Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 21:16, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является составление программы реструктуризации предприятия и описание необходимых для этого мероприятий, а также рассмотрение проблем, с которыми данное предприятие может столкнуться при проведении реструктуризации.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Провести исследование внешнего окружения предприятия;
2. Провести описание предприятия как объекта исследования;
3. Основываясь на результатах анализа предложить мероприятия по реструктуризации.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ. СОСТОЯНИЕ ЦЕМЕНТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКОВ
1.3 МАСШТАБЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.4 УЧЕТ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ
1.5 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ НА РЫНКЕ
2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСШТАБА БИЗНЕСА
2.4 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО ОБЛИКА КОМПАНИИ
2.5 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
2.5.2 АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5.2.1 АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5.2.2 РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ КАДРОВ
2.5.3 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5.3.1 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.5.3.2 АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОС
2.5.3.3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
2.5.4 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ЗАПАСОВ
2.5.5 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ
2.5.6 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
2.5.7 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРЫ БАЛАНСА
2.5.7.1 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.5.8 АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.6 ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
3.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
3.2 СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ С УКАЗАНИЕМ РОЛИ КАЖДОГО ЕЕ ЧЛЕНА
3.3 ОБОСНОВАНИЕ СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
3.4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
3.5 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Собственный капитал (СК) = с.290 - с.690 (Ф №1)
СК = (335 478 + 369 182) *1/2 - (382 021 + 516 615) *1/2 = - 96 988 тыс. руб.
Заемный капитал (ЗК) = с.590 + с.690 - с.640 - с.650 (Ф №1)
ЗК = (6 501+10 603) *1/2 + (382 021+516 615) *1/2 - 0 - 0 = 457 870 тыс. руб.
Совокупный капитал (Сов. К) = СК+ЗК
Сов.К. = 339 378,5 + 457 870 = 797 248,5
Нераспределенная прибыль (с.470 Ф №1)
Нераспределенная прибыль = (144 240+174 081) *1/2=159 160,5 тыс. руб.
Прибыль до налогообложения (с.140 Ф №2)
Прибыль до налогообложения = 57 153 тыс. руб.
Выручка (с.010 Ф №2)
Выручка = 1 946 953 тыс. руб.
Составим уравнение:
Y = 1,2 ∙ ( - 0,12) + 1,4 ∙ 0,20 + 3,3 ∙ 0,07 + 0,6 ∙ ( - 0,21) + 2,44 = 2,681
Так как 1,8 < 2,681 < 2,8 - то можно сделать вывод, что компания средне устойчива.
Платежеспособность - это возможность предприятия расплачиваться по своим обязательствам.
Платёжеспособность
Коэффициент абсолютной ликвидности;
Коэффициент промежуточной ликвидности;
Коэффициент текущей ликвидности.
Активы предприятия
А1=250+260 - наиболее ликвидные активы
А2=240+270 - быстро реализуемые активы
А3=210+220 - медленно реализуемые активы
А4=190+230 - труднореализуемые активы
Пассивы предприятия рассчитываются следующим образом:
П1=620 - наиболее срочные обязательства
П2=610+630+660 - краткосрочные обязательства
П3=590 - долгосрочные обязательства
П4=490+640+650 - постоянные обязательства
Для анализа платежеспособности ОАО
"Белгородский цемент" произведем
расчеты коэффициентов
Таблица 2.18
Оценка ликвидности баланса
Наименование группы активов, порядок расчета |
Наименование группы пассивов, порядок расчета |
Величина платежного избытка (недостатка), т. р. | |||||||
Значение, т. р. |
Значение, т. р. |
Знак | |||||||
н. г. |
к. г. |
н. г. |
к. г. |
н. г. |
к. г. |
н. г. |
к. г. | ||
А1 |
21079 |
73 |
П1 |
94843 |
516607 |
< |
< |
-73764 |
-516534 |
А2 |
131883 |
98 256 |
П2 |
287178 |
8 |
< |
> |
-155295 |
98248 |
А3 |
182516 |
270853 |
П3 |
6501 |
10603 |
> |
> |
176015 |
260250 |
А4 |
377502 |
512335 |
П4 |
324458 |
354299 |
< |
< |
-53044 |
-158036 |
Теперь непосредственно
Таблица 2. 19
Показатели платежеспособности предприятия | ||||||
Наименование показателя |
Порядок расчета |
Норм. Знач. |
Факт. значения |
Изменение | ||
нач. г. |
кон. г. | |||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
А1/(П1+П2) |
0,2-0,5 |
0,055 |
0,0002 |
-0,0548 | |
Коэффициент промежуточной ликвидности |
(А1+А2) /(П1+П2) |
≥1 |
0,4 |
0, 19 |
-0,21 | |
Коэффициент текущей ликвидности |
(А1+А2+А3) /(П1+П2) |
≥2 |
0,878 |
0,715 |
-0,163 |
Из таблицы видно, что ни один из показателей ликвидности не удовлетворяет нормативу. В отношении коэффициента абсолютной ликвидности, не удовлетворяющего нормативному значению, это означает то, что довольно низкая часть обязательств предприятия может быть погашена за счёт имеющейся наличности. Коэффициент промежуточной ликвидности также не удовлетворяет нормативному значению ни в начале 2005 года, ни в конце года. Коэффициент текущей ликвидности ниже нормативного значения, как в начале, так и в конце года, а это означает, что оборотные активы предприятия не покрывают оборотные пассивы предприятия.
Экспресс-оценка экономической состоятельности предприятия определяется по трем основным составляющим: рыночной, производственной и финансовой. Представим уровни классификации экономической состоятельности в таблице 2. 20.
Таблица 2.20
Уровни классификации
Уровни экономической |
Обозначение |
Краткая характеристика |
Качественная характеристика экономической состоятельности |
Абсолютная |
А |
Предприятие находится в состоянии абсолютного равновесия по всем составляющим в соответствии со всеми критериями оценки. |
Продукция успешно продается, доля рынка стабильна, объем производства сохранен, обладание значительным рыночным потенциалом, ТЭП не ниже среднеотраслевых и т.д. |
Относительная |
О |
Предприятие успешно существует в бизнесе, имеются трудности которые успешно преодолеваются, т.к работает механизм адаптации. |
Продукция продается, доля рынка не стабильна, но в среднем по наблюдениям поддерживается на определенном уровне, объем производства сохранен, но может наблюдаться снижение в определенные периоды. Техническая и технологическая состоятельность в удовлетворительном состоянии. Финансовые показатели соответствуют среднеотраслевым значениям. |
"Предболезнь" |
П |
Наличие хронических нарушений важнейших параметров всех функциональных составляющих. |
Снижение доли рынка или объема производства, значительная потеря рыночного потенциала, показатели платежеспособности среднеотраслевые с тенденцией к снижению. |
"Болезнь" |
Б |
Наличие хронических нарушений важнейших параметров всех функциональных составляющих. |
Неблагоприятная, тревожная или угрожающая тенденция всех показателей экономической состоятельности по всем функциональным составляющим ниже среднеотраслевого значения. Значительное снижение доли рынка, усиление позиции конкурентов, проблемы с обеспечением предприятия ОПФ, сырьем, материалами, кадрами. Тяжелое финансовое положение, показатели платежеспособности ниже среднего, снижение деловой активности. |
"Кризис" |
К |
Параметры всех составляющих достигли критических значений. |
Потеря доли рынка, потребителей, невостребованность продукции на рынке при отсутствии спроса, неэффективное использование ОПФ, отсутствие возможности изменить ситуацию в лучшую сторону. Техническая и технологическая несостоятельность, отсутствие платежеспособности, отсутствие финансового потенциала. |
Ориентируясь на предложенную классификацию и рассчитанные ранее показатели, заполним следующую таблицу и построим профиль экономической состоятельности.
Таблица 2.21
Профиль экономической состоятельности
Наименование показателя |
Количественная или |
Оценка | ||||
А |
О |
П |
Б |
К | ||
Рыночная состоятельность |
||||||
1. РП/ТП,% |
100 |
+ |
||||
2. Доля рынка,% |
45 |
+ |
||||
3. Темп изменения объема ((Vпр-ва 2005/Vпр-ва 2004) - 1) |
(1 980 000/1 712 711,76) - 1 = 0,16 |
+ |
||||
4. Спрос на продукцию |
Постоянно растет |
+ |
||||
5. Конкуренты |
Единственным конкурентом по Белгородской области является ОАО "Осколцемент", занимаемая доля рынка которого равна примерно 55% |
+ |
|
|||
6. Соотношение изменения доли рынка к изменению емкости рынка |
Одинаковое |
+ |
||||
Производственная состоятельнос |
||||||
1. Износ ОФ,% |
47,31 |
+ |
||||
2. Соотношение обновление/выбытие |
2,58 |
+ |
||||
3. Фондоотдача, руб. /руб. |
6,797 |
+ |
||||
4. Производительность труда, тыс. |
1380,818 |
+ |
||||
5. Использование |
Производственные мощности предприятия используются в полном объеме |
+ |
||||
Финансовая состоятельность |
||||||
1. Рентабельность продаж (по прибыли от продаж),% |
7,22 |
+ |
||||
2. Рентабельность активов (по прибыли до н/обл),% |
8,02 |
+ |
||||
3. Рентабельность СК (по чистой прибыли),% |
8,79 |
+ |
||||
4. Темп изменения реализации,% ((Выручка 2005/Выручка 2004) - 1) |
(1946953/2300543) - 1= - 0,15 |
|
+ |
|||
5. Темп изменения балансовой прибыли,% ((Валовая прибыль2005/Валовая прибыль 2004) - 1) |
303656/278602 - 1 = 0,09 |
+ |
||||
6. Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,0002 |
+ |
||||
7. Коэффициент промежуточной |
0, 19 |
+ |
||||
8. Коэффициент текущей |
0,715 |
+ |
После построения профиля экономической состоятельности по трем основным составляющим можно сделать вывод о том, что рыночная состоятельность предприятия отличная: предприятие реализует всю продукцию, которую производит, занимает достаточную долю рынка, спрос на продукцию постоянно растет.
Производственная
Финансовая состоятельность в неудовлетворительном состоянии. На это указывают невысокие показатели рентабельности, а также коэффициенты ликвидности, ни один из которых не удовлетворяет нормативу.
Реструктуризация представляет собой процесс, который направлен на коренное изменение в деятельности предприятия, управлении, структуре финансов.
На исследуемом предприятии цемент производится устаревшим и энергоемким "мокрым способом". Он требует огромных затрат топлива и энергии, цены на которые постоянно растут. А так как увеличение тарифов естественных монополий ведет к повышению себестоимости, следовательно, растет и отпускная цена на цемент. Это, в свою очередь, ведет к резкому сокращению сбыта продукции, и, соответственно, к снижению прибыльности. Это, несомненно, является "узким местом" завода.
Отсюда следует, что главным направлением реструктуризации ОАО "Белгородский цемент" должно являться снижение себестоимости выпускаемой продукции.
В рамках данного направления одной
из задач проведения реструктуризации
на анализируемом предприятии
Следующей задачей реструктуризации является проведение анализа затрат, которое позволит выработать конкретные мероприятия по снижению себестоимости продукции.
В результате проведения реструктуризации на предприятии должно произойти снижение издержек производства, а, следовательно, себестоимости и отпускной цены на выпускаемую продукцию.
"Узким местом" предприятия также является неэффективная работа отдела маркетинга и ВЭД. Так как одной из функций отдела маркетинга является проведение мероприятий по стимулированию сбыта (всевозможные рекламы, выставки), то еще одним направлением реструктуризации может служить усиление отделом маркетинга использования рекламы и промоушен в качестве основных средств маркетинговых коммуникаций.
Таким образом, задачи проведения реструктуризации ОАО "Белгородский цемент" заключаются в следующем:
Замена технологии на более совершенную;
Проведение анализа затрат в целях снижения себестоимости выпускаемой продукции;
Повышение эффективности деятельности отдела маркетинга и ВЭД.
В данном разделе необходимо составить проектную группу и обозначить роли для каждого ее члена. Для этого составим таблицу 3.1
Таблица 3.1
Участники проектной группы и распределение задач между ними
№ |
Задача |
Участники и руководитель проектной группы |
1 |
Замена технологии на более совершенную. |
Изменением технологии занимается отдел главного технолога. |
2 |
Проведение анализа затрат в целях снижения себестоимости выпускаемой продукции. |
Этой задачей должен заняться плановый отдел. |
3 |
Повышение эффективности деятельности отдела маркетинга и ВЭД. |
Отдел маркетинга и ВЭД во главе с коммерческим директором. |
Внедрение высокоэффективных
С 1.10 07 г. по 30.12.07 г. на предприятии будет проводиться обучение обслуживающего персонала, и уже с 01.01.08 г. ОАО "Белгородский цемент" будет производить цемент низкой энергоемкости на основе нового вида вяжущих.
Проведением анализа затрат занимается плановый отдел. Начиная со следующего года, станет возможно снизить себестоимость выпускаемой продукции путем уменьшения издержек производства. А с 2008 г. себестоимость продукции еще больше сократится благодаря замене технологии на более совершенную.
Повышение эффективности деятельности отдела маркетинга и ВЭД также должно произойти в 2007 г. благодаря проведению тех мероприятий, которые будут описаны ниже.
I. Так как производство цемента
"мокрым способом" является
дорогостоящим, в ОАО "