Розничный товарооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание

Рыночные методы хозяйствования объективно привели к отказу от примата показателя товарооборота и позволили перейти к управлению торговым процессом на основе экономических регуляторов (цены, налоги и т.п.). Главной целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот вступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута это цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задачи максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увлечения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Содержание

Глава 1. Розничный товарооборот предприятий торговли
1.1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота……......3
1.2. Основанные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия…………………………………………............5
1.3. Расчет минимального объема товарооборота, необходимого для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия
1.4. Планирование общего объема розничного товарооборота……...7
торгового предприятия………………………………………………...9
1.5. Планирование товарооборота розничного
торгового предприятия по кварталам и месяцам……………………12
1.6. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия............................................................................................13
Глава 2. Анализ розничного товарооборота предприятия ОАО "Камснаб"
2.1. Характеристика основных технико-экономических показателей предприятия ОАО "Камснаб"……………………………………………...14
2.2. Анализ розничного товарооборота магазина ОАО "Камснаб"...17
2.3. Анализ влияния факторов на розничный товарооборот ОАО
"Камснаб" ………………………………………………………..........22
Глава 3. Мероприятия, направленные на увеличение розничного товарооборота предприятия ОАО «Камснаб»
3.1. Мероприятия по совершенствованию оборота розничной торговли
ОАО "Камснаб" ………………………………………………………...25
3.2. Расчет эффективности, предлагаемых мероприятий…………..27
Список литературы…………………………………………………...28
Приложение №1……………………………………………………...29
Приложение №2……………………………………………………...30
Приложение №3………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

В уставе организации  определяются цель деятельности –  пропаганда и распространение гидро-продукции  нацеленной на разные группы населения.

 

Руководит всем предприятием директор, у которого имеются заместители: менеджер, главный бухгалтер, администратор. Администратор занимается подбором поставщиков и заказчиков, организацией торговой деятельности, оформлением договоров с поставщиками товаров, согласуя их с директором и приглашенным юристом, следит соблюдением условий договора, качества принимаемых товаров и сроками поставок товаров. Экономист определяет финансовые приоритеты, ищет инвесторов, определяет финансовые возможности предприятия. Главный бухгалтер, находящийся в подчинении директора, ведет весь учет на предприятии и согласует свою деятельность с другими заместителями директора. Сервисный инженер руководит работой компьютерной сети, в которую включены все магазины

В штате предприятия наибольшее количество работников – менеджеры по продажам (11 человек) и обслуживающие торговый процесс работники: грузчики, водители, уборщицы.

 

В состав ОАО "Камснаб" входит 3 магазина и складские площади, которые расположены в разных районах города. Учет и анализ основных экономических показателей будет проведен в целом по торговой организации, анализ товарооборота по одному из магазинов, осуществляющему торговую деятельность с декабря 2006 года..

 

Рассмотрим общие показатели деятельности торгового предприятия за 2007-2008 годы.

 

Рассмотрим динамику основных технико-экономических  показателей, характеризующих деятельность магазина по данным.

 

 

 

 

 

 

Динамика основных технико-экономических  показателей деятельности магазина «Камснаб за 2007-2008 годы

 

 

Покзатель

 

                                                                              

 

факт за

2007г

 

за 2008г

план факт

 

отклонение от

выполнения плана

2007г

 

в %

к                                

2007г                                                                                                                       

1.Товарооборот, тыс. руб.

- в действующих ценах

 

- в сопоставимых ценах

 

 

415,9

 

457,4

 

 

600,0 572,4  95,4

545   520 86,7  

 

 

27,6   156,5

 

       25,1   142,3

 

 

137,6      

 

         125,1

2. Численность, чел

3

3       3   100,0   

0         0

100,0

3. Производительность

труда, тыс. руб.

138,6

200,0  190,8  95,4

      9,2    5,2

137,6

 4. Фонд оплаты труда,

тыс. руб. (оклад)

50,4

-       72,0      -

-        21,6

142,9

5.Валовой доход,

тыс. руб

511,5

-       744,1      -

 

-      232,6

 

145,5 

 

6. Торговые расходы,

тыс. руб.

112,6

   

-      193,5      -

 

-      80,9           

 

       171,9

7. Прибыль от продаж,

 тыс. руб.

399,0

 

 

-     550,6      -

 

 

-      151,7

 

 

138,0   

 

 


 

 

За два года розничный товарооборот магазина возрос, прирост произошел  за счет увеличения количества реализованных  товаров (физического объема розничного товарооборота) на 28,8% и за счет изменений  розничных цен на товары, что составило 156,5 тыс. рублей.

 

Анализ основных показателей направлен  на всестороннее ознакомление с экономической  информацией о функционировании магазина с целью принятия оптимальных  управленческих решений по обеспечению  товарооборота и оценки уровня его  выполнения, выявления слабых сторон и внутрихозяйственных резервов.

 

 

 

Из приведенных данных видно, что  план товарооборота магазин выполнил в действующих ценах на 95,4%,. В  сравнении 2007 годом объем товарооборота  увеличился на 156,5 тыс. руб., или 37,6%, что  в сопоставимых ценах составило 25,1 %.

 

Коммерческие расходы по магазину в 2007 году составили 112,6 тыс. руб. и в 2008 году они увеличились на 71,9 % и  составили 80,9 тыс. руб. Увеличение коммерческих расходов связано с повышением оплаты аренды, заработной платы персонала, увеличением расходов на рекламу и др.

 

Как в 2007 году, так и в 2008 году торговая деятельность магазина прибыльна: величина прибыли от продаж составила соответственно 399,0 тыс.руб. и 550,6 тыс.руб.

 

 За два года темпы роста розничного товарооборота увеличиваются: в 2007 году товарооборот составил 415,8 тыс. руб., а в 2008 году – 572,4 тыс. руб. Выросла также полученная наценка (прил. 2): в 2007 году она составляла в среднем по группам товаров 18,6%., а в 2008 году 27,2%. Количество реализованных товаров увеличилось в 2008 году до 1 846 шт. с 1 433 шт. в 2007 году, т.е. на 413 шт. или 28,8%.

 

Анализ товарооборота в разрезе  товарных групп и отдельных видов  товаров, показал, что наибольший удельный вес в количественном отношении  в 2007 и 2008 гг. занимают следующие группы товаров: водонагреватели, кондиционеры и котлы соответственно 29 %, 25% и 21 %, меньший удельный вес у следующих групп товаров насосы – 14%, запасные детали – 11%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ розничного товарооборота магазина ОАО "Камснаб"

 

Розничный товарооборот является одним  из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность торговой фирмы.

 

Для анализа товарооборота магазина ОАО "Камснаб" изучим его динамику, которая позволит выявить тенденцию и закономерности его развития, выявление возможностей улучшения динамики продаж.

 

Прежде всего, определим средний  темп роста товарооборота. Исходные данные, для определения темпа  прироста возьмем из таблицы 2. По данным видно, что выполнение плана составило – 95,39%, а в сопоставимых ценах 86,72% (572,4 : 1,1 : 600,0).

 

Таким образом, этот показатель характеризует  весьма низкое развитие товарооборота  по сравнению с запланированными показателями.

 

Для углубленного анализа выполнения плана товарооборота рассмотрим его в поквартальном разрезе, используя информацию таблицы

 

Информация о доле квартала в годовом товарообороте магазина ОАО "Камснаб" за 2008 год

     

Квартал факт

за прошлый 

год, тыс.руб.

 

   Отчетный год

отклонение 

  план,

тыс.руб.

факт,

тыс.руб.

абсолю-ое,

тыс.руб. от

плана  от 2007г

    относит-ое,       

   тыс.руб. от             

    плана  от 2007г    

1квар-л     102,3

2квар-л     74,4

3квар-л     89,0

4квар-л     150,1

Всего за год 415,9                                                                              

 

150,0

120,0  

138,0   

192,0  

 600,0                                  

 

150,5

  89,3                       

117,3          

215,2            

572,4           

 

         0,5    48,2        

      -30,7    14,9        

     -20,7    28,4        

       23,2    65,1       

      -27,6   156,5

 

  100,36    147,15

  74,41      119,95

  85,03      131,85

 112,09    143,36

95,40     137,64

 


 

Магазин не выполнил план товарооборота  за 2-й и 3-й кварталы. В связи с чем, потери товарооборота составили 27,6 тыс. руб., или 4,6% планового годового оборота. Наибольшее отставание от плана наблюдается во втором квартале на 25,6%, а если рассмотреть по месяцам этого квартала, то это январь (30%) и февраль (20%).

 

 

В марте происходит превышение плана  на 46%, что реально в 2008 году по сравнению  с 2007 годом равно 71%. Наибольшее отклонение от плана в сторону невыполнения наблюдается в июне (41%) и в апреле (33%), а в сторону перевыполнения март (46%) и сентябрь (28%).

Основными причинами недовыполнения плана являются недостатки в изучении покупательского спроса на рынке  товара. На второй квартал запланировано  снижение товарооборота от первого  на 30 тыс. руб., так как во втором квартале наблюдается наибольшее снижение покупательской активности в течение года. В третьем задано повышение товарооборота по плану на 18 тыс. руб. Наибольший всплеск покупательской активности приходится на четвертый квартал, в связи с этим на него приходится 192 тыс. руб. или 32,0 % от годового плана.

Для оценки ритмичности развития товарооборота, составим график выполнения плана по месяцам (рис. 4).

Как наглядно видно из графиков товарооборот в 2008 году наиболее не ритмичен, в течение  года наблюдаются два всплеска, один приходится на март, другой на декабрь. Подобная тенденция наблюдается, но в менее выраженном для марта виде в 2007 году. Плановые показатели незначительно учитывают эту тенденцию, а значит, руководство предприятием не подготавливает для этого периода значительных торговых запасов.

Наибольший разрыв между показателями товарооборота за 2007 и 2008 годы наглядно виден на графике и происходит в марте 71%, сентябре – 106%, в декабре – 55%.

Сморим (прил №1) Графики товарооборота по месяцам

 

Для определения равномерности  и ритмичности производства воспользуемся следующими формулами.

 

Среднего квадратического отклонения (s)

 

                                                

Коэффициента вариации (v):

 

                                                        

Коэффициент равномерности (Кравн)

Кравн = 100 – v                                         

 

 

 

 

 

где Т – процент выполнения плана  розничного товарооборота по месяцам  исследуемого периода,

Тs – процент выполнения плана  розничного товарооборота за исследуемый  период,

n – число месяцев в периоде,

s – среднеквадратичное отклонение.

Кравн - коэффициент равномерности.

 

Найдем процент выполнения плана  розничного товарооборота за исследуемый 2008 год: Тs = 572,4 : 600,0 = 0,957 или 95,7%.

 

Произведенные расчеты показатели, что среднеквадратичное отклонение составило 0,6 %:

 

s = Ö[(0,7–0,95)2 + (0,8–0,95)2 +(1,46–0,95)2 +(,67–0,95)2 +(0,71–0,95)2 +

 

(0,85–0,95)2 + (0,59–0,95)2 +(0,69–0,95)2 +(1,28–0,95)2 +(1,15–0,95)2 +

 

(1,08–0,95)2 +(1,13–0,95)2 =Ö 0,89 : 12 = 0,272% »  0,27%

 

Коэффициент вариации равен:

 

= 0,27 : 0,95 · 100% = 28,5%

 

Такой коэффициент вариации, равный 29% показывает, что исследуемая совокупность данных однородна (меньше 30%)

 

Коэффициент равномерности:

 

Кравн = 100 – v = 100 – 29 = 71%

 

Таким образом, выполнение плана товарооборота за отчетный год было достаточно равномерным. Результаты проведенного анализа ритмичности и равномерности плана товарооборота показали что, за анализируемый период работа в целом оценивается положительно, хотя неритмичность в розничном товарообороте отрицательно сказывается, как на работе с поставщиками, так и с определением оптимальных запасов, необходимых на каждый месяц года. Неудовлетворительная работа менеджеров, различных категорий, привела к невыполнению плана в 7 из 12 месяцев года, в целом план также не выполнен на 27,6 тыс. руб. или на 4,6% (100 – 95,4%). По месяцам товарооборот магазина распределялся равномерно с небольшим отклонением от среднегодового процента выполнения плана товарооборота меньшего 1% (0,27%).

 

 

Представим в (прил. 2 и 3) структуру розничного товарооборота по месяцам исследуемых периодов(прил2)

 

Прил 2 . Структура розничного товарооборота магазина ОАО "Камснаб" по месяцам 2007 года, (%)

 

Наибольший удельный вес в годовом  товарообороте занимает оборот декабря, 15,2% в 2007 году, 17,1 % в 2008 году, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на апрель, в апреле 2007 года – 5,2%, а в 2008 года 4,7%.(прил 3)

 

Прил 3. Структура розничного товарооборота магазина ОАО "Камснаб" по месяцам 2008 года, (%)

 

Ритмичность развития розничного товарооборота магазина по месяцам рассмотрим на основе данных. Данные свидетельствуют о резкой смене ритмов развития товарооборота магазина по месяцам: наиболее напряженным является первое полугодие (с января по апрель включительно), кроме марта, где происходит резкий скачок, особенно в 2008 году, затем товарооборот постепенно нарастает с небольшими волнообразными спадами (без резких колебаний) вплоть до декабря.

 

Лучшими являются последние 3-4 месяца года с сентября по декабрь. Такое  развитие розничного товарооборота по месяцам, влечет за собой сложности в долгосрочном планировании, и как следствие затрудняет процесс планирования закупок таким образом, чтобы они обеспечивали оптимальные остатки каждого вида товаров на складах, для удовлетворения покупательского спроса. Эта напряженность в работе ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого могут являться недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Мероприятия,  направленные на увеличение розничного товарооборота предприятия О АО «Камснаб»

 

3.1 Мероприятия по совершенствованию оборота розничной торговли ОАО "Камснаб"

 

В результате проведенного анализа  определены основные экономические  показатели, характеризующие деятельность предприятия ОАО "Камснаб". Предприятие ликвидное, работает с прибылью, развивается, расширяет свою деятельность, открывая новые магазины в Набережных Челнах и других городах.

Ликвидность предприятия позволяет  находить инвесторов для выхода на новые рынки. Наряду с положительными тенденциями в деятельности предприятия просматриваются и недоработки: плановые показатели товарооборота не выполняются, производительность труда за 2008 год снизилась, при том, что заработная плата в среднем возросла.

 

Все это показывает, что необходимо пересмотреть экономическую работу в ОАО "Камснаб" и, используя финансовые возможности, проведенный анализ, определить приоритеты в дальнейшей деятельности.

Информация о работе Розничный товарооборот