Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:28, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что каждое предприятие стремится к повышению прибыли и рентабельности своей финансово-хозяйственной деятельности, и определение путей повышения данных показателей – важный фактор выживания предприятия в условиях рынка.
Целью курсовой работы является выявление путей повышения прибыли и рентабельности финансово-хозяйственной деятельности на примере ЗАО «Водоканал».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 4
1.1. Базовые понятия: прибыль, рентабельность. Функции прибыли 4
1.2. Пути увеличения прибыли 17
1.3. Пути увеличения рентабельности 21
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ВОДОКАНАЛ» 23
2.1 Характеристика предприятия 23
2.2 Анализ показателей прибыли ЗАО «Водоканал» 27
2.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия 36
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 2 цеха водоснабжения (Левобережный и Драгунский);
- ЦОСК (цех очистных сооружений канализации);
- ЦНСиС (цех насосных станций и сетей).
Что касается местоположения этих объектов, то ДЦВС расположился за с.Атаманово, сооружения ЛЦВС размещены в центральной части города в Центральном районе на ул. Запорожской, ЦОСК находится за Запсибом в районе шлакоотвалов ЗСМК; а насосные станции и сети раскинулись по всему городу.
Главный офис ЗАО «Водоканал» находится по адресу пр. Строителей, 98, где размещено руководство предприятия, основные производственные и социально-бытовые объекты.
ЗАО «Водоканал» обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и штамп со своим наименованием и указанием местонахождения Общества, бланки установленного образца.
Штат предприятия составляет 600 человек. Из них 34 человека руководители, специалисты и служащие, 566 человек - рабочие.
Организационная структура предприятия включает следующие службы и подразделения:
Служба управления персоналом:
- отдел кадров;
- отдел заработной платы;
- отдел социалогии;
Служба безопасности;
Служба по телекоммуникационным системам и метрологии;
Службы:
- главного технолога;
- главного энергетика;
- главного механика;
Отделы:
- производственный;
- технический;
- финансово - экономический;
- капитального строительства;
- оптимизации работы сетей и сооружений;
- юридический;
- делопроизводства.
Центральная диспетчерская.
Органами управления Общества являются: общее собрание акционеров, Совет директоров Общества.
Руководство деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - генеральным директором.
Органом
контроля за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятия
2.2
Анализ показателей
прибыли ЗАО «Водоканал»
В ЗАО «Водоканал» поставлена четкая и неизменная стратегическая цель – долгоживущая и конкурентоспособная компания. У предприятия есть три основных внешних потребителя:
-
государство в лице фискальных
органов и администрации
- население города (физические лица);
-
промышленные предприятия (
Для второй и третий групп потребителей важно бесперебойность оказания услуг и цена на них. В соответствии с этими требованиями на предприятии были разработаны пути достижения стратегических целей в соответствии с методами менеджмента качества.
Поэтому в концепции развития предприятия предусмотрена программа по снижению издержек за счет эффективного использования 4 основных видов ресурсов:
-
персонал – обучение своих
сотрудников и привлечение
-
оборудование – использование
современного оборудования и
механизмов с высокой
-
материалы – применение
- методы – использования новых перспективных методов.
На предприятии для контроля эффективности использования основных видов ресурсов используют такой показатель как совокупные издержки на единицу продукции. К примеру, на сооружение водоподготовки – это издержи на очистку одного м3 речной воды.
Производственный цикл в «Водоканале» разделен на основные и вспомогательные процессы, которые обязательно контролируются и постоянно оптимизируются. Процессы оцениваются по трем основным показателям и одному главному, который определяется тремя основными. Основные показатели - это скорость процесса (время продолжительности процесса), вариабельность процесса (разброс его результатов) и эффективность процесса (соотношение времени, которое тратится непосредственно на увеличение стоимости продукции, и общего времени процесса). В мировой практике эффективным считается процесс, если время, затраченное на повышение стоимости продукта, составляет более 25% от общей длительности. Например, к процессу ликвидации аварии на трубе относятся сварка или зачеканка. Остальное время, затрачиваемое на подготовку к основной операции (раскапывание, спуск воды из трубопровода, закапывание, запуск системы), прямого отношения к процессу заделки отверстия не имеют. Если трубу заваривают два часа, а готовятся к этому десять часов, то эффективность данного процесса составляет всего 20%. В компании ставится задача по постоянной оптимизации основных параметров эффективности - вариабельности и скорости, что в конечном итоге должно привести к сокращению совокупных издержек.
В таблице 1 представлен горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО «Водоканал» за 2007-2009 годы.
Таблица 1 – Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО «Водоканал» за 2007-2009 годы
Показатель | Период, тыс. руб. | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2008-2007 | 2009-2008 | 2008/
2007 |
2009/
2008 | |
Выручка | 48402 | 49102 | 94236 | 700 | 45134 | 101,45 | 191,92 |
Себестоимость | 34979 | 37766 | 74534 | 2787 | 36768 | 107,97 | 197,36 |
Валовая прибыль | 13423 | 11336 | 19702 | -2087 | 8366 | 84,45 | 173,80 |
Коммерческие расходы | 7317 | 7454 | 13702 | 137 | 6248 | 101,87 | 183,82 |
Управленческие расходы | 4984 | 2897 | 3268 | -2087 | 371 | 58,13 | 112,81 |
Прибыль от продаж | 1122 | 985 | 2732 | -137 | 1747 | 87,79 | 277,36 |
Проценты к получению | 1089 | 1983 | 1039 | 894 | -944 | 182,09 | 52,40 |
Проценты к уплате | 337 | 257 | 115 | -80 | -142 | 76,26 | 44,75 |
Прочие доходы | 20370 | 25482 | 5364 | 5112 | -20118 | 125,10 | 21,05 |
Прочие расходы | 18572 | 26438 | 6091 | 7866 | -20347 | 142,35 | 23,04 |
Прибыль до налогообложения | 3672 | 1755 | 2929 | -1917 | 1174 | 47,79 | 166,89 |
Налог на прибыль и аналогичные платежи | 1319 | 721 | 1061 | -598 | 340 | 54,66 | 147,16 |
Чистая прибыль | 2353 | 1034 | 1868 | -1319 | 834 | 43,94 | 180,66 |
Из таблицы 1 видно, что темпы роста себестоимости в течение 2 последних лет выше темпов роста выручки, что является отрицательным фактом.
Положительным фактом является значительный прирост прибыли от продаж в 2009 году – 177,36%.
Прирост чистой прибыли в 2009 году ниже прироста выручки и составляет 80,66%.
В целом выявлена положительная динамика всех показателей прибыли.
В таблице 2 представлен горизонтальный анализ доходов и расходов ЗАО «Водоканал» за 2007-2009 годы.
Таблица 2 – Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО «Водоканал» за 2007-2009 годы
Показатель | Период, тыс. руб. | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2008-2007 | 2009-2008 | 2008/
2007 |
2009/
2008 | |
Доходы по обычным видам деятельности | 48402 | 49102 | 94236 | 700 | 45134 | 101,45 | 191,92 |
Прочие доходы | 21459 | 27465 | 6403 | 6006 | -21062 | 127,99 | 23,31 |
Всего доходов | 69861 | 76567 | 100639 | 6706 | 24072 | 109,60 | 131,44 |
Расходы по обычным видам деятельности | 47280 | 48117 | 91504 | 837 | 43387 | 101,77 | 190,17 |
Прочие расходы | 20228 | 27416 | 7267 | 7188 | -20149 | 135,53 | 26,51 |
Всего расходов | 67508 | 75533 | 98771 | 8025 | 23238 | 111,89 | 130,77 |
Из таблицы 2 видно, что темпы роста расходов в 2008 году превышают темпы роста доходов на 2,29%. В 2009 году наблюдается положительная тенденция - темпы роста доходов превышают темпы роста расходов на 0,67%.
В таблице 3 представлен вертикальный анализ доходов и расходов ЗАО «Водоканал» за 2007-2009 годы.
Таблица 3 – Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО «Водоканал» за 2007-2009 годы
Показатель | Доля, % | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2008-2007 | 2009-2008 | 2008/
2007 |
2009/
2008 | |
Доходы по обычным видам деятельности | 69,28 | 64,13 | 93,64 | -5,15 | 29,51 | 92,56 | 146,01 |
Прочие доходы | 30,72 | 35,87 | 6,36 | 5,15 | -29,51 | 116,78 | 17,74 |
Всего доходов | 100,00 | 100,00 | 100,00 | - | - | 100,00 | 100,00 |
Расходы по обычным видам деятельности | 70,04 | 63,70 | 92,64 | -6,33 | 28,94 | 90,96 | 145,43 |
Прочие расходы | 29,96 | 36,30 | 7,36 | 6,33 | -28,94 | 121,14 | 20,27 |
Всего расходов | 100,00 | 100,00 | 100,00 | - | - | 100,00 | 100,00 |
Информация о работе Пути увеличечения прибыли и повышения рентабелиности на предприятии "Водоканал"