Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определить значимость конкурентной среды для развития экономики; определить роль малого бизнеса в развитии рыночных отношений современной экономической системы, выявить основные факторы, препятствующие его развитию и определить возможные перспективные пути решения проблем малого предпринимательства в России.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
1.1. Понятие и сущность конкуренции
1.2. Конкурентная среда как основная характеристика рынка
2 Теоретические аспекты малого бизнеса
2.1 Понятие Малого бизнеса. Размеры предприятия
2.2 Условия развития малого бизнеса
3 Малый бизнес в конкурентной среде
3.1. Малый бизнес как основа конкуренции
3.2 Роль малого бизнеса в конкурентной среде
3.3 Развитие малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Факультет экономики и права
Специальность 080107 «Налоги и налогообложение»
Кафедра
государственного управления
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Экономическая
теория»
на
тему:
РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
В КОНУРЕНТНОЙ
СРЕДЕ
Студент
группа 611 |
____________________
подпись |
М.К.Ефлакова |
___________________
дата |
||
Научный
руководитель
к.э.н., профессор |
____________________
подпись |
Г.Э. Путивец |
___________________
дата |
Хабаровск
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ……………..5
1.1. Понятие
и сущность конкуренции……………………
1.2. Конкурентная
среда как основная
2 Теоретические аспекты малого бизнеса…………………….14
2.1 Понятие
Малого бизнеса. Размеры
2.2 Условия
развития малого бизнеса…………………
3
Малый бизнес в
конкурентной среде…………………...……
3.1. Малый
бизнес как основа конкуренции…
3.2 Роль малого бизнеса в конкурентной среде……………………………….…..26
3.3 Развитие малого предпринимательства в России……………………….……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ….…35
Введение
С переходом экономики РФ на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др.
Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что, во-первых, в рыночных отношениях сектор малого бизнеса играет огромную роль в экономике страны.
Во-вторых, Понимание роли малого бизнеса требует четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные черты.
В-третьих, Формирование развитой конкурентной среды прежде всего зависит от доли малого предпринимательства в экономике;
В-четвертых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды.
Анализ изученных источников литературы. Проблемы становления конкуренции, конкурентной среды в России, её сравнительный анализ с другими странами нашли свое отражение в работах таких ученых как:
Иванова Н.Ю., Рубин Ю.Б., Артемьев
И.Ю. В этих работах
Данилова О.В Агурбаш Н.Г. исследуют теоретические аспекты малого бизнеса, дают определения этого понятия на современном этапе развития экономических отношений.
Так
же были исследованы материалы
Цель
и задачи исследования. Цель исследования
заключается в том, чтобы раскрыть
экономические условия формирования
системы малого бизнеса, как важнейшего
фактора становления конкурентной среды,
определить значимость конкурентной среды
для развития экономики; определить роль
малого бизнеса в развитии рыночных отношений
современной экономической системы, выявить
основные факторы, препятствующие его
развитию и определить возможные перспективные
пути решения проблем малого предпринимательства
в России.
В соответствии с поставленной целью было
намечено решить следующие задачи:
- Раскрыть особенности понятия конкуренции
и конкурентной среды, выявить различия.
- Проанализировать специфику условий
рыночной экономики России и закономерности
формирования конкурентной среды.
- Определить особенности функционирования
малого бизнеса в экономике и исследовать
специфику малого бизнеса как отдельный
сектор экономической системы.
- Раскрыть основные принципы правительственной
программы стимулирования конкуренции
путем создания условий для ускоренного
развития малого бизнеса.
Объектом исследования является малый бизнес России.
Предметом
исследования - Роль и значение малого
бизнеса в конкурентной среде.
1.1.Понятие и сущность конкуренции
Действие рыночного механизма и характер поведения отдельных фирм во многом зависят от специфики структуры того или иного рынка. Существуют различные варианты подходов к рыночным структурам. Наиболее значимыми в экономическом отношении являются структуры, отражающие количество и размеры производителей и потребителей в тех или иных отраслях экономики. В зависимости от размеров фирм и их количества в различных отраслях в неодинаковой степени и в разных формах проявляет себя самая специфическая и сильная составляющая рыночного механизма - конкуренция.
Согласно «Толкового словаря рыночной экономики», конкуренция - это соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Р. Макконел и Л. Брю считают, что обязательными условиями конкуренции является «наличие большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их».
Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем М. Портером:
«Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:
В. Синько в своей работе «Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия» считает, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:
Как и каждая экономическая категория, конкуренция обладает определенными функциями. К наиболее основным и явным можно отнести следующие:
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель ( суверенитет потребителя ). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
-
предприятия, которые не
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Исходя из сложившихся общепринятых представлений, в настоящее время выделяют, как правило, четыре основных типа конкурентных рыночных структур: совершенную конкуренцию, монополию и монопсонию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Данные типы подразделяются в зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей.
Рассмотрим основные виды конкуренции на примере схемы.
Рисунок 1.1 – Виды конкуренции
Различные
факторы обуславливают
Информация о работе Роль малого бизнеса в конкурентной среде