Разделение и кооперация труда: формы, критерии эффективности, направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:28, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проанализировать сущность условий труда в организации и обслуживание рабочих мест.

Содержание

Введение 2
Теоретическая часть 4
1.Разделение и кооперация труда: формы, критерии эффективности, направления совершенствования
4
2. Классификация затрат рабочего времени 13
Практическая часть 21
Задание 1 21
Задание 2 33
Задание 3 34
Задание 4 37
Задание 5 43
Задание 6 46
Задание 7 48
Задание 8 49
Задание 9 50
Задание 10 51
Заключение 54
Список используемой литературы 55

Работа состоит из  1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА .doc

— 736.00 Кб (Скачать документ)

 

  1. Проведем расчеты для маршрутного метода обслуживания (табл. 3).

Производим  вычисления во втором столбце по формуле (i — k)! или (7 - k)!, k= 0, 1, 2, ... , 7 (k — возможное число требующих обслуживания станков). Вычисляются значения в столбцах 3, 4 и 5. Затем определяется сумма всех элементов столбца (5). Вероятность простоя рабочего или того, что рабочий свободен, p0=1/ ∑=0,229777.

Предельные  вероятности рk,, столбец (6), вычисляются умножением элементов столбца (5) на вероятность Р0. Сумма элементов столбца (5) в соответствии с нормировочным условием должна быть равна 1 + , где — ошибка округления, которая в данном случае оказалась равной нулю. 
Таблица 3. Предельные вероятности состояния СМО при маршрутном методе обслуживания

Значения ki случайной величины Nпас (число требующих обслуживания станков)

(i-k)!

pk

k*pk

0

362880

1

1

1

0,224347

0

1

40320

9

0,111111111

1

0,224347

0,224347

2

5040

72

0,012345679

0,888889

0,19942

0,398839

3

720

504

0,001371742

0,691358

0,155104

0,465312

4

120

3024

0,000152416

0,460905

0,103403

0,413611

5

24

15120

1,69351E-05

0,256059

0,057446

0,28723

6

6

60480

1,88168E-06

0,113804

0,025532

0,153189

7

2

181440

2,09075E-07

0,037935

0,008511

0,059574

8

1

362880

2,32306E-08

0,00843

0,001891

0,01513

S

     

4,457379

1

2,017233

p0=1/S=1/4,457379=0,224347

     

0,224347

   

 

Значения элементов  столбца (7) получаются умножением элементов столбца (1) на соответствующие элементы столбца (6).

Сумма элементов  столбца (7) равна среднему числу N пас требующих обслуживания станков: N пас = 2,017233.

Коэффициент занятости  рабочего (вероятность того, что  рабочий занят обслуживанием станков), равен

Рz = 1 - Р0 = 1 -0,224347= 0,775653.

Значение среднего числа станков в пассивном  состоянии Nпас (находящихся в обслуживании и в очереди на обслуживание) мы получили ранее, используя вычисленные предельные вероятности состояний системы.

Nпас = i – (1 - P0) / r = 8 – 0,775653/0,111111111=1,019124 (станков).

Среднее число  станков в очереди на обслуживание (ожидающих обслуживания) определяем по формуле:

.

Среднее число  обслуживаемых станков можно получить по формуле

Nоб = Nпас – Nоч = 1 - p0 =1 – 0,111111111=0,8888889

Средняя интенсивность  входящего потока станков

Среднее время  обслуживания одного станка

.

Среднее время  пребывания станка в обслуживании

Среднее время  ожидания станка в очереди

Средняя производительность группы обслуживаемых рабочим станков  определится из формулы, приведенной  в строке 13 табл. 2:

2094,263 изделия за 1 час.

Средняя потеря производительности за счёт группы станков, находящихся в пассивном состоянии определится из формулы:

Pt = lхNпас =1х1,019124=1,019124 изделия за 1 минуту, или 61,14743

изделий за 1 час .

Проведем анализ полученных показателей эффективности  многостаночного обслуживания.

При маршрутном методе время цикла сократится на

Коэффициент занятости  рабочего увеличится на

следовательно, напряженность труда рабочего несколько  снизится.

Вероятность простоя  рабочего уменьшится на

следовательно, она несколько  возрастет.

Увеличение  среднего числа требующих обслуживания станков составит

Среднее время  ожидания станком обслуживания уменьшится на

Среднее время  пребывания станка в обслуживании уменьшится на

Часовая производительность труда рабочего (средняя производительность группы обслуживаемых рабочим станков) возрастет на

Средняя потеря производительности группы обслуживаемых рабочим станков снизится на


  1. При маршрутном методе время цикла сократится на %;
  2. Коэффициент занятости рабочего увеличиться на %, а вероятность простоя уменьшится на % - следовательно, напряженность его труда несколько снизится;
  3. Увеличение среднего числа требующих обслуживания станков составит %;
  4. Среднее время ожидания станком обслуживания уменьшится на %;
  5. Среднее время пребывания станка в обслуживании уменьшится на %;
  6. Часовая производительность труда рабочего (средняя производительность группы обслуживаемых рабочим станков) возрастет на %;
  7. Средняя потеря производительности группы обслуживаемых рабочим станков снизится на %;

Для удобства сопоставления  и проведения анализа сведем рассчитанные показатели эффективности в табл. 4.

 

 

 

Таблица 4. Сопоставление  показателей эффективности маршрутного  и сторожевого методов обслуживания

Показатели  эффективности обслуживания

Методы обслуживания

Изменение показателя, %

 

Сторожевой

Маршрутный

 

Время цикла, мин.

48

46

-4,16667%

Коэффициент занятости  рабочего

0,735078

0,775653

5,519822%

Вероятность простоя  рабочего

0,264922

0,229777

-13,2662%

Среднее число  требующих обслуживания станков

0,854456

1,019124

19,27168%

Среднее время  ожидания станком обслуживания, час.

0,154987

0,36579

136,0133%

Среднее время  пребывания станка в обслуживании, час.

0,28832

0,153111

-46,8955%

Средняя производительность группы обслуживаемых рабочим станков (производительность труда рабочего)

1323

2094,263

58,29652%

Средняя потеря производительности за счет группы станков, находящихся в пассивном состоянии, деталей в час

95,37204

61,14743

-35,8854%


 

Из расчетов следует, что целесообразно заменить сторожевой метод многостаночного обслуживания маршрутным; это снизит напряженность труда многостаночника, даст возможность увеличить число обслуживаемых им станков, повысит производительность труда рабочего, часовую производительность одного станка и снизит удельные потери производительности одного станка от сокращения времени ожидания обслуживания и самого обслуживания.

 

 

 

 

 

Задание 2

При обработке деталей  крупного габарита с технологическим  циклом, превышающим продолжительность смены, вместо трех сменных бригад, состоящих из пяти рабочих каждая, организована сквозная единая бригада из 15 человек. Таким образом удалось сократить потери времени в связи с преждевременным окончанием работы и передачей смены. Кроме того, сократилось среднее количество наладок оборудования в течение трех смен.

На основании данных табл. 5 определить экономию рабочего времени, рост производительности труда и  снижение трудоемкости, если продолжительность  одной наладки – 0,5 час., смены  – 8 час.

 

Таблица 5

Потери времени одним  рабочим в связи с преждевременным  окончанием работы, мин.

11

Потери времени одним  рабочим в связи с передачей  смены, мин

14

Среднее количество наладок  оборудования при трех бригадах

7

Среднее количество наладок  оборудования в сквозной бригаде

5


 

Решение:

  1. Экономия рабочего времени

  1. Рост производительности труда рабочего

3. Снижение трудоемкости

 

Задание 3

Используя фактический  баланс рабочего времени, по данным фотографии восьмичасового рабочего дня станочника (табл. 6), необходимо:

  1. Составить баланс рабочего времени исполнителя;
  2. Рассчитать о6щий коэффициент использования рабочего времени;
  3. Определить максимально возможный рост производительности труда за счет устранения всех потерь и непроизводственных затрат рабочего времени (табл. 6,7).
  4. Используя данные табл. 6 и 7, рассчитать норму времени на выполнение единицы работы. На основе нормы времени рассчитать норму выработки за смену.

Таблица 6

 

Наименование  затрат времени, мин.

№3

1.

Подготовительно-заключительное время

30

2

Оперативное время

370

3.

Обслуживание  рабочего места

18

4.

Отдых и личные надобности

32

5.

Простои по организационно-техническим  причинам

16

6.

Опоздание на работу

4

7.

Непроизводительные затраты времени (поиск утерянного инструмента и др.)

10

8.

Количество  выполненной работы, ед.

42


 

Таблица 7

варианта

Тип производства

Нормы времени, мин.

Подготовительно-заключительное время

Время обслуживания рабочего места

Время на отдых  и личные надобности

3

Серийное 

14

13

23


 

Решение:

  1. Расчет баланса рабочего времени смены сведем в таблицу 8.

Из сопоставления  фактического и нормативного балансов времени следует, что:

Из-за недостатков  в подготовке производства исполнитель затрачивает 30 минут на подготовку к работе, в то время, как подготовительно-заключительного времени вообще быть не должно, т.к. производство - серийное;

Таблица 8. Баланс рабочего времени исполнителя

Наименование  затрат времени

Индекс

Фактические затраты

Нормативные затраты

Затраты подлежащие сокращению

минут

% к итогу

минут

% к итогу

ВРЕМЯ РАБОТЫ

Подготовительно-заключительное время

ПЗ

30

6,25

14

2,916667

16

Оперативное время

ОП

370

77,08333

430

   

Обслуживание  рабочего места

ОБ

18

3,75

13

2,708333

5

Итого времени работы

 

418

87,08333

457

   

ВРЕМЯ РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ ПЕРЕРЫВОВ

Отдых и личные надобности

ОТЛ

32

6,666667

23

4,791667

9

ВРЕМЯ НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ ПЕРЕРЫВОВ 37 мин., в т.ч.:

Опоздание на работу

ПНД

4

0,833333

   

4

Непроизводительные  затраты времени

ПН

10

2,083333

   

10

Простои по организационно-техническим  причинам

ПНТ

16

3,333333

   

16

ИТОГО:

 

480

100

480

10,41667

60

Информация о работе Разделение и кооперация труда: формы, критерии эффективности, направления совершенствования