Роль малого бизнеса в конкурентной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определить значимость конкурентной среды для развития экономики; определить роль малого бизнеса в развитии рыночных отношений современной экономической системы, выявить основные факторы, препятствующие его развитию и определить возможные перспективные пути решения проблем малого предпринимательства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
1.1. Понятие и сущность конкуренции
1.2. Конкурентная среда как основная характеристика рынка
2 Теоретические аспекты малого бизнеса
2.1 Понятие Малого бизнеса. Размеры предприятия
2.2 Условия развития малого бизнеса
3 Малый бизнес в конкурентной среде
3.1. Малый бизнес как основа конкуренции
3.2 Роль малого бизнеса в конкурентной среде
3.3 Развитие малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая Инны.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

     Для характеристики малого бизнеса, или  говоря иначе предпринимательства, важны условия конкретной страны, выраженные в производственной структуре хозяйства, в уровне экономического развития, социальной структуре общества, сложившегося в соответствии с производственной и в целом экономической основой страны, характером государства, базирующегося на названных принципах, наконец, важна и культурная составляющая определенного общества, характеризующая в то же время его моральные и нравственные устои. «Малый бизнес существует благодаря разномасштабной экономике».

     Например, в США малым обычно считаются  предприятия с численностью занятых  работников менее 500 человек. Однако это  не значит, что в США нет предприятий, состоящих из одного - двух человек. Таких предприятий в США миллионы, поскольку антрепренерство, так  в Америке называется возможность каждого человека включиться в бизнес в этой стране, не просто поощряет такое включение, а составляет важную часть американского образа жизни. А вот во Франции, Германии и Италии предприятия с численностью 500 человек считаются средними, а малыми являются предприятия до 200 и менее занятых в них работников. Во многих странах Европы малыми считаются предприятия до 10 человек. Например, в Греции средним считается предприятие с численностью 10-50 занятых работников.

     Таким образом, хотя количественная (по численности занятых работников) составляющая является весьма важной, качественные характеристики все-таки являются определяющими. Суть же их можно свести к следующим нескольким принципам. Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Последнее, как правило не отмечается исследованиями малого бизнеса, но зато очень хорошо знакома его практика – быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.

     Однако  все это применимо к малому бизнесу в странах с рыночной экономикой. А что же в России, где становление рыночного хозяйства  идет медленно, где оно затруднено целым рядом экономических (монополизация  производства, например, или разрыв хозяйственных связей в вязи с разделом союзного государства), идеологических (известно до сих пор отношение к частному хозяйству, к предпринимательству многих слоев населения), правовых (почти полное отсутствие законодательства, адекватного рыночным механизмам хозяйствования), социальных (расслоение общества на тех, кто способен к предпринимательской деятельности и на тех, кому предстоит еще долго этому учиться) и других факторов?

     Дело  в том, что всегда в России, в  том числе и советской, были предприятия  по своим количественным критериям соответствующие малым. Предприятия, где количество занятых работников ограничено и не превышает определенного числа, были во многих отраслях советской экономики. Еще большее количество предприятий имело небольшой объем производства. Такие предприятия были и среди крупных (по численности занятых) и среди мелких. Многие предприятия работали только на ограниченный рынок, поскольку качество их продукции не позволяло им его расширить. Предприятия делились на государственные и негосударственные, которые часто по своим размерам соответствовали критериям малого предприятия.

     Для России становление и развитие малого предпринимательства – жизненно важная задача.

     Экономика любого государства не может нормально  развиваться без оптимального сочетания  крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

     Роль  и значение малого предпринимательства  с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать  с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

     С экономической стороны роль и  значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

  • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  • доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
  • доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
  • доли малого бизнеса в экспорте продукции;
  • доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
  • доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  • доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

     С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса  в экономике страны.

     Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет  осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью  именно малого бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная  среда, т. е. реальное становление рынка: начато постепенное восстановление заброшенных производств; освоение ресурсов; расширение сфер, развитие которых возможно на базе малых хозяйственных форм; создание новых рабочих мест; организация новых услуг и т. д. и т. п. 

    1.   Условия развития малого бизнеса
 

     Малый бизнес в экономической хозяйственной  структуре не должен вырываться из общей системы хозяйственной  политики в стране по схеме –  ему «картбланш», а крупному производству – преграды. Развитие и поддержка  малого и крупного производства должны диктоваться хозяйственной целесообразностью и эффективностью.

     В то же время  при определенных условиях развитие малого бизнеса может послужить  стимулом общего подъема экономики, преодолению спада производства, экономического и социального кризиса  и в связи с этим ему необходимы четко определенные льготы и преференции.

     В настоящее время в России отсутствуют  условия для развития производства вообще, независимо от его малых, средних  и крупных форм и масштабов. И  до тех пор, пока такие условия  не будут созданы, выделение малого бизнеса, организация для него специальных мер и даже благоприятных условий может дать только кратковременный эффект или вообще не дать такового. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко (в форме только торгово-предпринимательской деятельности). А малые по размеру предприятия будут оставаться таковыми и ничего более, они не перерастут в малое предпринимательство, в малый бизнес без радикальных перемен в социально-экономическом развитии страны, без изменения экономической сути и роли государства.

     Из  опыта стран с рыночной экономикой известно, как влияет на роль, место, положение малого бизнеса общее  состояние и социально-экономический  уровень развития страны. Интенсивный  рост в них числа малых предприятий, обусловленных появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, эффективно используемых именно в малом производстве, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, создании их новых форм и особенно в средствах связи и информации, с одной стороны, а также рост образовательного и квалификационного уровня населения и работников, с другой стороны, привели поистине к революционному скачку в малом бизнесе и в рыночной экономике. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

     Производственные  возможности малых форм состоят  из тех ниш, которые большие фирмы  оставили пустыми, а малые видят  в них возможность добиться наибольшей прибыльности. Причем малый бизнес не выступает чем-то изолированным от общей экономической системы, он ее органическая и неотъемлемая часть. Он содействует становлению новой социально-экономической среды и является одновременно ее продуктом. Экономические возможности всегда будут существовать в экономических системах, поскольку возможности связаны с потребительскими нуждами, а они, в свою очередь бесконечны. Поэтому, если верно то, что малый бизнес не мог бы существовать, если бы не было разных уровней эффективности в экономической системе, то ясно также и то, что малый бизнес не существовал бы без свободы бизнеса вообще, или, если бы социальная система не признавала ценность предпринимательства, или, если бы индивиды, как главный ресурс любой системы, не имели бы мотиваций к собственному бизнесу. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкретную среду, в общественное разделение труда, не подменяя собой те сферы, где эффективно развитие других форм организации предпринимательства – среднего, крупного национального, а также транснационального. Хотя нельзя отрицать того, что малое предпринимательство оказывает влияние на экономическое поведение крупных фирм. Это выражается и в том, что крупные предприятия (фирмы, компании), используя опыт малого бизнеса, структурируют свои подразделения в пользу мелких, во-первых. Во-вторых, это выражается и в том, что опираясь на опыт, предприятий малого бизнеса, крупные предприятия предоставляют своим подразделениям большие хозяйственные свободы, большую самостоятельность в выборе, принятии тактических решений. В-третьих, у крупных предприятий  (впрочем также как у малых) появляется стремление к взаимовыгодному взаимодействию. Учет опыта деятельности предприятий малого бизнеса в крупном бизнесе вовсе не означает, что последний поступается какими-либо из своих принципов. Крупные предприятия строят свою предпринимательскую деятельность на иных, чем малый бизнес, началах, но их взаимодействие в рыночных экономиках дает тот хозяйственный эффект, который пока еще не доступен российским условиям, но так хорошо зарекомендовал себя в странах с развитым рыночным хозяйством.

     С точки зрения отношений собственности, малые предприятия могут быть государственными, акционерными, кооперативными, частными. Но чтобы стать малыми предпринимательскими структурами их деятельность должна, независимо от социальной принадлежности, носить отчетливо выраженный частнопредпринимательский характер. Если этого не будет, предприятия не будут иметь к малому бизнесу прямого отношения. Это будут структуры некоммерческой направленности, выполняющие определенные общественные функции, но могущие существовать и воспроизводиться только при условии, если основная часть предприятий страны, т. е. предприятий их окружающих будет носить предпринимательский характер. Так вот, независимо от того, кто является собственником предприятия малого бизнеса – государство, кооператив, акционерное общество или частный владелец, он собственник и он руководит деятельностью малого предприятия, берет на себя бремя ответственности за него и пускается на предпринимательский риск. Кстати, использование услуг менеджера не меняет существа дела, хотя  малом бизнесе все-таки чаще всего соединены функции владения и управления, что и составляет преимущество малого предпринимательства по сравнению со средним и с крупным. Вероятно, поэтому малых государственных предпринимательских структур в странах с рыночной экономикой почти нет.

     Гибкость  и мобильность малого бизнеса  определяется небольшой численностью занятых в нем работников. Здесь важно отметить возможность реализации творческого хозяйственного начала в малом бизнесе. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Оно базируется на энтузиазме, свободе выбора решений, продуманном ли интуитивно выбранном риске, с одной стороны, и создании атмосфера взаимопонимания, доверия, неформального общения, дружеских пожеланий и советов при достижении общих целей, с другой. Именно поэтому малому предпринимательству свойственна инициативная творческая деятельность, связанная в то же время со значительным риском, ограниченного числа заинтересованных лиц. При известном разграничении функций между всеми работниками малого предпринимательского коллектива важным условием его эффективной работы является взаимозаменяемость работников, их дублирование в случае необходимости, взаимопомощь и поддержка друг друга, т. е. основная часть тех начал, которые не приемлемы или мало приемлемы для крупного производства, где четкость и разграниченность функций решают все. Мобильность важна не только в реакции на внешние условия, но и во внутренней структуре, быстрая реакция и переориентация внутри предприятия дают не меньший эффект, чем внешняя. Однако для использования таких принципов во внутрихозяйственной организации и получения на их основе экономического эффекта в масштабе страны должно пройти достаточно много времени в становлении и развитии малого предпринимательства. Отсюда следует несколько выводов. Первый – нельзя напрямую заимствовать и переносить на неподготовленную почву организационные структуры малого предпринимательства других стран, в том числе и накопивших большой и эффективный опыт развития. Второй – предпринимательство – целая наука и в одночасье малое государственное предприятие не станет структурой малого бизнеса. Поэтому простое разделение крупного предприятия на более мелкие структурные части еще не означает становление малого бизнеса. Третий – при всей демократичности малого бизнеса, в его конкретной организационной структуре отношения собственности и управленческого начала должны быть отрегулированы правовыми методами. Четвертый – малым бизнесом могут заниматься любые собственники, но важно, чтобы отношения собственности были четко определены законодательными и правовыми актами.

     Важнейшим условием развития малого предпринимательства  является его организационно-управленческая культура, этика взаимоотношений  и нравственность организации. Все  эти моменты важны для любой  хозяйственной организации, но как  показал криминальный опыт развития предпринимательства в России в последний год – два, эта проблема выходит за рамки каких-то отдельных предприятий, она становится проблемой выживания в стране не только бизнеса, но и самой страны.

Информация о работе Роль малого бизнеса в конкурентной среде