Розничная торговля в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития, пути совершенствования торговли в гипермаркетах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 02:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение основных направлений развития торговли Республики Беларусь на современном этапе, анализ рынка гипермаркетов в Республике Беларусь, а так же выяснить каковы государственный контроль и ответственность в области торговли.
Цель обусловила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность торговли;
- определить виды торговли;
- выявить организационные формы торговли;
- исследовать влияние торговли на повышение эффективности общественного производства;
- показать направления развития торговли в Республике Беларусь;
- оценить научно-технический прогресс в торговле;
- проанализировать новые технологии для завоевания покупателей;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1.Торговля и её значение в экономике……………………………..…………………6
1.1. Понятие, сущность и значение торговли…………………………………...……6
1.2. Виды организаций розничной торговли ………………………………………..10
1.3.Государственный контроль и ответственность в области торговли…………..21
2. Анализ рынка гипермаркетов в РБ и пути совершенствования его развития………………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….....31
Список использованных источников………………………………………………...32
Приложение……………………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 78.63 Кб (Скачать документ)

Магазины-демзалы, торгующие  по каталогам, зарабатывают деньги за счет предложения марочных изделий  общенационального распространения в товарных категориях, не связанных с модой; за счет найма торговых помещений в районах с низкой арендной платой; за счет сокращения на одну треть численности торгового персонала; за счет сведения к минимуму возможностей мелких хищений товаров, размещенных в витринах, а также за счет торговли в основном за наличный расчет.

Характер торгового  помещения.

 Хотя подавляющее большинство  товаров и услуг до сих пор  продают в магазинах, по темпам  роста вне магазинная розничная  торговля намного обгоняет магазинную. В этом разделе мы рассмотрим четыре формы внемагазинной розничной торговли: розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону, торговые автоматы, службы заказов со скидкой, а также торговля вразнос и продажа на дому в ходе «торговых встреч».

Розничная торговля с заказом товара по почте (обычной  или электронной), по телефону и интернету. Под розничной торговлей с заказом товара по почте или по телефону понимают любую деятельность по сбыту с использованием почтовых каналов, телефонных линий, или всемирной сети интернет для сбора заказов и/или содействия в доставке проданных товаров. Система посылторга возникла во времена, когда клиенты стали отправлять свои заказы производителям или торговцам по почте.

Розничная торговля с заказом  товара по почте, по телефону или интернету  имеет несколько форм.

1. Торговля с  заказом по каталогу. Продавцы обычно рассылают каталоги избранному контингенту клиентов или предоставляют возможность получить их в своих торговых помещениях либо бесплатно, либо по номинальной цене. Такой подход практикуют предприятия посылторга со смешанным ассортиментом, предлагающие исчерпывающий выбор товаров.

2. Прямой маркетинг. Деятель прямого маркетинга иногда дает 
объявление в газете, журнале, по радио или телевидению с описанием какого-либо товара, который потребители могут заказать по почте или по телефону. Для размещения подобных объявлений он выбирает те средства рекламы, которые обеспечат поступление наибольшего числа заказов в рамках выделенных рекламных ассигнований. Такой стратегический подход хорошо срабатывает применительно к товарам типа компакт-дисков, DVD, книг и небольших электробытовых приборов.

3. «Директ мейл». Деятели прямого маркетинга нередко рассылают почтовые  отправления - письма,  листовки,  проспекты - потенциальным клиентам, имена которых занесены в специальные рассылочные списки наиболее вероятных покупателей товаров той или иной категории. Рассылочные списки закупают у специализированных брокерских фирм-поставщиков. Прямая почтовая реклама оказалась очень действенной для стимулирования сбыта книг, подписки на журналы и страхования. Кроме того, к ней все чаще прибегают при организации продажи новинок, одежды и даже пищевых продуктов для гурманов. Например, на электронную почту и в обычный почтовый ящик постоянно приходят рекламные письма с предложением приобрести что-либо с высокой скидкой.

4. Продажи по  телефону или через сеть интернет. Деятели прямого маркетинга все чаще пользуются телефоном для продажи чего угодно - от услуг по ремонту жилища до подписки на газеты и членства в обществе друзей зоопарков. Некоторые практики маркетинга по телефону создали у себя системы на основе ЭВМ, которые осуществляют автоматический набор номеров и передают в домохозяйства обращения, заложенные в памяти компьютера.

Росту торговли с заказом  товара по почте или по телефону способствовало несколько факторов. С поступлением все большего числа  женщин на работу резко сократилось  время, которое они могут проводить  в магазинах. Сам процесс совершения покупок в силу ряда причин стал менее приятным: выросли расходы  на поездки в автомобиле; трудно стало преодолевать транспортные заторы, а еще труднее найти место  для стоянки; покупатели сместились в пригороды и стали избегать городских торговых районов, пораженных преступностью; люди испытывают неудобства от недостатка торговых работников в магазинах и необходимости выстаивать очереди в расчетных узлах. Кроме того, многие магазинные сети отказались от торговли специализированными изделиями замедленного сбыта, предоставив тем самым возможность предлагать эти товары деятелям прямого маркетинга. И, наконец, появление телефонов, по которым клиент может позвонить бесплатно для себя, а также готовность заведений прямого маркетинга принимать заказы по телефону в ночное время или по воскресеньям обеспечили этой форме розничной торговли большую популярность.

Торговые автоматы. Особенно быстрыми темпами росла в послевоенные годы торговля через торговые автоматы. Продажа через торговые автоматы - дело не новое. В одном исследовании приводится ссылка на книгу, датированную 215 г. до н.э., в которой дается описание египетского монетного устройства, отпускавшего жертвенную воду. В 80-х годах позапрошлого века фирма «Тутти-фрутти» начала устанавливать на железнодорожных вокзалах первые автоматы по продаже жевательной резинки. Сегодняшние автоматы далеко ушли от своих предшественников, воплотив в своей конструкции достижения космической и вычислительной техники. Они могут принимать монеты или купюры и выдавать сдачу. Через торговые автоматы стали продавать множество разнообразных товаров, в том числе товары повседневного спроса импульсной покупки (сигареты, безалкогольные напитки, конфеты, газеты, холодные и горячие напитки) и прочие изделия (косметику, книги в бумажной обложке, альбомы грампластинок, пленку, футболки, страховые полисы, крем для обуви и даже рыболовную наживку).

Торговые автоматы располагаются  на заводах, в учреждениях, в крупных  магазинах, на бензозаправочных станциях и даже в железнодорожных вагонах-ресторанах. Принадлежат они, как правило, особым фирмам, которые арендуют площади  в наиболее благоприятных местах и занимаются обслуживанием автоматов.

Торговые автоматы обеспечивают потребителю удобства круглосуточной продажи и самообслуживания, а  также сокращают возможности  приобретения поврежденных товаров. Вместе с тем торговые автоматы сравнительно дорогой канал распределения, и  цены продаваемых через них товаров  нередко на 15-20% выше обычных. Высоки и издержки продавца, поскольку разбросанные на большой территории автоматы требуют  частого пополнения товарами, нередко выходят из строя, а в ряде районов страдают от мелких краж. Потребителя в основном раздражают поломки, несвоевременное пополнение автоматов товарами и невозможность возвратить покупку.

Служба заказов  со скидкой. Служба заказов со скидкой оказывает содействие обособленным группам клиентов - обычно рабочим и служащим крупных организаций, таких, как школы, больницы, союзы и государственные учреждения, которые производят закупки по ценам со скидкой у ряда выбранных для этой цели розничных торговцев. Потребитель, желающий приобрести видеомагнитофон, получает от службы заказов специальный бланк, с которым идет к определенному розничному торговцу и покупает товар со скидкой. После этого розничный торговец обычно выплачивает службе заказов небольшую комиссию. Например, для учебных заведений программное обеспечение для компьютеров поставляется по ценам ниже обычных до 70%.

Торговля вразнос. Эта форма торговли, начало которой много веков назад положили странствующие коробейники.

Торговля вразнос удовлетворяет  нужды людей с точки зрения удобства и проявления внимания к  их личности, присущих покупке на дому. Цены продаваемых подобным образом  товаров нельзя назвать низкими, поскольку торговля вразнос - предприятие  дорогое само по себе (комиссия коммивояжера составляет от 20 до 50% суммы продаж), не считая издержек по найму, организации работы и мотивированию торгового персонала. Будущее этой формы розничной торговли довольно неопределенно. С учетом того, что ныне большинство домохозяйств представляют собой семьи из одного-двух человек (причем оба заняты целый день на работе), снижается вероятность застать кого-либо дома в дневное время.

 

1.3.Государственный контроль  и ответственность в области  торговли

Государственный контроль в  области торговли осуществляется Советом  Министров Республики Беларусь, Комитетом  государственного контроля Республики Беларусь, иными уполномоченными  государственными органами в пределах их компетенции (далее – контролирующие органы) в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

 

Основные полномочия должностных лиц контролирующих органов:

Должностные лица контролирующих органов в целях осуществления  государственного контроля в пределах своей компетенции имеют право  беспрепятственно посещать служебные  и производственные помещения субъектов  торговли с учетом режима их работы в случаях:

-поступления от физического  или юридического лица в письменной  форме жалобы или заявления  о нарушениях законодательства  Республики Беларусь о торговле;

-проведения не более  одного раза в год плановой  проверки (ревизии) финансово-хозяйственной  деятельности или проведения  внеплановых проверок (ревизий) по  поручению уполномоченных органов.

Должностные лица контролирующих органов имеют право в установленном  законодательством порядке производить  отбор проб и образцов товаров  для проведения испытаний (анализов) и осуществлять контрольные покупки  в целях проверки соответствия отпускаемых  потребителям товаров техническим  нормативным правовым актам, устанавливающим  обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, полному весу (мере).

Проверки (ревизии) финансово-хозяйственной  деятельности субъектов торговли, отбор  проб и образцов товаров, контрольные  покупки и другие проверки осуществляются должностными лицами контролирующих органов  только при предъявлении служебных  удостоверений и предписания, выданного  этими органами в пределах их компетенции, в котором должны быть указаны  наименования контролирующих органов, назначивших проверку (ревизию), и  субъекта торговли, подлежащего проверке, должности и фамилии проверяющих, цель проверки (ревизии) и срок ее проведения.

Должностные лица контролирующих органов по результатам проверки (ревизии) финансово-хозяйственной  деятельности, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Республики Беларусь о торговле, составляют акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений законодательства Республики Беларусь о торговле, оформляются  справкой. Один экземпляр акта или  справки представляется субъекту торговли, подвергшемуся проверке (ревизии).

 

Приостановление, прекращение реализации товаров:

В случаях выявления в  ходе проверки (ревизии) реализации товаров, не соответствующих техническим  нормативным правовым актам, устанавливающим  обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, отсутствия необходимой и достоверной  информации о товаре, а также реализации товаров без предусмотренных  законодательством приходных документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими  сроками годности (сроками службы) или без указания сроков годности (сроков службы), если установление этих сроков обязательно, а равным образом  в случае отказа субъекта торговли допустить должностных лиц уполномоченных контролирующих органов к проведению проверки (ревизии) контролирующие органы приостанавливают или прекращают реализацию этих товаров.

Руководителю субъекта торговли, допустившего нарушения, предусмотренные  частью первой настоящей статьи, выдается предписание о приостановлении  реализации товаров до устранения выявленных нарушений или предписание о  прекращении их реализации.

 

Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о торговле:

Нарушение законодательства Республики Беларусь о торговле влечет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную  ответственность в соответствии с законодательством.

Контролирующие органы и  их должностные лица за необъективность  и искажение результатов проводимых проверок (ревизий), а также за разглашение  государственных секретов и коммерческой тайны субъектов торговли несут  ответственность в соответствии с законодательством.

Неправомерные действия контролирующих органов и их должностных лиц  могут быть обжалованы субъектами торговли в вышестоящий контролирующий орган  и (или) суд. 

 

 

2. Анализ рынка гипермаркетов в РБ и пути совершенствования его развития

Гипермаркет — предприятие торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 м².

Число объектов розничной  торговой сети по областям и г. Минску (таблица 3.)

Воспользовавшись некоторыми сайтами, на которых были размещены  статьи о розничной торговле, мне  удалось узнать, какие же гипермаркеты существуют в Беларуси:

  • ГИППО
  • Prostore
  • Корона
  • BIGZZ
  • Материк
  • Ома
  • Карнавал
  • Новосёлкин
  • Евроопт

 

В Республике Беларусь открылось  уже достаточно большое количество гипермаркетов, которые значительно  отличаются друг от друга. Но на основе проведённого исследования можно попробовать  составить рейтинг популярности гипермаркетов. Для этого выбрали 4 самых первых гипермаркета в Беларуси, это: Корона, Prostore, BIGZZ и ГИППО, и провели  анкетирование

Среди посетителей гипермаркетов  наибольший интерес вызывает гипермаркет  ГИППО. Более 80% респондентов ответили, что посетили данный гипермаркет  хотя бы раз. Скорее всего, это объясняется  расположением в пределах города и тем, что он был вторым гипермаркетом, который открылся в РБ.

Гипермаркет BIGZZ, несмотря на то, что он был первым в РБ, хотя бы раз посетили лишь 70% респондентов. Но это очень близко к результатам  двух других гипермаркетов Prostore (68%) и  Корона (68%). Хорошее оформление зала и удачное расположение помогло  им догнать BIGZZ, несмотря на то, что открылись  они значительно позже.

Информация о работе Розничная торговля в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития, пути совершенствования торговли в гипермаркетах