Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:28, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что каждое предприятие стремится к повышению прибыли и рентабельности своей финансово-хозяйственной деятельности, и определение путей повышения данных показателей – важный фактор выживания предприятия в условиях рынка.
Целью курсовой работы является выявление путей повышения прибыли и рентабельности финансово-хозяйственной деятельности на примере ЗАО «Водоканал».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 4
1.1. Базовые понятия: прибыль, рентабельность. Функции прибыли 4
1.2. Пути увеличения прибыли 17
1.3. Пути увеличения рентабельности 21
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ВОДОКАНАЛ» 23
2.1 Характеристика предприятия 23
2.2 Анализ показателей прибыли ЗАО «Водоканал» 27
2.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия 36
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Из таблицы 3 видно, что основную долю доходов в 2007-2009 годах составляют доходы от обычной деятельности. Однако в 2009 году их доля резко возрастает – на 46,01% по сравнению с 2008 годом и составляет 93,64%.
Основную долю расходов в 2007-2009 годах составляют расходы от обычной деятельности. В 2009 году их доля резко возрастает – на 45,43% по сравнению с 2008 годом и составляет 92,64%.
В таблице 4 представлен анализ динамики и состава прибыли ЗАО «Водоканал» за 2007-2009 годы.
Таблица 4 – Анализ динамики и состава прибыли ЗАО «Водоканал» за 2007-2009 годы
Показатели | 2007 год | 2008 год | 2009 год | Темп роста прибыли, % | ||||
Сумма, тыс.руб. | Доля, % | Сумма, тыс.руб. | Доля, % | Сумма, тыс.руб. | Доля, % | 2008/
2007 |
2009/
2008 | |
Прибыль от реализации продукции | 1122 | 27,99 | 985 | 48,96 | 2732 | 89,75 | 87,79 | 277,36 |
Процентные доходы | 1089 | 27,16 | 1983 | 98,56 | 1039 | 34,13 | 182,09 | 52,40 |
Сальдо прочих доходов и расходов | 1798 | 44,85 | -956 | -47,51 | -727 | -23,88 | -53,17 | 76,05 |
Общая сумма брутто-прибыли | 4009 | 100,00 | 2012 | 100,00 | 3044 | 100,00 | 50,19 | 151,29 |
Проценты к уплате | 337 | - | 257 | - | 115 | - | 76,26 | 44,75 |
Прибыль после уплаты процентов | 3672 | - | 2269 | - | 2929 | - | 61,79 | 129,09 |
Налоги из прибыли и другие платежи | 1319 | - | 1163 | - | 1061 | - | 88,17 | 91,23 |
Чистая прибыль | 2353 | - | 1106 | - | 1868 | - | 47,00 | 168,90 |
Как видно из таблицы 4, наблюдается положительная тенденция роста доли прибыли от реализации продукции в брутто-прибыли. Доля прибыли от реализации продукции возросла с 27,99% до 89,75%.
Прирост брутто-прибыли в 2009 году составил 51,29%.
Прирост чистой прибыли составил 68,90%, что является положительным фактом. Однако в 2008 году было отмечено падение чистой прибыли на 53%.
В таблице 5 представлена динамика валовой прибыли в 2007-2009 годах в действующих ценах и ценах базового года.
Таблица 5 – Динамика прибыли в 2007-2009 годах в действующих ценах и ценах базового года
Показатель | Годы | Темп прироста, % | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2008/2007 | 2009/2008 | 2009/2007 | |
Валовая прибыль в действующих ценах, тыс. руб. | 13423 | 11336 | 19702 | -15,55 | 73,80 | 46,78 |
Валовая прибыль в ценах базового года, тыс. руб. | 13423 | 10694 | 17452 | -20,33 | 63,19 | 30,02 |
Прибыль от продаж в действующих ценах, тыс. руб. | 1122 | 985 | 2732 | -12,21 | 177,36 | 143,49 |
Прибыль от продаж в ценах базового года, тыс. руб. | 1122 | 929 | 2420 | -17,18 | 160,43 | 115,69 |
Прибыль до налогообложения в действующих ценах, тыс. руб. | 3672 | 1755 | 2929 | -52,21 | 66,89 | -20,23 |
Прибыль
до налогообложения в ценах |
3672 | 1656 | 2595 | -54,91 | 56,71 | -29,34 |
Чистая прибыль в действующих ценах | 2353 | 1034 | 1868 | -56,06 | 80,66 | -20,61 |
Чистая прибыль в ценах базового года | 2353 | 975 | 1655 | -58,54 | 69,63 | -29,68 |
Таким образом, 2008 год был неудачным в деятельности компании – наблюдалось падение валовой прибыли на 15,55% в ценах отчетного года и на 20,33% - в ценах базового года. В 2009 году наблюдается резкий рост прибыли по сравнению с 2008 годом - на 73,8% в ценах отчетного года и на 63,19% - в ценах базового года, что обусловлено увеличением числа торговых предприятий сети. В целом за 3 года наблюдался рост прибыли на 46,78% в ценах отчетного года и на 30,02% - в ценах базового года.
В 2008 году наблюдалось падение прибыли от продаж на 12,21% в ценах отчетного года и на 17,18% - в ценах базового года. В 2009 году наблюдается резкий рост прибыли от продаж по сравнению с 2008 годом - на 177,36% в ценах отчетного года и на 160,43% - в ценах базового года, что обусловлено увеличением числа торговых предприятий. В целом за 3 года наблюдается рост прибыли на 143,49% в ценах отчетного года и на 115,69% - в ценах базового года.
В 2008 году также наблюдалось падение прибыли до налогообложения на 52,21% в ценах отчетного года и на 54,91% - в ценах базового года. Это было обусловлено падением выручки. В 2009 году наблюдается резкий рост прибыли по сравнению с 2008 годом - на 66,89% в ценах отчетного года и на 56,71% - в ценах базового года, что обусловлено увеличением числа торговых предприятий. В целом за 3 года наблюдается падение прибыли до налогообложения на 20,23% в ценах отчетного года и на 29,34% - в ценах базового года.
В 2008 году наблюдалось также падение чистой прибыли на 56,06% в ценах отчетного года и на 58,54% - в ценах базового года. Это было обусловлено падением выручки. В 2009 году наблюдается резкий рост чистой прибыли предприятия по сравнению с 2008 годом - на 80,66% в ценах отчетного года и на 69,63% - в ценах базового года, что обусловлено увеличением числа торговых предприятий. В целом за 3 года наблюдается падение чистой прибыли на 20,61% в ценах отчетного года и на 29,68% - в ценах базового года. Это обусловлено снижением прочих доходов предприятия.
Далее представлен факторный анализ прибыли ЗАО «Водоканал». Следует выявить факторы, оказавшие влияние на изменение валовой прибыли в 2008 году по сравнению с 2007 годом, и в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
В таблице 6 представлен факторный анализ прибыли ЗАО «Водоканал» в 2007-2009 годах.
Таблица 6 – Факторный анализ прибыли ЗАО «Водоканал» в 2007-2009 годах
Фактор | Влияние фактора в 2008 году, тыс. руб. | Влияние фактора в 2009 году, тыс. руб. |
На валовую прибыль: | -2087 | 8366 |
Изменение выручки | 700 | 45134 |
Изменение себестоимости | -2787 | -36768 |
На прибыль от продаж: | -137 | 1747 |
Изменение валовой прибыли | -2087 | 8366 |
Изменение коммерческих расходов | -137 | -6248 |
Изменение управленческих расходов | 2087 | -371 |
На прибыль до налогообложения: | -1917 | 1174 |
Изменение прибыли от продаж | -137 | 1747 |
Изменение прочих доходов | 6006 | 21062 |
Изменение прочих расходов | -7786 | -20489 |
На чистую прибыль | -1319 | 834 |
Изменение прибыли до налогообложения | -1917 | 1174 |
Изменение величины налогов | 598 | -340 |
Снижение показателя валовой прибыли в 2008 году было вызвано ростом себестоимости продукции – на 7,97%, что не было компенсировано ростом выручки. Прирост выручки в 2008 году составил всего 1,45%.
Рост показателя валовой прибыли в 2009 году был вызван ростом выручки от реализации продукции – на 91,92%. Прирост себестоимости в 2009 году составил 97,36%.
Снижение показателя прибыли от продаж в 2008 году было вызвано снижением валовой прибыли на 15,55%, ростом коммерческих расходов на 1,87%. И хотя управленческие расходы снизились на 2087 тыс. рублей, этот положительный аспект был нивелирован фактором падения валовой прибыли.
Рост показателя прибыли от продаж в 2009 году был вызван ростом валовой прибыли на 73,8%. Отрицательное влияние на значение показателя прибыли от продаж оказали рост коммерческих расходов на 83,82% и рост управленческих расходов на 12,81%.
Снижение показателя прибыли до налогообложения в 2008 году было вызвано снижением прибыли от продаж на 12,21%, ростом прочих расходов на 41,18%, что не было компенсировано ростом прочих доходов – они возросли всего на 27,99%.
Рост показателя прибыли до налогообложения в 2009 году был вызван ростом прибыли от продаж на 77,36%, в то время как прочие доходы снизились на 76,69%, а прочие расходы – на 76,75%.
Снижение показателя чистой прибыли в 2008 году было вызвано снижением прибыли до налогообложения на 52,21%, одновременно снизилась величина налогов на 45,34%.
Рост показателя чистой прибыли в 2009 году был обусловлен ростом прибыли до налогообложения на 66,89%, одновременно возросла величина налогов на 47,16%.
Падение показателей прибыли в 2008 году обусловлено падением выручки. Это обусловлено значительными вложениями в расширение торговой сети ЗАО «Водоканал» и отвлечением средств от закупки продукции. В 2009 году наблюдается положительная тенденция роста прибыли.
Далее будет проведен анализ безубыточности и определен запас финансовой прочности.
В таблице 7 представлен анализ безубыточности деятельности ЗАО «Водоканал» и определен запас финансовой прочности.
Таблица 7 - Анализ безубыточности и запас финансовой прочности ЗАО «Водоканал» в 2007-2009 годах
Показатель | 2007 год, тыс. руб. | 2008 год, тыс. руб. | 2009 год, тыс. руб. |
Прибыль от реализации | 1122 | 985 | 2732 |
Выручка от реализации | 48402 | 49102 | 94236 |
Переменные затраты | 36039 | 34302 | 66017 |
Постоянные затраты | 11241 | 13815 | 25487 |
Валовая маржа | 12363 | 14800 | 28219 |
Порог рентабельности | 44009 | 45834 | 85113 |
Запас финансовой прочности | 4393 | 3268 | 9123 |
Порог рентабельности деятельности ЗАО «Водоканал» в течение 3 лет возрастал с 44009 до 85113 тыс. руб., что является положительным фактом.
Также возрос запас финансовой прочности – теперь он составляет 9123 тыс. руб.
Таким образом, ЗАО «Водоканал» характеризуется нестабильным уровнем прибыли – в 2008 году наблюдалось резкое падение всех показателей прибыли.
Анализ
безубыточности выявил, что у предприятия
запас финансовой прочности довольной
значителен – в 2009 году он составил
9,68% от выручки.
2.3 Анализ рентабельности деятельности предприятия
Анализ рентабельность следует начинать с уровня рентабельности продаж рассматриваемого предприятия в 2007-2009 годах.
Рентабельность продаж:
Таким образом, в течение 2007-2009 гг. показатель рентабельности продаж менялся слабо. Положительным фактом является рост показателя рентабельности продаж в 2009 году на 25% по сравнению с 2007 годом и на 44,28% по сравнению с 2007 годом.
Рентабельность продаж можно повысить за счет роста объема продаж и снижения затрат. Необходимо, чтобы темпы роста объема продаж опережали темпы роста затрат, т.е. затраты на 1 руб. реализованной продукции снижались. Увеличения объема продаж можно достигнуть за счет повышения цен и увеличения объема продаж товаров, продукции в натуральном выражении. Организации следует разработать политику ценообразования, а также товарную политику. Следует уделять внимание качеству реализуемой продукции, а также выпуску новой продукции, заниматься инновациями.
Далее следует определить бухгалтерскую рентабельность от обычной деятельности ЗАО «Водоканал» в 2007-2009 годах – этот показатель характеризует уровень прибыли до выплаты налога.
Таким образом, в течение 2007-2009 гг. показатель бухгалтерской рентабельности менялся значительно. Отрицательным фактом является снижение показателя бухгалтерской рентабельности с 7,59% в 2007 году до 3,12% в 2009 году, однако это компенсируется рост самого показателя прибыли до налогообложения.
Информация о работе Пути увеличечения прибыли и повышения рентабелиности на предприятии "Водоканал"