Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:51, курсовая работа
Современное рыночное хозяйство отличается многообразием форм предпринимательской деятельности и видов предприятий, специализирующихся на производстве разнообразных товаров, их реализации, оказания различных услуг финансового, научно-исследовательского, посреднического и иного характера. Их взаимодействие и конкурентное соперничество придают, в конечном счете, гибкость всей рыночной системе, что является условием ее успешного функционирования.
Введение 3
1. Размеры предприятий отрасли «Торговля»: крупные, средние, малые 3
2. Экономические параметры, характеризующие размер торгового предприятия 8
3. Малые предприятия и их значение для отрасли «Торговля» и национальной экономики в целом 10
4. Розничные торговые сети в России 15
5. Диверсифицированные и не диверсифицированные торговые олигополии и монополии, их роль в российской экономике 20
Выводы 24
Предложения 25
Список используемой литературы
Размер предприятия - это его величина, степень развития. Величина предприятия оказывает определяющее влияние на его деятельность, в связи, с чем необходимо учитывать основные организационно-экономические преимущества и недостатки различных по размеру предприятий, а так же иметь в виду взаимосвязь развития предпринимательства и выработки эффективной рыночной стратегии торгового предприятия, исходя из масштабов его функционирования.
Показатели масштаба предприятия одновременно являются критериями его измерения. В зависимости от критерия измерения можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению масштаба предприятия. Наиболее часть в исследовательских целях используется количественный подход, основанный на использовании показателей объем продаж (годовой оборот), число занятых, балансовая стоимость активов или основных фондов. Главным достоинством количественных определений является удобство их использования.
Качественные варианты определения масштаба предприятия предусматривают использование качественных критериев. Преимуществом качественного подхода является учет широкого спектра присущих разным предприятиям критериев, таких как, система менеджмента, система контроля производительности, система мотивации и т.д. Основным недостатком этого подхода является сложность его применения, обусловленная трудностью доступа к внутрифирменной информации для определения подобных характеристик. Возможно также дополнение качественного определения количественными показателями. В качестве примера такого подхода можно отнести определение масштаба нидерландского экономиста Ван Хорна, который критерием определения размера предприятия считает:
- количество произведенных
(реализованных) товаров,
- мощность ресурсов (капитала, человеческих ресурсов и т.д.);
- уровень системы управления, административных процедур и технология;
- систематичность менеджмента;
- уровень соотношения управленческих должностей и собственности.
Таким образом, к показателям, наиболее часто используемых при характеристике размеров предприятия можно отнести: объем продаж, численность занятых, стоимость активов, доля рынка. Для более детального изучения масштабов можно использовать ряд частных и производных показателей. Например: стоимость основного капитала, количество и стоимость отдельных видов продукции, количество предприятий и их территориальное размещение, удельные веса предложенных показателей на местном, национальном, отраслевом и международном уровне, а также уровень менеджмента, уровень организации труда и научно-технического потенциала и другие показатели. Следует отметить, что для отдельных отраслей экономики система показателей имеет свои особенности, т.к. отражает специфику деятельности этих отраслей. Так, в торговой отрасли к показателям следует относить торговую площадь магазина, количество обсуживаемого населения, степень охвата товарооборотом денежных доходов или покупательных фондов населения и другие. Из вышеизложенного следует, что масштабы предприятия или отрасли свидетельствуют о значимости агентов на рынке, в отрасли, в экономике страны.
3.Малые предприятия
и их значение для отрасли
«Торговля» и национальной
Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Направлением закона является регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно закону к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - доля участия юридических лиц не должна превышать 25 процентов.
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от реализации
товаров (работ, услуг) без
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки.
Преимущества малого бизнеса:
1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда.
2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков
4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
5. Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6. Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
7. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
Недостатки малого бизнеса:
1. по сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
2. малые предприятия зависимы от крупных компаний.
3. слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
4. повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
5. малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
6. малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой
7. малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
Развитие малого предпринимательства влияет на экономический рост, на ускорение научно - экономического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические и социальные проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.
Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики. К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:
1. Недостатки налоговой системы
2. Отсутствие оборотных средств
3. Низкий платежеспособный спрос населения
4. Высокая арендная плата
5. Экономическая политика государства
6. Недоступность кредитов
7. Дороговизна сырьевых ресурсов
8. Слабое развитие внутреннего рынка
9. Высокие тарифы на перевозки.
10. Отсутствие производственных площадей
Одним из перспективных направлений поддержки малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д.
Малое предпринимательство
играет в экономике любой страны
довольно большую роль. Оно является
неотъемлемой частью социально-экономической
системы страны, обеспечивая стабильность
рыночных отношений, втягивая большую
часть граждан страны в эту
систему отношений путем
Малый бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства - пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.
Говоря о роли малых
предприятий, следует подчеркнуть,
что малые предприятия - это побочная
сфера экономики. Малый бизнес ограниченно
включается в хозяйственную структуру,
конкурентную среду и в общественное
разделение труда. Причем роль его в
современной динамичной жизни неуклонно
возрастает. Как показывает опыт развитых
стран, если в прошлом малые предприятия
создавались, как результат стремления
многих открыть собственное дело,
то в настоящее время создание
малых предприятий нередко
Малые предприятия не противостоят
крупным и средним компаниям,
а тесно взаимодействует с
ними, участвует в ускорении
Малое предпринимательство - необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.
4.Розничные торговые сети в России.
В последние годы в России получили развитие розничные торговые сети, представляющие собой совокупность розничных торговых предприятий, находящихся под общим управлением.
Торговая сеть это одно из заметных явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.
Розничные торговые сети могут образовываться в основном за счет:
1. поглощения (покупки) существующей розничной торговой сети;
2. занятия свободной ниши;
3. агрессивного проникновения
- создания специализированных
Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:
1. концентрация аппарата управления сетью в едином центре;
2. централизация коммерческой
деятельности по закупкам
3. сокращение коммерческих
функций в магазинах и
Информация о работе Размеры предприятий торговли и факторы, их определяющие