Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является составление программы реструктуризации предприятия и описание необходимых для этого мероприятий, а также рассмотрение проблем, с которыми данное предприятие может столкнуться при проведении реструктуризации.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Провести исследование внешнего окружения предприятия;
2. Провести описание предприятия как объекта исследования;
3. Основываясь на результатах анализа предложить мероприятия по реструктуризации.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ. СОСТОЯНИЕ ЦЕМЕНТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКОВ
1.3 МАСШТАБЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.4 УЧЕТ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ
1.5 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ
2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСШТАБА БИЗНЕСА
2.4 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ОБЛИКА КОМПАНИИ
2.5 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
2.5.2 АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5.2.1 АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5.2.2 РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ КАДРОВ
2.5.3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5.3.1 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.5.3.2 АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОС
2.5.3.3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
2.5.4 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ЗАПАСОВ
2.5.5 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ
2.5.6 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
2.5.7 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРЫ БАЛАНСА
2.5.7.1 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5.8 АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.6 ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
3.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
3.2 СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ С УКАЗАНИЕМ РОЛИ КАЖДОГО ЕЕ ЧЛЕНА
3.3 ОБОСНОВАНИЕ СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
3.4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
3.5 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На предприятии разработано и утверждено, приказом Генерального Директора, положение об учетной политике предприятия, в целях бухгалтерского и налогового учета.
Краткая характеристика потребителей:
Наиболее крупными потребителями цемента ОАО "Белгородский цемент" являются белгородские предприятия, производящие строительные материалы на его основе. На ОАО "БелАЦИ" каждый год поставляются более 16% цемента. Также сбыт цемента осуществляется в Московский регион, Смоленскую, Курскую и др. области (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Наиболее крупные потребители цемента ОАО "Белгородский цемент"
Предприятия |
Потребление, тыс. т. |
Доля,% |
ОАО "БелАЦИ", г. Белгород, ул. Мичурина |
300000 |
16,5 |
ОАО "Белгородский завод ЖБК-1", ул. Коммунальная 5 |
20000 |
1,1 |
ОАО "Белгородстройдеталь", ул. Мичурина |
15000 |
0,8 |
Мостотряд - 18, г. Москва ул. Земляной вал |
10000 |
0,55 |
Мостотряд - 90, Московская область, г. Дмитров |
8000 |
0,45 |
Дмитровский ЖБК, Московская область, г. Дмитров |
9000 |
0,5 |
ЗАО "Смоленский завод ЖБИ-2", г. Смоленск |
19000 |
1,04 |
ОАО "Курский завод КПД", г. Курск |
8000 |
0,45 |
Магазин ОАО "Белгородский цемент" |
36000 |
2 |
Прочие |
1399 800 |
76,6 |
Итого |
1824 800 |
100 |
Таким образом, основными потребителями цемента являются предприятия, производящие сборные железобетонные конструкции и изделия, товарный бетон, строительный раствор, асбестоцементные изделия, а также домостроительные комбинаты, строительные организации, осуществляющие как жилищное, гражданское, так и промышленное строительство. Кроме того, имеется довольно перспективная группа потребителей цемента - население, использующего цемент для гражданского строительства.
Продажа цемента частным лицам производится посредством ДО "Родничок" и ДО "Рекорд-Центр", непосредственно на площадке завода, через торговые сети г. Белгорода и области. Еще одним каналом сбыта является магазин "Белгородский цемент". Если потребителем является предприятие, то доставка цемента производится навалом в закрытых железнодорожных вагонах.
Краткая характеристика конкурентов:
Как уже было сказано выше, ОАО "Белгородский цемент" входит в состав холдинга ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", который является крупнейшим отечественным холдингом, специализирующийся на производстве и реализации цемента, мощности которого достигают 33 млн. т. в год. В состав холдинга входят еще 14 цементных заводов, в числе которых "Мальцовский портландцемент" (Брянская обл), "Михайловцемент" (Рязанская обл), "Липецкцемент" (Липецкая обл), "Савинский цементный завод" (Архангельская обл), "Осколцемент" (Белгородская обл) и др.
Одним из основных конкурентов на рынке Европейской части России и основным конкурентом на рынке г. Белгорода и области является предприятие ОАО "Осколцемент". Преимуществом Оскольского завода является то, что он более новый, а, следовательно, более современный, а значит, оборудование имеет меньший износ и технология производства более современна (сухой способ). Старооскольский завод в 1,5 раза мощней Белгородского.
На заводе установлена финская упаковочная линия, позволяющая свести на нет потери при тарировании. Также наиболее близким и сильным конкурентом ОАО "Белгородцемент" является ОАО "Липецкцемент", г. Липецк.
Таким образом, ОАО "Белгородский цемент"
довольно сильный конкурент ОАО
"Осколцемент" и ОАО "Липецкцемент",
это в большей степени
В табл.2.2 указаны доли и емкость как ОАО "Белгородский цемент", так и его основных конкурентов.
Таблица 2.2
Доли и емкость предприятий на цементном рынке России
Предприятие |
Производство цемента (тыс. т) |
Доля в общем объеме,% |
ОАО "Белгородский цемент" |
1712, 7 |
4, 54 |
ОАО "Осколцемент" |
2218, 8 |
5, 88 |
ОАО "Мальцовцемент" |
3591, 3 |
9, 5 |
ОАО "Себряковцемент" |
1614, 0 |
4, 28 |
ОАО "Липецкцемент" |
1487, 0 |
3, 9 |
Другие предприятия |
27162, 5 |
72, 06 |
ВСЕГО |
37690, 1 |
100 |
Для наглядного изображения построим диаграмму.
Рис.2.1 Доли предприятий на цементном рынке России
Краткая характеристика поставщиков:
Сырьевые материалы, мел и глина, добываются в карьерах предприятия. Добыча мела ведется в карьере "Полигон". Мел транспортируется от карьера до завода железнодорожным транспортом на расстояние 2,5 километра (таблица 2.3). Добыча глины ведется в карьере "Черная поляна" при помощи экскаваторов. С "Черной поляны" вывоз глины осуществляется автотранспортом до отделения приготовления глиняного шлама. Готовый глиняный шлам далее транспортируется по трубопроводу в сырьевой цех. Протяженность трубопровода составляет 6,8 километров. Так как предприятие имеет собственные полигоны, проблем с сырьем предприятие не имеет.
Таблица 2.3
Сырьевые материалы и их поставщики
Сырье, материалы |
Поставщики |
Мел |
Собственный карьер "Полигон" |
Глина |
Собственный карьер "Черная поляна" |
Колчеданные огарки |
Уваровский химический завод, Тамбовская область |
ЛСТ |
Котласский Ц/Б комбинат, Архангельская область |
Фильтрат |
Белгород, Завод лимонной кислоты |
Активно - гранулированный доменный шлак |
Мариупольский металлургический комбинат |
Специальные добавки ЛСТМ-2 |
Слокский ЦБК, Юрмала, Латвия |
Гипсовый камень |
Новомосковский гипсовый комбинат |
Огнеупоры |
Пайтелемоновский огнеупорный комбинат, Семелукский огнеупорный завод |
Шары (мелящие тела) |
Воскресенский машиностроительный завод |
Броменлиты |
Новороссийский |
Бумажная тара |
Котласский ЦБК |
Топливо на обжиг клинкера |
Газ Уренгойского месторождения |
Электроэнергия |
Белгород, подстанция системы Белгородэнерго |
Для того чтобы определить масштаб бизнеса необходимо провести анализ предприятия на корпоративном уровне и на уровне бизнес - единицы. Для этого составим следующие таблицы.
Таблица 2.4
Анализ на корпоративном уровне
Наименование рассматриваемого аспекта |
Ответы на вопросы |
Масштаб бизнеса |
Предприятие производит не только различные марки цемента, но и клинкер, мел, калийно-известковые удобрения. Также оно предоставляет услуги по переработке давальческого сырья, осуществляет строительные работы, посредническую деятельность, занимается оказанием транспортных и экспедиторских услуг. В ОАО "Белцемент" разработана
перспективная программа |
Координата заинтересованных сторон |
Основной заинтересованной стороной являются инвесторы, в качестве которых выступает холдинг ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп". 13.04. 2006 г. на исследуемом заводе состоялась рабочая встреча губернатора Белгородской области Евгения Савченко и председателя Совета директоров ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" Филарета Гальчева. На ней были подведены итоги сотрудничества в 2005 г. и рассмотрены перспективы его развития. Так ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" сообщил о том, что планирует вложить в 2006-2007 гг. в расположенные в области заводы ОАО "Белгородский цемент" и ОАО "Осколцемент" более 670 млн. руб. В результате вложений объем производства ОАО "Белцемент" должен достичь 2,2 млн. т. в 2006 г. и 2,6 млн. т. в 2007 г. |
Взаимосвязанность |
Предприятие не только обеспечивает цементом промышленные предприятия и население, но и оказывает транспортные и экспедиторские услуги. В настоящее время на заводе внедрена комплексная система управления производством, благодаря которой повысилась эффективность сбытовой деятельности компании. Это дает предприятию серьезные конкурентные преимущества, так как оно имеет возможность выполнить обязательства перед клиентом, эффективно управляя отгрузками и поставками продукции. |
Средство для изменения |
Холдинг ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп", куда входит анализируемое предприятие, осуществляет вложения в цементные заводы Белгородской области, которые осуществляются в рамках среднесрочной инвестиционной программы холдинга сроком до 2008 г. на сумму более 560 млн. долл. Кроме того, в Липецкой, Воронежской и Рязанской областях планируется построить три современных цементных завода. Все это позволит увеличить мощности входящих в группу холдинга заводов к 2010 г. более чем на 9,2 млн. т. и будет способствовать обеспечению цементом национальной программы по строительству доступного жилья и позволит избежать прогнозируемого экспертами строительного рынка дефицита цемента. |
Стратегические вопросы |
Инвестирование завода сокращать не стоит, а наоборот, только увеличивать. Инвестиции должны быть направлены на поддержание и увеличение действующих мощностей, развитие карьеров и обновление техники, осуществление программы повышения качества продукции. Также вложения в предприятие должны быть направлены на модернизацию существующего природоохранного оборудования и установку новых видов оборудования. На предприятии используется ценовая политика "издержки плюс прибыль". Издержки определяются по методу "полных затрат", то есть в калькуляцию себестоимости включаются переменные и постоянные затраты. Данная ценовая политика заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Размер наценки - переменный. |
Стратегические вызовы |
Ценность отдельных видов Основой синергии между производством
цемента и доставкой его |
Теперь проведем анализ предприятия на уровне бизнес - единицы, который отразим в таблице 2.5
Таблица 2.5
Анализ на уровне бизнес-единицы
Наименование рассматриваемого аспекта |
Ответы на вопросы |
Ассортимент продукции |
Предприятие выпускает продукцию: 1. Портландцемент (ГОСТ 10178-85): ПЦ 600 ДО; ПЦ 550 ДО; ПЦ 500 ДО; ПЦ 400 Д20; ПЦ 400 ДО; 2. Портландцемент для 3. Шлакопортландцемент (ГОСТ 10178-85): ШПЦ 400; 4. Сульфатостойкий 5. Портландцемент тампонажный (ГОСТ 1581-85): ПЦ 500 ДО, и др. виды портландцемента; 6. Клинкер портландцементный. |
Охват потребителей |
Потребителями данной продукции являются промышленные предприятия, а также домостроительные комбинаты, строительные организации, осуществляющие как жилищное, гражданское, так и промышленное строительство. И еще одной группой потребителей цемента является население, использующего цемент для собственных нужд. |
Географическая координата |
Выгодное географическое расположение предприятия (42 км от российско-украинской границы) позволяют успешно проводить экспортно-импортные операции. Кратчайший путь к портам Азовского и Черного морей, в Европу транзитом через Украину дает возможность экспортировать свою продукцию с наименьшими затратами по доставке партнерам. Налаженные производственные связи с экспедиторскими фирмами и портами дают предприятию возможность доставлять продукцию по требованию партнеров по всему миру. Следует отметить, что продукция данного завода успешно используется не только в строительных компаниях России, но и в 45 странах мира. |
Вертикальный охват |
У предприятия нет потребности
в новых поставщиках сырья, так
как оно долгое время работает
с постоянными и надежными
партнерами, и, кроме того, предприятие
располагает собственной уникал |
Средства для изменения |
ОАО "Белгородский цемент" необходимо
произвести снижение цены. А это
возможно путем внедрения на предприятии
высокоэффективных энергосберег |
Стратегические вопросы |
Инвестировать средства следует во все виды продукции, так как они пользуются большим спросом на цементном рынке. Предприятию следует развивать долгосрочные отношения с потребителями своей продукции, предлагать новые варианты взаимовыгодных отношений, производить более качественную продукцию, чем у конкурентов. Также нужно обязательно снижать издержки, которые присутствуют при производстве продукции на исследуемом предприятии, которую производят устаревшим и энергоемким "мокрым способом", требующем больших затрат топлива и энергии. |
Проведя анализ ОАО "Белгородский цемент" на корпоративном уровне и на уровне бизнес - единицы, можно сделать заключение, что масштаб бизнеса данного предприятия достаточно большой. Об этом говорят такие аспекты, как координата заинтересованных сторон, ассортимент продукции, охват потребителей, географическая координата. Холдинг ОАО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" вкладывает в завод огромные средства на увеличение действующих мощностей, на модернизацию существующего оборудования и установку новых видов оборудования. Предприятие выпускает качественную и сертифицированную продукцию, которая пользуется большим спросом. Оно имеет постоянных потребителей, которые ценят товарную марку выпускаемой продукции. Также завод занимает выгодное географическое положение, позволяющее успешно проводить экспортно-импортные операции.
В этом разделе требуется заполнить таблицу с учетом основных конкурентов и по каждому пункту провести пояснение.
Таблица 2.6
Конкурентный облик ОАО "Белгородский цемент"
Наименование рассматриваемого аспекта |
ОАО "Осколцемент", Белгородская область, г. Старый Оскол |
ОАО "Мальцовцемент", Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино |
ОАО "Липецкцемент", Липецкая область | ||
Ширина товарной серии |
Ассортимент выпускаемой продукции на всех предприятиях примерно одинаков. Заводы выпускают следующие марки цемента: ПЦ 600-ДО, ПЦ 550-ДО, ПЦ 500-ДО, ПЦ 400-Д20, ШПЦ 400, ПЦ 500-ДО-Н, ПЦ 500-Д20-Б, цемент для производства асбестоцементных изделий (ПЦА), | ||||
Характеристика продукции |
Выпускаемые марки цемента обладают высокими прочностными показателями в ранние сроки твердения и относятся к первой группе эффективности по пропариванию. |
Сертифицирована система менеджмента
качества применительно к производству
портландцемента и |
Предприятию выдано свидетельство, подтверждающее, что выпускаемая им продукция "соответствует высшему уровню качества, установленного федеральной программой "Российское качество". | ||
Функциональность продукции |
Функциональность продукции | ||||
Обслуживание |
Предприятия выпускают все виды
цемента и отгружают его потреб | ||||
Имидж и репутация |
Высокая репутация за счет того, что предприятие стабильно работает в рамках плановых заданий по производству и сбыту продукции. |
Хороший имидж благодаря широкому ассортименту предлагаемой продукции и гибкой ценовой политике. |
Репутацию обеспечивает качество продукции и быстрое обслуживание. | ||
Цена |
Цена на продукцию на данных предприятиях
ниже по сравнению с ОАО "Белцемент"
благодаря использованию |