Роль малого бизнеса в конкурентной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определить значимость конкурентной среды для развития экономики; определить роль малого бизнеса в развитии рыночных отношений современной экономической системы, выявить основные факторы, препятствующие его развитию и определить возможные перспективные пути решения проблем малого предпринимательства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
1.1. Понятие и сущность конкуренции
1.2. Конкурентная среда как основная характеристика рынка
2 Теоретические аспекты малого бизнеса
2.1 Понятие Малого бизнеса. Размеры предприятия
2.2 Условия развития малого бизнеса
3 Малый бизнес в конкурентной среде
3.1. Малый бизнес как основа конкуренции
3.2 Роль малого бизнеса в конкурентной среде
3.3 Развитие малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая Инны.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

      ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

      ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 
 
 

      Факультет экономики и права

      Специальность 080107 «Налоги и налогообложение»

      Кафедра государственного управления 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      по  дисциплине «Экономическая теория» 

      на  тему: 

        РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА  В КОНУРЕНТНОЙ  СРЕДЕ 
 
 

Студент

группа 611

      ____________________

      подпись

      М.К.Ефлакова
        ___________________

      дата

       
Научный руководитель

к.э.н., профессор

      ____________________

      подпись

      Г.Э. Путивец       
              ___________________

      дата

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Хабаровск 2009 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ……………..5

1.1. Понятие  и сущность конкуренции……………………………………………..5

1.2. Конкурентная  среда как основная характеристика  рынка…………………...11

2 Теоретические аспекты  малого бизнеса…………………….14

2.1 Понятие  Малого бизнеса. Размеры предприятия…………..................………14

2.2 Условия  развития малого бизнеса……………………………………...………19

3 Малый бизнес в  конкурентной среде…………………...………25

3.1. Малый  бизнес как основа конкуренции………………………………..……. 25

3.2 Роль  малого бизнеса в конкурентной  среде……………………………….…..26

3.3  Развитие малого предпринимательства в России……………………….……27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....33

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     С переходом экономики РФ на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др.

     Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

     Актуальность  исследования данной темы обусловлена  тем, что, во-первых, в рыночных отношениях сектор малого бизнеса играет огромную роль в экономике страны.

     Во-вторых, Понимание роли малого бизнеса требует  четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные  черты.

     В-третьих, Формирование развитой конкурентной среды  прежде всего зависит от доли малого предпринимательства в экономике;

     В-четвертых, формирование и развитие малого предпринимательства  является основным условием становления  конкурентной рыночной среды.

     Анализ  изученных источников литературы. Проблемы становления конкуренции, конкурентной среды в России, её сравнительный анализ с другими странами нашли свое отражение в работах таких ученых как:

       Иванова Н.Ю., Рубин Ю.Б., Артемьев  И.Ю. В этих работах отражается  сущность конкурентной среды  в экономике и её взаимосвязь с малым предпринимательством в России. Раскрываются социально-экономические функции малого бизнеса в Российской экономике.

     Данилова  О.В Агурбаш Н.Г. исследуют теоретические  аспекты малого бизнеса, дают определения  этого понятия на современном  этапе развития экономических отношений.

     Так же были исследованы материалы различных  правительственных программ и приказов по поддержке малого предпринимательства  в России.

     Цель  и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определить значимость конкурентной среды для развития экономики; определить роль малого бизнеса в развитии рыночных отношений современной экономической системы, выявить основные факторы, препятствующие его развитию и определить возможные перспективные пути решения проблем малого предпринимательства в России. 
В соответствии с поставленной целью было намечено решить следующие задачи:  
- Раскрыть особенности понятия конкуренции и конкурентной среды, выявить различия.  
- Проанализировать специфику условий рыночной экономики России и закономерности формирования конкурентной среды.  
- Определить особенности функционирования малого бизнеса в экономике и исследовать специфику малого бизнеса как отдельный сектор экономической системы.  
- Раскрыть основные принципы правительственной программы стимулирования конкуренции путем создания условий для ускоренного развития малого бизнеса.

Объектом  исследования является малый бизнес России.

Предметом исследования - Роль и значение малого бизнеса в конкурентной среде. 
 
 

 

      1 Теоретические аспекты конкурентной среды

      1.1.Понятие и сущность конкуренции

 

     Действие  рыночного механизма и характер поведения отдельных фирм во многом зависят от специфики структуры того или иного рынка. Существуют различные варианты подходов к рыночным структурам. Наиболее значимыми в экономическом отношении являются структуры, отражающие количество и размеры производителей и потребителей в тех или иных отраслях экономики. В зависимости от размеров фирм и их количества в различных отраслях в неодинаковой степени и в разных формах проявляет себя самая специфическая и сильная составляющая рыночного механизма - конкуренция.

     Согласно  «Толкового словаря рыночной экономики», конкуренция - это соперничество, соревнование между выступающими на рынке предприятиями, имеющее целью обеспечить лучшие возможности сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

     Р. Макконел и Л. Брю считают, что  обязательными условиями конкуренции является «наличие большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их».

     Широко  признано определение конкуренции, данное известным исследователем М. Портером:

     «Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

  1. Угрозой появления новых конкурентов.
  2. Угрозой появления товаров заменителей.
  3. Способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться.
  4. Способностью покупателей торговаться
  5. Соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

     В. Синько в своей работе «Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия» считает, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:

  1. проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования. изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации);
  2. является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.);
  3. служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции. экономического закона. выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней.

     Как и каждая экономическая категория, конкуренция обладает определенными функциями. К наиболее основным и явным можно отнести следующие:

     Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель ( суверенитет потребителя ). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

     Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

     - предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

     - предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ) .

     Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

     Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

     Исходя  из сложившихся общепринятых представлений, в настоящее время выделяют, как правило, четыре основных типа конкурентных рыночных структур: совершенную конкуренцию, монополию и монопсонию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Данные типы подразделяются в зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей.

      Рассмотрим  основные виды конкуренции на примере  схемы.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 1.1 – Виды конкуренции

      Различные факторы обуславливают различные  виды конкуренции (см. рис.1.1). Так, ожидаемая конкуренция начинается уже на стадии разработки или освоения производства новых продуктов, которые будут поставляться уже на освоенный или новый рынок. 

Информация о работе Роль малого бизнеса в конкурентной среде