Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:14, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении механизма управления предприятием; экстенсивных и интенсивных факторов развития, влияющих на производство.
Для достижения поставленной цели потребовалось сформулировать и решить следующие задачи: изучить механизм и функции управления; рассмотреть зарубежные механизмы управления; выделить экстенсивные факторы развития; определить интенсивные факторы; проанализировать расходы и доходы предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Механизмы управления предприятием. Экстенсивные и интенсивные факторы развития
1.1. Механизм и функции управления предприятием……………………….....6
1.2. Зарубежные механизмы управления………………………………………10
1.3. Экстенсивные факторы……………………………………………………..13
1.4. Интенсивные факторы………………………………………………..….…17
1.5. Сравнительный анализ выработки, заработной платы, поступления инвестиций по двум отраслям (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства; 2005-2009)…………………………………...19
Глава 2. Расходы и доходы предприятий………………………………………25
2.1. Калькуляция себестоимости и отпускная цена, структура расходов, график безубыточности изделий Н, О (апрель)………………………………..25
2.2. Калькуляция себестоимости и отпускная цена, структура расходов, график безубыточности изделий Н, О (май). Эффект «масштаба», индексный анализ рентабельности…………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы…………………………
105
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Механизмы управления предприятием. Экстенсивные и интенсивные факторы развития
1.1. Механизм и функции управления предприятием……………………….....6
1.2. Зарубежные механизмы управления………………………………………10
1.3. Экстенсивные факторы……………………………………………………..1
1.4. Интенсивные факторы………………………………………………..….…
1.5. Сравнительный анализ выработки, заработной платы, поступления инвестиций по двум отраслям (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства; 2005-2009)…………………………………...19
Глава 2. Расходы и доходы предприятий………………………………………25
2.1. Калькуляция себестоимости и отпускная цена, структура расходов, график безубыточности изделий Н, О (апрель)………………………………..25
2.2. Калькуляция себестоимости и отпускная цена, структура расходов, график безубыточности изделий Н, О (май). Эффект «масштаба», индексный анализ рентабельности…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
На сегодняшний день тема «механизмы управления предприятием» является достаточно актуальной, т. к. в условиях рыночных отношений обеспечить промышленному предприятию эффективное функционирование и конкурентные преимущества может только эффективная система управления его производственной деятельностью. Сегодня предприятие само должно определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта и многое другое, уметь быстро, а главное правильно реагировать на любые изменения во внешней и внутренней среде, и в соответствии с ними корректировать свою деятельность.
В современных быстроменяющихся социально-политических и экономических условиях перед предприятием встает задача обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного развития, наращивания своего потенциала. Эта задача может быть решена только на основе значительного повышения эффективности применяемых процессов и методов управления. Требуемый уровень и качество управления производством не может быть достигнуто без создания необходимой теоретической и методической базы, включающей в себя надежные и обоснованные управленческие механизмы, отражающие реальные цели управления.
Таким образом, важнейшей составляющей развития современных промышленных предприятий является формирование адаптивного изменяющимся условиям окружающей среды организационного механизма управления. Как справедливо отмечают специалисты, роль эффективной организации в современных условиях становится все более значимой, поскольку технологии производства любой коммерческой продукции становятся все более доступными, а эффективная организация производства и управления остается во многом индивидуальной, сформированной в результате накопленного опыта работы. В этой связи эффективная организация становится важнейшим источником конкурентоспособности и эффективности промышленного предприятия.
Организация производства остается оторванной от рынка и основополагающих тенденций развития внешней среды. Недостаточно внимания уделяется вопросам организации финансового взаимодействия предприятий с внешней средой. Разработка организационных решений ведется раздельно в рамках других функциональных областей предприятия, что приводит к принятию несогласованных решений и отсутствию общей концепции организационного развития. Перечисленные недостатки свидетельствуют о необходимости совершенствования подходов к управлению предприятием и механизмам управления.
Основной целью производственной и коммерческой деятельности предприятия является максимизация прибыли, повышение эффективности производства. Одним из факторов увеличения прибыли является расширение производства товаров и услуг. Нарастить производство можно двумя путями:
- путем увеличения количества привлекаемых в производство факторов (экстенсивный путь);
- за счет улучшения технологий (интенсивный путь). Таким образом, экстенсивные и интенсивные пути играют важную роль в развитии предприятия, и рассмотрение темы «экстенсивные и интенсивные факторы развития» является актуальной на сегодняшний день.
Экстенсивное развитие предприятия представляет собой увеличение производства за счет простого количественного расширения самих факторов производства, т.е. увеличения числа работников без повышения квалификации, расширения потребления материальных ресурсов без улучшения эффективности их использования, за счет роста капиталовложений без улучшения технологий. При этом производительность (эффективность) факторов производства не меняется.
Интенсивный путь развития представляет собой рост производства за счет более эффективного использования факторов производства, т.е. за счет внедрения новых, более эффективных технологий посредством обновления основных фондов, за счет улучшения организации производства (новая структура хозяйственных связей, управления и кооперации и т.д.), за счет совершенствования использования основных, оборотных фондов, ускорения их оборачиваемости, амортизации, за счет повышения квалификации рабочей силы и совершенствования научной организации труда. Производительность увеличивается, снижается материалоемкость и трудоемкость основного производства, что влияет на повышение прибыли и рентабельности.
При правильном воздействии на эти факторы и их правильном балансе на предприятии, обеспечивается равномерное развитие и расширение организации. И так же наоборот, если принимать во внимание только какой-то один фактор и оставлять без внимания другие, это может в дальнейшем привести организацию к убыткам и потерям. Факторы интенсивного развития, такие как, например, режим экономии, позволяют организации не только снизить какие-то издержки связанные с производством, но и развивать технологии, которые помогают этот режим экономии соблюдать и развивать и таким образом приводят к научно-техническому прогрессу. Все факторы неразрывно связаны между собой. И организациям нужно уделять этому большое внимание.
Цель данной работы состоит в рассмотрении механизма управления предприятием; экстенсивных и интенсивных факторов развития, влияющих на производство.
Для достижения поставленной цели потребовалось сформулировать и решить следующие задачи: изучить механизм и функции управления; рассмотреть зарубежные механизмы управления; выделить экстенсивные факторы развития; определить интенсивные факторы; проанализировать расходы и доходы предприятия.
1.1. Механизм и функции управления предприятием
Управление предприятием — процесс планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования действий персонала, постановки стратегических целей и тактических задач предприятия, принятия управленческих решений и обеспечения их выполнения.
Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия — от рабочего до директора. Группа руководителей и специалистов, на которую возложены ответственность за выработку и реализацию управленческих решений, составляют аппарат управления, который подразделяется на категории (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Управленческий персонал предприятия
Категории | Руководители | Специалисты | Служащие |
Должности | Директор Управляющий Заместители директора, начальники структурных Подразделений Заместители начальников структурных подразделений | Бухгалтер Инженер по организации труда Инженер по подготовке кадров Инженер по организации управления производством Техник по планированию Техник по труду Инженер по качеству Инженер-технолог Техник-технолог и др. | Агент по снабжению Секретарь-референт Экспедитор Кассир Оператор диспетчерской службы и др. |
Общие требования к должности | Наличие высшего образования, стаж работы в соответствующей области 3-5 лет | Наличие высшего и среднего специального образования, а в ряде случаев — стажа работы | Наличие общего среднего образования и специальной краткосрочной подготовки |
Управление в строгом смысле слова есть воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих перед предприятием и его коллективом. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний, таких, как экономика и политология, социология и психология, инженерные дисциплины и статистика, а с другой — на обобщении практического опыта управления различными предприятиями, организациями и компаниями.
Система управления включает следующие компоненты:
- принципы и задачи управления;
- организационная структура аппарата управления;
- правовые основы и экономические методы управления;
- информация и технические средства ее обработки.
Управление предприятием состоит из ряда функциональных
подсистем. Ими являются:
- стратегическое и текущее управление (предприятием);
- планирование;
- управление персоналом;
- управление производством;
- управление маркетингом;
- управление финансами;
- управление инвестициями.
Задачами стратегического управления являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности. В основе стратегического управления лежит необходимость: стратегического анализа происходящих изменений внешней среды (на рынке, в политике, законодательстве и т. д.) и условий для формирования целей, потенциальных возможностей предприятия (ресурсы, проекты, идеи, наличие команды и т. д.); выбора стратегии развития предприятия и альтернативных вариантов; реализации выбранной стратегии развития.
К задачам текущего управления относится обеспечение непрерывности и синхронности работы всех звеньев предприятия, направленных на выполнение установленных текущих заданий.
В задачи управления персоналом в соответствии со стратегией развития предприятия и текущими потребностями производства входят: обеспечение предприятия кадрами необходимой квалификации заданного профессионального состава и численности; обучение работников в соответствии с принятой на предприятии технологией и организацией производства продукции; расстановка персонала по рабочим местам; проведение объективной оценки и оплаты результатов деятельности каждого работника как основы эффективной мотивации его труда; обеспечение прав и социальной защиты; обеспечение безопасности и нормальных условий труда.
С целью реализации указанных задач в систему управления персоналом на крупном предприятии, как правило, входят отделы кадров, обучения, оценки персонала и оплаты труда, техники безопасности.
Основными задачами подсистемы управления производством являются организация изготовления и поставки продукции необходимого качества и установленной себестоимости в запланированные сроки. На практике это означает, что органы данной подсистемы управления должны обеспечивать соблюдение технологической дисциплины, принципов ресурсосбережения, производственного режима путем соответствующей организации производства и труда.
Управление маркетингом является одной из важнейших подсистем управления предприятием. От нее зависит, с одной стороны, правильность определения того, какую продукцию производить, в каком количестве и в какие сроки, а с другой — эффективность снабжения предприятия факторами производства по ценам, не ведущим к росту издержек производства, формирование рынка сбыта продукции в требуемом объеме и по ценам, обеспечивающим получение прибыли.
Управление финансами предприятия включает организацию и контроль поступления денежных средств от реализации продукции либо взимания причитающихся сумм по предшествующим соглашениям или за предоставленные услуги, а также денежных поступлений от ценных бумаг и др. Важнейшими задачами управления финансами являются также оплата поставок сырья и материалов, предназначенных для производства; платежи по счетам, подлежащим оплате за ранее приобретенные товары; платежи по эксплуатационным расходам (реклама, страхование и т.д.); выплата заработной платы работникам предприятия; выплата налогов и осуществление других платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Управление инвестициями включает: постоянное совершенствование организации производства и труда на базе поиска, отбора, разработки и внедрения инновационных предложений; формирование банка инновационных идей и вариантов их решения; организацию процесса выявления проблем развития и их решение; формирование на предприятии климата новаторства, поиска новых идей.
Перечисленные подсистемы управления предприятием реализуют следующие функции: постановка целей и задач в соответствии с принятой стратегией и спецификой подсистемы; планирование необходимых ресурсов для решения установленных задач; организация и регулирование процесса исполнения в соответствии с целями и поставленными задачами, обеспечивающие объединение усилий и ресурсов в заданном направлении; стимулирование работников, направленное на повышение эффективности их труда для достижения поставленных целей; контроль и корректировка деятельности подсистемы и принятие необходимых мер для получения результата.
1.2. Зарубежные механизмы управления
Система управления предприятием является отражением объективно существующих требований внешнего окружения и функционального назначения объекта управления. Среди зарубежных систем управления приоритет отдается японскому и американскому механизмам управления, имеющим существенные различия, но, вместе с тем, и достаточную эффективность. Элементы систем управления объединяют в три наиболее общие группы: