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения, чтобы получить прирост прибыли. Но в значительной мере эта работа обеспечивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.
Резервом увеличения балансовой прибыли, может быть, прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия.
Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход.
Помимо
факторов увеличения объема производства
продукции, повышения цен, продвижения
продукции на незаполненные рынки, неумолимо
выдвигается проблема снижения затрат
на производство и реализацию этой продукции,
снижения издержек производства.
1.3.
Пути увеличения
рентабельности
Так как рентабельность является относительным показателем, то пути ее увеличения связаны с путями увеличения прибыли.
В
практике работы предприятий применяется
ряд показателей
Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.
Рентабельность производственных фондов (рентабельность производства) рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.
Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 руб. вложений в имущество предприятия.
Рентабельность
собственных средств
2. Анализ прибыли
и рентабельности
на примере ЗАО
«Водоканал»
2.1
Характеристика предприятия
История предприятия началась сразу после Великой отечественной войны, когда в октябре 1945г. был создан «Водоканалтрест» г.Новокузнецка. До начала 60-х годов предприятие переживало героические времена: люди, окончившие столичные учебные заведения, стремились в глубинку совершать подвиги. Здесь они их и совершали, строя водоводы, которых в то время не знала страна, и самоотверженно работая на любых произв. объектах.
Однако с конца 1960-х годов ситуация изменилась коренным образом. Работать в Водоканале стало не престижно, все думали об угле и стали. И в итоге к началу 1980-х годов предприятие находилось в плачевном состоянии: не было ни техники, ни материалов, но главное – не было специалистов.
С приходом же на предприятие нескольких молодых инженеров дело сдвинулось с мертвой точки. Так, например, за 3 года очистные сооружения, которые практически не функционировали, удалось поставить на ноги, повысить эффективность очистки воды и, т.о., выйти на приличные показатели.
31
мая 1990г. между вновь
И началось бурное развитие предприятия. Организовывались новые подразделения, устаревшее оборудование сменяли современные технологии, огромное количество объектов было автоматизировано. Кроме того, именно в это время начали уделять большое внимание социальной политике.
После
того, как новое руководство
За свою работу многие из этих предприятий получили многочисленные награды, некоторые компании неоднократно признавались лучшими в своем секторе, а в 2007 году ЗАО «Водоканал» был признан Лидером российской экономики.
Сегодня
ЗАО «Водоканал» – это
Чтобы поддерживать столь огромное хозяйство в хорошем состоянии, на предприятии полным ходом идет освоение новейших технологий. Благодаря новой технике возникающие аварии ликвидируются в короткие сроки и, зачастую, без остановки системы водоснабжения районов города.
Как уже говорилось выше, основным направлением деятельности ЗАО «Водоканал» является оказание услуг по водоснабжению и водоотведению населению и предприятиям города. Наиболее ответственными звеньями в этой производственной цепочке являются:
Информация о работе Пути увеличечения прибыли и повышения рентабелиности на предприятии "Водоканал"