Розничная торговля в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития, пути совершенствования торговли в гипермаркетах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 02:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение основных направлений развития торговли Республики Беларусь на современном этапе, анализ рынка гипермаркетов в Республике Беларусь, а так же выяснить каковы государственный контроль и ответственность в области торговли.
Цель обусловила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность торговли;
- определить виды торговли;
- выявить организационные формы торговли;
- исследовать влияние торговли на повышение эффективности общественного производства;
- показать направления развития торговли в Республике Беларусь;
- оценить научно-технический прогресс в торговле;
- проанализировать новые технологии для завоевания покупателей;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1.Торговля и её значение в экономике……………………………..…………………6
1.1. Понятие, сущность и значение торговли…………………………………...……6
1.2. Виды организаций розничной торговли ………………………………………..10
1.3.Государственный контроль и ответственность в области торговли…………..21
2. Анализ рынка гипермаркетов в РБ и пути совершенствования его развития………………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….....31
Список использованных источников………………………………………………...32
Приложение……………………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 78.63 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГУО «хххххххххххххххх

 

Предметная комиссия планово-экономических дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономика  организации

На тему: Розничная торговля в Республике Беларусь:  состояние  и перспективы развития, пути совершенствования  торговли в гипермаркетах

 

 

Выполнила учащаяся                     (                )                                хххххх

    2 курса, гр.хххх                             12.04.2012  

 

    Руководитель

Преподаватель                          (              )                                (              )                                  ххххх  

                                                             12.04.2012

 

 

МИНСК 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………...3

1.Торговля и её значение в экономике……………………………..…………………6

1.1. Понятие, сущность и значение торговли…………………………………...……6

1.2. Виды организаций розничной торговли ………………………………………..10

1.3.Государственный контроль  и ответственность в области  торговли…………..21

2. Анализ рынка гипермаркетов в РБ и пути совершенствования его развития………………………………………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………………….....31

Список использованных источников………………………………………………...32

Приложение……………………………………………………………………………33 

ВВЕДЕНИЕ

Гипермаркет — предприятие торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 м².

      В Республике Беларусь внутренняя торговля и общественное  питание развиваются динамичными темпами в соответствии с изменением потребительского роста, ростом требований к качеству товаров и культуре обслуживания. В отрасли осуществляется структурная перестройка товародвижения, формируются торговые сети, происходит развитие специализированных и фирменных магазинов, обновление материально-технической базы, развитие новых форм и методов продажи товаров, внедрение информационных технологий. При этом развитие внутренней торговли и общественного питания носит выраженную социальную направленность.

Несмотря на положительные  тенденции в сфере торговли и  общественного питания остаются нерешенными многие вопросы. Еще недостаточно динамично развивается торговая инфраструктура. Не решены проблемы обеспечения субъектов торговли оборотными  средствами, качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке страны. Существует группы населения с низкими доходами,  поэтому вопрос обеспечения доступности товаров и услуг требует особого внимания.

Актуальной проблемой  является ускорение процессов развития торговой инфраструктуры, применение прогрессивных технологий продаж, повышение  качества торгового покупательного спроса и повышения уровня жизни  населения Республики Беларусь.

Целью курсовой работы является определение основных направлений  развития торговли Республики Беларусь на современном этапе, анализ рынка гипермаркетов в Республике Беларусь, а так же выяснить каковы государственный контроль и ответственность в области торговли.

Цель обусловила постановку следующих задач:

- раскрыть понятие и  сущность торговли;

- определить виды торговли;

- выявить организационные  формы торговли;

- исследовать влияние  торговли на повышение эффективности  общественного производства;

- показать направления  развития торговли в Республике  Беларусь;

- оценить научно-технический  прогресс в торговле;

- проанализировать новые  технологии для завоевания покупателей;

В данной работе использовались источники :

  • Законы
  • Учебные пособия
  • Энциклопедический справочник
  • Интернет сайты

 

1.Торговля и  её значение в экономике

 

1.1 Понятие, сущность и  значение торговли

Торговля — это предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров (ст. 2 Закона о торговле).

Виды и формы торговли

На законодательном уровне закреплены следующие виды торговли (ст. 7 Закона о торговле):

оптовая торговля;

розничная торговля;

общественное питание (торгово-производственная деятельность).

Оптовая торговля — вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием (ст. 8 Закона о торговле).

Розничная торговля — вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 9 Закона о торговле).

Розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи.

 Современному розничному  торговцу необходимо внимательно  следить за признаками перемен  и быть готовым к переориентировке своей стратегии - и лучше раньше, чем позже. Однако принятое решение об изменении стратегии не так-то легко выполнить

Торговый объект — это имущественный комплекс, а также иное имущество, используемое для осуществления торговли, принадлежащие на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или на ином законном основании торговым организациям и (или) индивидуальным предпринимателям (ст. 2 Закона о торговле).

Торговые объекты в зависимости от их архитектурно-строительных характеристик подразделяются на стационарные и нестационарные.

Стационарные торговые объекты — торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах и присоединенные к инженерным коммуникациям.

Нестационарные торговые объекты — торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и габаритов, в том числе передвижные.

Торговые объекты должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным, природоохранным  и иным требованиям, установленным законодательством.

Режим работы торговых объектов устанавливается по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами, а в отношении объектов, расположенных на территории производственных, учебных и иных организаций, — также по согласованию и с органами управления (руководителями) этих организаций (ст. 6 Закона о торговле).

Общественное питание (торгово-производственная деятельность) — вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению (ст. 10 Закона о торговле).

Общественное питание  осуществляется через торговые объекты  общественного питания, которые  подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т. п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий.

Перечисленные виды торговли, могут принимать следующие формы  торговли:

комиссионная торговля;

торговля на конкурсах;

торговля на аукционах;

торговля по образцам;

торговля с использованием автоматов;

выездная торговля;

посылочная торговля;

биржевая торговля;

торговля на ярмарке;

электронная торговля;

торговля на рынке;

иные формы, не запрещенные законодательством.

Сфера торговли состоит из множества организаций, занимающихся перемещением товаров и услуг  из мест их производства к местам использования.  
 
Коммерческую деятельность может вести любой хозяйственный субъект экономики в том числе индивидуальные частные предприниматели  
 
Коммерческая деятельность осуществляется во всех отраслях народного хозяйства. Надо отметить, что каждая отрасль имеет свой уровень прибыльности (доходности) на который может рассчитывать коммерческое предприятие данной отрасли.  
 
Конечная цель коммерческой деятельности предприятия является прибыль и существует различные пути ее достижения. Торговля в настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для так называемого малого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность. Разумеется, как и во всяком другом роде деятельности, связанном с вложением собственных денежных средств, в торговле присутствует доля риска. Но тем не менее можно с большой уверенностью сказать, что развитие торговли в нашей стране идет весьма интенсивно именно из-за частного предпринимательства. Соответственно и конкуренция в этой области велика. Как бы скептически ни относились к понятию «цивилизованные рыночные отношения», все равно обращаются к нему. Достаточно вспомнить, как обстояло дело с рынком потребительских товаров 10–15 лет назад. Высокая конкуренция в торговле (разумеется, в тех областях, где нет монополии) приводит не только к насыщению потребительского рынка, но и к улучшению качества товаров и услуг, предоставляемых торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями.

Естественно, что «челнок» с вещевого рынка вряд ли составит серьезную конкуренцию владельцу  сети крупных супермаркетов. Но все  являются потребителями, и соотношение  «цена – качество – обслуживание»  каждый определяет для себя сам. Учитывая, что уровень жизни населения  очень неодинаков и соответственно различны приоритеты при приобретении товаров: место в торговле есть и  для недорогой «оптовки», и для  элитного бутика.

Вот именно поэтому и мелкому  торговцу-предпринимателю, работающему  на себя, и владельцу крупной торговой сети, являющемуся работодателем  для сотен и сотен наемных  работников, абсолютно необходимо грамотно вести свое дело. И для этого  очень важно знать (и соблюдать!) законы и правила, применяемые государством к такому востребованному и распространенному  виду деятельности, как торговля.

Таким образом, видно, что  понятия розничной и оптовой  торговли связаны не с количеством  единовременно продаваемого товара, а с целью его приобретения и последующего использования. Один и тот же товар, проданный в  одном и том же количестве, одним  и тем же продавцом (в случае если продавец занимается «смешанным» видом  торговли, т. е. оптово-розничной) может быть объектом как оптовой, так и розничной сделки купли-продажи.

В настоящее время появилось  немало новых терминов, связанных  с торговлей. Это и оптово-розничная, а также мелкооптовая торговля, торговля по образцам, торговля через автоматы и т. д. При рассмотрении всех видов торговли отталкиваться следует все же в той или иной мере от определений Госстандарта. Так, например, понятие «мелкооптовая торговля» вообще трудноопределимо. Какая партия товара является «мелкой», а какая «крупной», законодательно не определяется. Это понятие используется скорее как бытовое определение и чаще всего подразумевает продажу товаров частным лицам по тем же ценам, что и оптовикам. Как уже говорилось выше, продажа товара частному лицу независимо от цены и количества является розничной торговлей.

Роль и значение торговли:

1.Объем оборота торговли  является важнейшим показателем  развития экономики страны в  целом. Так как после продажи  товаров возмещаются затраты производителей и образуется основа для дальнейшего воспроизводства.  
2. В ходе торговли товары получают, или не получают общественное признание, и производители получают или не получают стимул для дальнейшего их выпуска.  
3. Оборот торговли характеризует благосостояние населения и уровень его жизни (80% материальных потребностей людей, удовлетворяются с помощью купленных товаров).  
4. Торговля важное звено в осуществлении распределения по труду.  
5. Торговля способствует сближению уровня жизни населения разных социальных групп, разных регионов и стран.  
6. Торговля способствует рациональному денежному обращению.  
7. Торговля является плательщиком налогов и поэтому учувствует в формировании государственных доходов.  
8. Торговля активно влияет на народное потребление, определяя набор потребительских благ, их качество и влияя на способ потребления.  
9. Торговля активно способствует интеграции страны в мировое хозяйство.  
10. Торговля стимулирует прогресс в сфере производства и потребления.

 

1.2 Виды организаций розничной  торговли

По всему миру насчитываются  миллионы розничных торговых точек  самых разных размеров и форм. Поскольку  разным потребителям нравятся разные формы торговли, возможно одновременное существование и преуспевание предприятий с разными уровнями услуг для потребителей. В таблице 1 (прил.1)представлено четыре уровня обслуживания и указаны торговые заведения, обычно практикующие эти уровни.

Розничные торговые предприятия. Сегодня услугами розничных магазинов самообслуживания пользуются представители всех слоев общества, особенно при приобретении товаров повседневного спроса и некоторых товаров предварительного выбора. Самообслуживание является основой любой торговли со скидкой. Ради экономии многие потребители готовы самостоятельно заниматься поиском, сравнением и выбором товара.

Розничные торговые предприятия со свободным отбором  товаров имеют продавцов, к которым при желании можно обратиться за содействием. Клиент завершает сделку, подходя к продавцу и расплачиваясь с ним за покупку. Накладные расходы у магазинов со свободным отбором товаров несколько выше, чем у магазинов самообслуживания, в связи с необходимостью содержания дополнительного персонала.

Розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием обеспечивают покупателю более высокий уровень помощи со стороны торгового персонала, поскольку в таких магазинах продают больше товаров предварительного выбора и покупателям требуется больше информации. Кроме того, в этих магазинах потребителям предлагают услуги в виде продажи в кредит и приема назад купленных товаров, обычно отсутствующие в магазинах с более ограниченным уровнем обслуживания. Так что эксплуатационные расходы у этих магазинов выше.

Розничные торговые предприятия с полным обслуживанием, такие, как фешенебельные универмаги, имеют продавцов, готовых лично помочь покупателю на всех этапах процесса поиска, сравнения и выбора товара. Потребители, желающие, чтобы их «обслуживали», предпочитают именно такие магазины. Большие затраты на содержание обслуживающего персонала, более высокий процент в их номенклатуре товаров особого спроса и товаров замедленного сбыта (модные изделия, ювелирные изделия, кинокамеры), более либеральный подход к практике возврата купленных товаров, использование различных схем кредитования, обеспечение бесплатной доставки покупок, техническое обслуживание товаров длительного пользования на дому и предоставление покупателям дополнительных удобств в виде комнат отдыха и ресторанов - все это оборачивается для подобных магазинов высокими накладными расходами. При описании типов розничных предприятий мы будем классифицировать их на основе нескольких исходных параметров: предлагаемый товарный ассортимент, относительное внимание к ценам, характер торгового обслуживания, принадлежность магазина и разновидность концентрации магазинов. Типы розничных торговых предприятий перечислены в таблице 2, а их описание дается ниже.

Информация о работе Розничная торговля в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития, пути совершенствования торговли в гипермаркетах