Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определить значимость конкурентной среды для развития экономики; определить роль малого бизнеса в развитии рыночных отношений современной экономической системы, выявить основные факторы, препятствующие его развитию и определить возможные перспективные пути решения проблем малого предпринимательства в России.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
1.1. Понятие и сущность конкуренции
1.2. Конкурентная среда как основная характеристика рынка
2 Теоретические аспекты малого бизнеса
2.1 Понятие Малого бизнеса. Размеры предприятия
2.2 Условия развития малого бизнеса
3 Малый бизнес в конкурентной среде
3.1. Малый бизнес как основа конкуренции
3.2 Роль малого бизнеса в конкурентной среде
3.3 Развитие малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Наблюдения за миром бизнеса свидетельствуют о том, что культура поведения свидетельствует о культуре предпринимательства, а последнее ведет прямо пропорционально к эффективности ведения предпринимательского дела.
Еще одно наблюдение свидетельствует, что во многом культура бизнеса определяется ее лидером, но и лидер учится по мере укрепления своего лидерства, по мере становления, укрепления и расширения бизнеса.
Важность этической культуры в предпринимательстве трудно переоценить. Об этом свидетельствует предпринимательский опыт бизнесменов стран с рыночной экономикой. Честь имени также как и честь фирмы являются тем этическим капиталом, который работает на материально-финансовый и без которого невозможно создать последний.
Культура
организации
Таким
образом, условия развития малого бизнеса
зависят не только от экономического
положения данного сектора в стране, не
только от государственной и финансовой
поддержки, не только от антимонопольной
политики государства, но и от моральных
аспектов организации предпринимательской
структуры.
3 Малый бизнес
в конкурентной
среде
3.1
Малый бизнес как
основа конкуренции
В современных условиях модель конкурентного рынка наиболее типична для рынка продовольствия, косметики, одежды и обуви, мебели, сферы услуг и др., то есть тех отраслевых рынков, которые традиционно предпочитает малый бизнес. Именно малый бизнес, постоянно увеличивая число субъектов хозяйствования на отраслевых рынках, позволяет им динамично развиваться за счет поиска новых комбинаций факторов производства и внедрения инноваций на всех фазах воспроизводственного процесса в соответствии с изменением потребностей общества.
В рыночной экономике малый бизнес выполняет особую функцию формирования и воспроизведения конкурентной среды, которая является объективной социально-экономической основой успешного функционирования любого бизнеса — не только малого и среднего, но и крупного.
Во-первых, он влияет на формирование духа предпринимательства и конкурентное поведение производителей, изучающих и ориентирующихся на потребности конкретных социальных групп населения в обществе.
Во-вторых, он влияет на изменение степени концентрации и монополизации конкретных отраслей и способствует формированию более эффективных рыночных структур.
В-третьих, он усиливает инновационные процессы не только в конкретных отраслях, но и в национальной экономике в целом за счет активизации инновационной деятельности во всех фазах инновационного цикла, и особенно в фазе распространения и внедрения инноваций.
Такие качества малого бизнеса, как гибкость, мобильность и главное - восприимчивость к изменениям во внешней среде позволяют ему играть роль генератора инноваций и развития в микро и макро системах.
Малый бизнес, как открытая социально-экономическая подсистема, «вложенная» в национальную и мировую экономику, в силу своей особой восприимчивости к изменениям (и вследствие этого особой уязвимости) дает импульс для распространения (диффузии) инноваций в более сложной макро системе, которой является национальная и мировая экономика.
Можно
сделать вывод, что малое предпринимательство
- это основа конкуренции, а количество
малых предприятий в экономике - это основной
показатель становления конкурентной
среды в государстве.
3.2
Роль малого бизнеса
в конкурентной среде
Понимание роли малого бизнеса требует четкого представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные черты. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. Именно в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет четко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Малое
предпринимательство может
Сложность и противоречивость продвижения экономики России путем рыночных реформ во многом обусловлены недостаточной ролью малого бизнеса, как важнейшего фактора формирования конкурентной среды. Приходится констатировать, что в современной экономике России малый бизнес не выполняет всех тех функций, которые характерны для него в странах с развитой рыночной системой. Озабоченность подобным положением вещей отмечается на различных уровнях власти, что подчеркивает актуальность исследования проблем малого предпринимательства. Развитие данной сферы экономики должно стать катализатором в динамике таких направлений реформирования как развитие многообразных форм предпринимательской деятельности, формирование конкурентной среды, проведение антимонопольной политики. Рыночные преобразования в России активизировали исследования по проблемам предпринимательства, конкуренции, малого бизнеса.
Таким
образом можно сделать вывод,
что процесс формирования конкурентной
среды, включение рыночных механизмов
конкуренции и экономического роста
является важнейшей задачей социально-экономических
преобразований в России.
3.3
Развитие Малого предпринимательства
в России
В соответствии с Правительственной программой экономических реформ, направленных на переход экономики России от сырьевой к инновационной ориентации, она должна пройти три этапа:
Первый этап: 2000-2002 гг. Главная цель – воспроизводство технологической базы отраслей, продукция которых пользуется стабильным спросом на сформировавшихся рынках на основе внедрения и использования ресурсосберегающих технологий. Данный этап, на наш взгляд, еще далек от завершения.
Второй этап: 2003-2007 гг. Главная цель - переход к новому технологическому укладу и выход на внутренний и внешний рынок с наукоемкой продукцией мирового уровня.
Третий этап: 2007-2010 гг. Главная цель - развитие инновационной инфраструктуры на основе поддержки новых форм научно-инновационной и инженерной деятельности, использования современных информационных технологий.
Анализ целей и стратегий каждого этапа показывает, что на каждом этапе перехода России к инновационной экономике объективно должна возрастать роль малого бизнеса (особенно в инновационной сфере) по следующим направлениям:
а) в
сфере генерации и продвижения инноваций
на всех уровнях
хозяйствования (микро, мезо, макро и мега);
б) в
трансфере инноваций, позволяющем преодолеть
технологические барьеры во всех отраслях
и тем самым снизить степень их
монополизации;
в) в
ослаблении контроля над ценами со стороны
крупных фирм
на рынках несовершенной конкуренции;
г) в развитии новых форм концентрации ресурсов на основе внедрения и широкого использования сетевых технологий;
д) в
развитии новых форм связей между производством,
наукой и
потреблением;
е) в
увеличении новых рабочих мест в рамках
домашних хозяйств
на основе внедрения современных информационных
технологий.
Все это позволяет сделать вывод о достаточно высоком потенциале малого бизнеса в формировании конкурентной среды и эффективной антимонопольной структуры российской экономики, восприимчивой к инновациям.
Малый бизнес имеет достаточно весомый потенциал в формировании конкурентной среды и эффективной антимонопольной структуры российской экономики, восприимчивой к инновациям. Поэтому весьма важны меры по его всемерной государственной поддержке.
В соответствии с Правительственной программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2007 - 2008 годы) малый бизнес играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Развитие малого бизнеса является важнейшим фактором диверсификации экономики, так как малые предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного характера.
Другим важным следствием наличия в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса является рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста структурной безработицы. Кроме всего прочего, в результате повышения предпринимательской активности населения создаётся основа для формирования массового среднего класса.
На сегодняшний день доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 12%. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь около 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза - не менее 30. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2002 года достигла четырёх с половиной миллионов, общее число занятых в малом бизнесе составило почти 12 миллионов человек. Это около 18,3% от экономически активного населения, что в 2-3 раза ниже уровня западноевропейских стран. Приведённая статистика свидетельствует об имеющемся большом потенциале развития, о необходимости принятия со стороны государства мер для дальнейшего улучшения условий деятельности малых предприятий.
Развитие малых и средних предприятий в Российской Федерации позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Правительством Российской Федерации приняты меры, направленные на:
1) снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
2) упрощение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа "одного окна";
3) установление специальных налоговых режимов;
4) расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным и финансовым ресурсам;
5) сокращение объема и упорядочение процедур государственного контроля и усиление защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении в отношении них контрольных мероприятий;
6) введение 3-летнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении созданных малых предприятий.
Количество малых предприятий увеличилось в 2007 году до 994 тысяч, а количество занятых на них составило около 9 млн. человек, или 13,4 процента от общей численности занятых в экономике. Отраслевая структура малого предпринимательства характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг.
Целями развития малого предпринимательства являются создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, и увеличение вклада продукции малых предприятий в валовый внутренний продукт и доходы бюджета.
Информация о работе Роль малого бизнеса в конкурентной среде