Роль малого бизнеса в конкурентной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определить значимость конкурентной среды для развития экономики; определить роль малого бизнеса в развитии рыночных отношений современной экономической системы, выявить основные факторы, препятствующие его развитию и определить возможные перспективные пути решения проблем малого предпринимательства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
1.1. Понятие и сущность конкуренции
1.2. Конкурентная среда как основная характеристика рынка
2 Теоретические аспекты малого бизнеса
2.1 Понятие Малого бизнеса. Размеры предприятия
2.2 Условия развития малого бизнеса
3 Малый бизнес в конкурентной среде
3.1. Малый бизнес как основа конкуренции
3.2 Роль малого бизнеса в конкурентной среде
3.3 Развитие малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая Инны.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

     Для достижения указанных целей действия Правительства Российской Федерации  в среднесрочной перспективе будут направлены на решение следующих задач:

     1) создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов), в том числе в особых экономических зонах;

     2) поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, в том числе путем разработки программ поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных проектов;

     3) развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства, в том числе за счет предоставления кредитов государственными банками развития;

     4) создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

     5) формирование институтов микрофинансирования и развитие микропредпринимательства;

     6) обеспечение доступа к нежилым помещениям.

     Для развития инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства предусматривается  создание бизнес-инкубаторов, под которыми понимаются организации, формируемые  для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем  предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.

     Оказание  государственной поддержки конкурентоспособных  экспортно-ориентированных проектов будет предусматривать субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных в том числе с:

     уплатой процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого предпринимательства, производящими товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

     оплатой услуг по выполнению необходимых  для экспорта товаров (работ, услуг) обязательных требований законодательства Российской Федерации или законодательства страны-импортера, в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

     арендой выставочных площадей для участия  в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.

     В целях упрощения доступа субъектов  малого предпринимательства к финансовым ресурсам будет осуществляться субсидирование части затрат, связанных с уплатой  процентов по кредитам, привлеченным кредитными потребительскими кооперативами граждан и потребительскими обществами с целью предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства.

     Для развития инфраструктуры поддержки  малых предприятий в научно-технической  сфере необходима реализация мероприятий, направленных на формирование системы фондов поддержки малых предприятий, предусматривающая в том числе создание закрытых паевых инвестиционных фондов, финансирующих малые предприятия в научно-технической сфере.

     Для решения задачи упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к нежилым помещениям предлагается:

     обеспечить  формирование и доступ к сведениям  об использовании государственного и муниципального недвижимого имущества, включая сведения о производственных мощностях, объектах незавершенного строительства;

     при реализации программы приватизации государственного имущества разработать  механизм, который позволит субъектам  малого предпринимательства приобрести высвобождаемое имущество (рассрочка  платежей, малые лоты, система пулов заявок).

     Кроме того, в целях расширения доступа  субъектов малого предпринимательства  к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд необходимо определить особенности  участия в указанных поставках  субъектов малого предпринимательства.

     Таким образом, государство на сегодняшний  день заинтересовано в поддержке  малого предпринимательства для развития инновационной инфраструктуры, для стабилизации конкурентной среды в России, для улучшения предпринимательской активности, для повышения уровня занятости и для развития экономики в целом. 
 
 

Заключение 

     Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет  осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью  именно малого бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т. е. реальное становление рынка.

     На  сегодняшний день изучение роли малого бизнеса в конкуренции, в экономическом  секторе актуально, ведь для нашей  страны это одна из главных проблем  развивающейся экономики России.

     В ходе работы можно сделать несколько  выводов:

     Конкуренция - это соперничество между субъектами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Экономический смысл конкуренции заключается в соперничестве между предпринимателями за получение наивысшей прибыли.

     Конкуренция, являясь важнейшим элементом  динамичного функционирования и  развития рыночной экономики, оказывает  многоаспектное влияние на важнейшие  параметры внешней и внутренней среды субъектов хозяйствования.

     Конкуренция и конкурентная среда- это понятия, которые нужно различать. Если рассматривать конкуренцию, то стоит определять ее как соперничество между субъектами рынка, а если рассматривать конкурентную среду, то под этим понятием стоит понимать среду рыночных отношений, в которой отражается конкуренция.

     Малый бизнес содержит в себе достаточно весомый потенциал  в формировании конкурентной среды и эффективной антимонопольной структуры российской экономики, восприимчивой к инновациям.

     Малое предпринимательство - это основа конкуренции, а количество малых предприятий в экономике - это основной показатель становления  конкурентной среды в государстве.

     Условия развития малого бизнеса зависят  не только от экономического положения  данного сектора в стране, не только от государственной и финансовой поддержки, не только от антимонопольной политики государства, но и от моральных аспектов организации предпринимательской структуры.

       Целями развития малого предпринимательства  являются создание условий, стимулирующих  граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, и увеличение вклада продукции малых предприятий в валовый внутренний продукт и доходы бюджета.

     В настоящее время правительство  принимает различные законы, программы  по развитию малого бизнеса, а следовательно и по развитию конкурентной среды.

     Государство на сегодняшний день заинтересовано в поддержке малого предпринимательства  для развития инновационной инфраструктуры, для стабилизации конкурентной среды в России, для улучшения предпринимательской активности, для повышения уровня занятости и для развития экономики в целом.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Данилова О.В. Экономические альтернативы развития российского предпринимательства./О.В. Данилова; отв ред О. М. Медушевская.-М.:КНИГА,2006. -216 с.
  2. Иванова Н.Ю. Социально-экономические функции малого бизнеса в Российской экономике: монография/ Н.Ю. Иванова.- М.: Экономистъ, 2004.- 273 с.
  3. Агурбаш Н.Г. Малое предпринимательство: сущность, задачи, предпосылки развития в РФ./ Н.Г.Агурбаш.- М: 2004.-305 с.
  4. Рубин Ю.Б. Конкуренция: Упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе./ Ю.Б. Рубин.- М: Вуз и шк.,2007.- 212 с.
  5. Артемьев И.Ю Конкурентная Россия: Очерки о конкурентных преобразованиях в современной России/ И.Ю. Артемьев.- М: Новое издание,2005.- 278 с.
  6. Романюк В.Я.: Мы из малого бизнеса: очерки о лидерах рыночных преобразований на малых предприятиях./ В.Я. Романюк.- М: Бизнес для всех, 2004.- 255 с.
  7. Швандар К.В. Международная конкурентоспособность малого бизнеса./ К.В. Швандар.- М: Новый Век, 2007.- 204 с.
  8. Философа Т.Г., В.А. Быков Конкуренция в России: монография./В.А. Быков, Т.Г. Философа.- СПб: 2007.- 305 с.
 
  1. Орлова  Е. «малое» и «крупное» предпринимательство  в современной России: размер имеет  значение/статья, 2008.[Эл. Ресурс].- режим доступа: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/newrus/enterpr.ssi.- Загл. с экрана.
 
  1. Белова  В.Л. О социальной ответственности  бизнеса / Белова В.Л., Гарсиа А.Л..- М: Соц.-гуман. знания. - 2004. – 211 с.
 
  1. Белых В.С. Государственное регулирование  предпринимательской деятельности // Рос. юрид. журнал. - 2007. - N 1. - С.39-47.
 
  1. Витковская  Л. Социальная ответственность бизнеса  и государства в общества // Пробл. теории и практики управл. - 2007. - N 4. - С.41-49.
  2. Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса: широкий взгляд // Россия и совр. мир. - 2007. - N 3. - С.124-141.
 
  1. Болдырев  В.Н. Экономическая безопасность малого предпринимательства: Вопросы теории и методологии/ В.Н. Болдырев; Моск. Гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова, Центр общественных наук, Московский гуманитарн-эконом. Институт.- Воронеж,фил, науч. Ред. Ю.М.Осипов.- М: Экономистъ, 2004.- 191 с.
 
  1. Дробот  В.Н. Предпринимательство в современной  России: социально-политический аспект / В.Н.Дробот, М.А.Романов .- Вестн. Моск. ун-та. Сер.12. Полит. науки. - 2002. - N 6. - С.6-12.
 
  1. Петрова И. Современный российский бизнес: динамика процесса развития конкурентной среды / И.Петрова, А.Кузеванова // Власть. - 2007. - N 11. - C.56-61.
  2. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2007 - 2008 годы) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. №38-р .[Эл. Ресурс].- режим доступа: -- http://www.government.nnov.ru/?id=21968.- Загл. с экрана.

Информация о работе Роль малого бизнеса в конкурентной среде