Размеры предприятий торговли и факторы, их определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание

Современное рыночное хозяйство отличается многообразием форм предпринимательской деятельности и видов предприятий, специализирующихся на производстве разнообразных товаров, их реализации, оказания различных услуг финансового, научно-исследовательского, посреднического и иного характера. Их взаимодействие и конкурентное соперничество придают, в конечном счете, гибкость всей рыночной системе, что является условием ее успешного функционирования.

Содержание

Введение 3
1. Размеры предприятий отрасли «Торговля»: крупные, средние, малые 3
2. Экономические параметры, характеризующие размер торгового предприятия 8
3. Малые предприятия и их значение для отрасли «Торговля» и национальной экономики в целом 10
4. Розничные торговые сети в России 15
5. Диверсифицированные и не диверсифицированные торговые олигополии и монополии, их роль в российской экономике 20
Выводы 24
Предложения 25
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Шабнам.docx

— 61.32 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра Экономики и  управления на предприятиях торговли

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине Экономика отрасли

 

специальность

080502 – Экономика и управление  на предприятии (торговли)

 

 

Тема: 24. Размеры предприятий торговли и факторы, их определяющие.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса группа 33 з/о

Набиева Ш. Ф.


Фамилия, И.О.

 

 


Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Ильяшенко С. Б.


Фамилия, И.О.


Москва 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

План.

Введение                                                                                                            3

    1. Размеры предприятий отрасли «Торговля»: крупные, средние, малые                                                                                                                        3

2. Экономические параметры, характеризующие размер торгового предприятия                                                                                                             8

3. Малые предприятия и их значение для отрасли «Торговля» и национальной экономики в целом                                                                       10

  1.       Розничные торговые сети в России                                                     15
  2. Диверсифицированные и не диверсифицированные торговые олигополии и монополии, их роль в российской экономике                            20

Выводы                                                                                                            24

Предложения                                                                                                   25

Список используемой литературы                                                               26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Современное рыночное хозяйство  отличается многообразием форм предпринимательской  деятельности и видов предприятий, специализирующихся на производстве разнообразных  товаров, их реализации, оказания различных  услуг финансового, научно-исследовательского, посреднического и иного характера. Их взаимодействие и конкурентное соперничество  придают, в конечном счете, гибкость всей рыночной системе, что является условием ее успешного функционирования.

Большинство образованных субъектов  рынка ориентировано в своей стратегии на расширение масштабов деятельности и направляет усилия на обеспечение лидирующих рыночных позиций взамен получения текущей прибыли.

Улучшение показателей деятельности предприятий торговли во многом зависит  от масштаба предприятия и рынка  его функционирования. При этом эффективный (оптимальный) масштаб предприятия  является объектом пристального внимания, как практических работников, так  и ученых - экономистов.

1. Размеры предприятий  отрасли  «Торговля»: крупные,  средние, малые.

Действующие в торговле предприятия  достаточно разнообразны с точки  зрения выполняемых функций, организационно-правового  устройства, масштабов, профиля деятельности. С позиции количественных критериев  торговые предприятия можно рассматривать  как крупные, средние и малые.      

Крупные предприятия специализируются, главным образом, на производстве стандартных продуктов в массовом количестве, добиваясь за счет этого лидерства на издержках в конкурентной борьбе.

Крупные торговые предприятия  с экономической точки зрения наиболее сильны, так как имеют мощный финансово-экономический и имущественный потенциал, высокий уровень конкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Они могут проводить маркетинговые исследования, рекламные кампании, осуществлять собственную ценовую политику, иметь широкую торговую сеть для реализации товаров и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичны в предпринимательской среде, они инертны в развитии экономической стратегии, имеют громоздкую управленческую структуру, а материальные стимулы инициативных работников и предприятия в целом мало связаны с конечным результатом работы.

Средние предприятия специализируются на производстве продукции, удовлетворяющей узкоспециализированный спрос (дифференцированная продукция), удерживают конкурентные позиции за счет обладания уникальными технологиями.

Средние торговые предприятия обладают отличительными особенностями торгово-технологического процесса, их товары имеют уникальные характеристики и ориентированы на постоянных потребителей. Все это защищает такие предприятия от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность. Предпринимательская активность у них выше, чем на крупных, поскольку требуется постоянный поиск новых идей, совершенствование торгово-технологического процесса, однако при этом отсутствует широкий ассортимент и возможность переключать деятельность на другие товары. Существует риск потери ноу-хау, а так же зависимость от определенного поставщика и сложившегося контингента покупателей.

Малые предприятия специализируются на производстве новой продукции, в которой реализуются научно-технические нововведения.

Помимо научно-исследовательской  и инновационной сферы деятельности малые предприятия эффективны в  тех отраслях, где концентрация производства нецелесообразна из-за специфики  проявления эффекта масштаба. 

 

Термин «малое предприятие», используемый в нормативной документации, характеризует торговое предприятие, исходя из численности работающих, но не дает представления о месте торгового предприятия на рынке товаров и услуг. Под субъектами малого предпринимательства понимаются так же физические лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Малые торговые предприятия наилучшим образом приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить крупные и средние. Для них характерны простота в организации в организации товародвижения и учета, работа на местный рынок, высокая гибкость, вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров, более экономное использование ресурсов, низкие управленческие расходы, повышенная скорость оборота капитала, заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другие факторы, обеспечивающие конкурентоспособность. Но именно небольшие предприятия в максимальной степени не защищены от внешних, не зависящих от них от них факторов. Им труднее получить кредит, наладить рекламу; больше средств требуется на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации; невозможно проводить независимую ценовую политику. Без помощи государства такие предприятия не смогут существовать и конкурировать с крупными торговыми фирмами, которые свободно действуют на рынке, устанавливая контроль над ценами, качеством и ассортиментом продукции, порой в ущерб потребителям. В России по мере расширения сферы частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений постепенно формируется законодательная база по развитию и поддержке малых предприятий, предоставлению им налоговых льгот. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли.

На проблему оптимального размера предприятия можно выделить три основных направления развития исследовательских концепций: технологическое, институциональное и стратегическое.

В технологическом направлении (классическая, неоклассическая теория фирмы) оптимальный размер предприятия рассматривается в виде производственной функции, выражающей технологическую и экономическую зависимость результатов производства от используемых факторов. Критерием оптимальности является минимально эффективный размер предприятия - это чисто технологический критерий, выражающей поведение издержек производства. Оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицательного эффективного масштаба производства. Планирование розничного товарооборота торгового предприятия, особенно нового, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, ориентированного на обеспечение безубыточной работы. В процессе хозяйственной деятельности торговое предприятия несет определенные расходы постоянные (аренда, амортизация, расходы на содержание зданий и т.д.) и переменные (затраты, связанные с покупкой товаров, их транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией). Темп изменения совокупных затрат отклоняется от темпа изменения объема товарооборота. В результате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрыть постоянные и переменные затраты. При этом минимально необходимый объем товарооборота позволяет обеспечить предприятию безубыточную работу.

В центре институциональной теории находится объяснение существования многообразных форм предприятий, анализ пределов их роста с позиции эффективности, где теоретическим инструментарием являются трансакционные издержки. Экономическую природу трансакционных издержек Р.Коуз определяет как издержки по осуществлению деловых операций. Ф.Найт считает, что трансакционные издержки связаны с ситуациями неопределенности в окружающей экономической среде. Их определяют как операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение товаров или как стоимость ресурсов, используемых для нахождения торговых партнеров, проведения переговоров об условиях торговли, составления контрактов и обеспечения прав собственности, получаемых посредством конкретных операций. Они имеют особое значение при организации новых предприятий, особенно при формировании финансово-промышленных групп, которое сопровождается значительными затратами на проработку организационных проектов и их согласования с участниками группы различными ведомствами

В институциональной теории так же признается, что оптимальный  размер предприятия достигается  за счет минимизации издержек, но они  рассматриваются шире, не только связанные  с технологическими, но и управленческими  затратами.

В стратегическом направлении оптимальности размера предприятия (теория игр, «концепция границ») указывается, что применительно к сложным рынкам современной экономики, не всегда однозначно можно определить оптимальный размер предприятия. Рынки динамичны по своей природе. Можно указать только границы допустимых рыночных исходов, учитывая стратегические факторы роста фирмы.

В современной России с  переходом на рыночные отношения  оптимальный размер предприятия  рассматривается в связи с  реструктуризацией функционирующих  предприятий. Одной из основных задач  аналитического обеспечения реструктуризации является определение рациональных границ предприятия и исследование факторов, влияющих на положение этих границ.

При разукрупнении предприятий  или их интеграции необходимо учитывать  следующие факторы, которые могут  снизить стратегический потенциал  деструктурируемого предприятия: экономическая  эффективность, восприимчивость к  рыночным сигналам, управляемость предприятия, его целенаправленность, научно-технический уровень производства, концентрация информации и производственного опыта. Таким образом, можно сказать, что оптимальный размер предприятия характеризуется многокритериальной системой, которую необходимо рассматривать в технологическом, институциональном и стратегическом аспектах с учетом развития рынка.

  1. Экономические параметры, характеризующие размер торгового предприятия.

Важнейшая цель современного этапа развития торговли - создание благоприятных условий для эффективной  деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели предполагает, с одной  стороны, совершенствование законодательной, финансовой, налоговой среды, в которой  функционируют торговое предприятие, а с другой - требует серьезного улучшения работы самих предприятий  в условиях рыночных отношений. Нестабильность требует от предприятий высокой  степени адаптивности. Зачастую на изменение условий деятельности предприятие вынуждено реагировать  изменением своего масштаба.

Основными параметрами при  этом выступают численность работников, годовой оборот капитала, величина товарооборота, размеры торговой площади, количество посадочных мест, пропускная способность торгового зала.

Информация о работе Размеры предприятий торговли и факторы, их определяющие