Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определить значимость конкурентной среды для развития экономики; определить роль малого бизнеса в развитии рыночных отношений современной экономической системы, выявить основные факторы, препятствующие его развитию и определить возможные перспективные пути решения проблем малого предпринимательства в России.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
1.1. Понятие и сущность конкуренции
1.2. Конкурентная среда как основная характеристика рынка
2 Теоретические аспекты малого бизнеса
2.1 Понятие Малого бизнеса. Размеры предприятия
2.2 Условия развития малого бизнеса
3 Малый бизнес в конкурентной среде
3.1. Малый бизнес как основа конкуренции
3.2 Роль малого бизнеса в конкурентной среде
3.3 Развитие малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Прямая конкуренция возникает в случае конкурентных отношений без посредников.
Конкуренция может быть обусловлена как природными факторами (например, нефть на небольших глубинах, или содержание железа в руде), так и географическими (например, издержки на транспортирование продукции и др.).
Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что различные товары или услуги могут удовлетворять одну и ту же потребность по-разному (например, необходимые перевозки могут осуществляться автомобильным или железнодорожным транспортом).
Видовая конкуренция возникает в тех случаях, когда товары, призванные удовлетворять одну и ту же потребность, отличаются друг от друга своими свойствами, которые влияют на степень такого удовлетворения.
Предметная конкуренция проявляется в том случае, когда предприятия предлагают покупателям практически одинаковые товары (например, автомобили одного класса). Субъектная конкуренция возникает между фирмами, устойчивое положение которых на рынке обеспечивается выбранной сферой деятельности.
Недобросовестной является конкуренция, которая направлена на дискриминацию конкурентов путем распространения ложных слухов о них, фальсификации товаров, незаконного присвоения товарного знака конкурента, его фирменного наименования или маркировки, искажения в рекламе сведений об истинных свойствах товара, самовольного использования или разглашения чужой конфиденциальной научно-технической, производственной, маркетинговой или другой информации, поставки патентно «нечистых» товаров.
Конкуренция, являясь важнейшим элементом динамичного функционирования и развития рыночной экономики, оказывает многоаспектное влияние на важнейшие параметры внешней и внутренней среды субъектов хозяйствования.
Во-первых, она оказывает воздействие на поведение и мотивацию производителей и продавцов, формируя отношения состязательности между ними.
Во-вторых, стимулирует появление новых отраслей и инновационное развитие экономики в целом, побуждая производителей внедрять новинки, искать новые комбинации факторов производства и рынки сбыта, и в конечном счете более полно удовлетворять потребности общества под влиянием принципа «невидимой руки» рынка.
В-третьих, она формирует особый тип рыночной структуры в отрасли, который характеризуется: - большим числом продавцов, продающих однородную продукцию; - равным доступом продавцов к ресурсам, включая информацию; - невозможностью согласованных действий между продавцами в области их влияния и контроля над ценами; - отсутствием барьеров для новых фирм при вхождении на рынок и при выходе из него; - симметричностью распространения рыночной информации; - широкими возможностями выбора для потребителей товаров и продавцов.
Иными словами, конкуренция формирует конкурентный рынок, который имеет место при совершенной конкуренции и частично при монополистической конкуренции. Последняя модель конкурентного рынка характеризуется большим числом фирм-продавцов и наличием целого ряда барьеров для входа и выхода на рынок, связанных с внедрением инноваций и расширением номенклатуры продукции и услуг на основе их дифференциации и технологического обновления. Это позволяет временно монополизировать ту или иную рыночную нишу и присваивать добавочную прибыль. Но, как правило, на рынках монополистической конкуренции отраслевые барьеры не особенно высоки и их могут преодолеть новые фирмы.
Согласно международной практике и антимонопольному законодательству под входными барьерами понимаются любые обстоятельства, мешающие новому производителю конкурировать с уже существующими на данном рынке. К наиболее типичным барьерам, препятствующим вхождению новых фирм на отраслевой рынок, относятся следующие препятствия:
Преодоление перечисленных выше ограничений позволяет приблизиться к модели конкурентного рынка, которая способствует эффективному развитию национальной экономики в целом, поскольку:
Из сказанного можно сделать вывод о том, что конкуренция - это соперничество между субъектами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Экономический смысл конкуренции заключается в соперничестве между предпринимателями за получение наивысшей прибыли.
1.2 Конкурентная среда как основная характеристика рынка.
В
зависимости от того, кто контролирует
цены, различают три вида конкурентных
сред: (см. рис. 1.2.)
Рисунок
1.2 - Виды конкурентной среды
Среда, где цены контролируются рынком, отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно здесь фирме важно правильно установить цены, так как завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим фирмам, а заниженные не обеспечат условий деятельности.
Среде, цены в которой контролируются фирмой, присущи ограниченная конкуренция, различия в товарах и услугах. В этих условиях фирмам проще функционировать, получая высокие прибыли, так как их продукция вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию фирмы находят покупателей на рынке, выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.
Среда, где цены контролируются правительством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд продовольственных товаров. Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены, устанавливают уровень цен после всестороннего изучения информации от всех заинтересованных в данном товаре сторон - потребителей и производителей.
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризует высокий уровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры, потребностям бизнеса. Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках.
Развитая конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий. При развитой конкурентной среде даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой и иной политики появление возможных конкурентов.
В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующих субъектов появляются возможность и стимулы к сознательному, устойчивому и значимому ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке. В таких случаях появляется необходимость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование), так и меры, направленные на развитие конкурентной среды.
В настоящее время устойчивая тенденция к повышению концентрации производства во многих отраслях на мировом рынке способствует слияниям и укрупнениям российских компаний. Однако сам факт высокой концентрации не означает низкого уровня конкуренции на рынке. Напротив, для ряда отраслей высокий уровень концентрации является необходимым условием эффективности.
Таким
образом, можно сделать вывод, что конкуренция
и конкурентная среда- это понятия, которые
нужно различать. Если рассматривать конкуренцию,
то стоит определять ее как соперничество
между субъектами рынка, а если рассматривать
конкурентную среду, то под этим понятием
стоит понимать среду рыночных отношений,
в которой отражается конкуренция.
2 Теоретические аспекты
малого бизнеса
2.1
Понятие и сущность
малого бизнеса. Размеры
предприятия.
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес
– самостоятельная, осуществляемая
на свой страх и риск и под личную
имущественную ответственность
деятельность отдельных граждан, направленная
на получение прибыли или
Агурбаш Н.Г. , исследуя малый бизнес, дает и такое определение: «Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.
В
одном из современных экономических
словарей сущность малого предприятия
трактуется следующим образом: «Малое
предприятие – небольшое
В
большинстве определений
К
малому предприятию относится
Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.
Когда
речь заходит о малом
Вот одно из определений, данных известным английским исследователем малых форм Дж. Болтоном: «Простой и даже сверх простой ответ на вопрос, почему одни фирмы большие, а другие маленькие содержится в факте существования разномасштабных экономических задач. Это означает важность роли малого бизнеса в выполнении тех функций, которые малые фирмы могут выполнить эффективно, чем более крупные фирмы, т. е. основой их существования является деятельность, которая не может быть эффективной в крупномасштабной организации». И далее поясняет: «Существуют… иные измерения эффективности, чем эффективность производства, основанная на стремлении к минимальным издержкам. Эффективной является не только экономическая система, в которой только товары с самыми низкими издержками производства достигают потребителя, но эффективной является и такая экономическая система, которая достаточно гибка и адекватна, чтобы удовлетворять меняющиеся вкусы потребителей, использовать современные и разрабатывать новые технологии. Малые фирмы исторически играют важную роль в этом».
Таким образом, представитель рыночного хозяйства не различает понятия «малый бизнес» и «малая фирма», «малое предприятие». Это предприятие, основанное на предпринимательских принципах. Это предприятие, которое характеризуется максимальной гибкостью и независимостью, в котором владелец, как правило, сам выполняет административно-управленческие обязанности. Это предприятие, которое воздействует прежде всего на локальный рынок. Конечно, в таком предприятии ограничено количество занятых работников, объемы производства или услуг, хозяйственный оборот, стоимость активов, размер уставного капитала. «Феномен малых предприятий, являющийся устойчивым фактором экономического развития, основан на возрождении созидательного потенциала личности, на стремлении противостоять гигантомании в производстве, на децентрализации управления и распределения финансовых рынков. Государство поддерживает малый бизнес как фактор социально-экономической стабильности, который менее подвержен влиянию различного рода крайностей и воздействию со стороны международной олигархии».
Информация о работе Роль малого бизнеса в конкурентной среде