Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:11, курсовая работа
Рыночные методы хозяйствования объективно привели к отказу от примата показателя товарооборота и позволили перейти к управлению торговым процессом на основе экономических регуляторов (цены, налоги и т.п.). Главной целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот вступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута это цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задачи максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увлечения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
Глава 1. Розничный товарооборот предприятий торговли
1.1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота……......3
1.2. Основанные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия…………………………………………............5
1.3. Расчет минимального объема товарооборота, необходимого для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия
1.4. Планирование общего объема розничного товарооборота……...7
торгового предприятия………………………………………………...9
1.5. Планирование товарооборота розничного
торгового предприятия по кварталам и месяцам……………………12
1.6. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия............................................................................................13
Глава 2. Анализ розничного товарооборота предприятия ОАО "Камснаб"
2.1. Характеристика основных технико-экономических показателей предприятия ОАО "Камснаб"……………………………………………...14
2.2. Анализ розничного товарооборота магазина ОАО "Камснаб"...17
2.3. Анализ влияния факторов на розничный товарооборот ОАО
"Камснаб" ………………………………………………………..........22
Глава 3. Мероприятия, направленные на увеличение розничного товарооборота предприятия ОАО «Камснаб»
3.1. Мероприятия по совершенствованию оборота розничной торговли
ОАО "Камснаб" ………………………………………………………...25
3.2. Расчет эффективности, предлагаемых мероприятий…………..27
Список литературы…………………………………………………...28
Приложение №1……………………………………………………...29
Приложение №2……………………………………………………...30
Приложение №3………………………………………………………31
Расчет минимально необходимого объема
товарооборота можно выполнять,
разложив товарооборот на составляющие
его элементы. Розничный товарооборот
представляет собой сумму розничных
цен проданных или запланирован
Таким образом, имеет:
Тр.ц - объем товарооборота по розничным ценам, руб.;
Тп.ц - объем товарооборота по покупным ценам, руб.;
ТН - сумма торговых надбавок, руб.
В свою очередь:
П- сумма прибыли, руб.;
ИО- сумма издержек обращения, руб.
ИОпер - сумма переменных издержек обращения, руб.;
ИОпост - сумма постоянных издержек обращения, руб.
Тр.ц = Тп.ц + ИОпер + ИОпост + П,
Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:
Тр.ц - критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.
Товарооборот по покупным ценам
представляет собой объем закупленных
товаров в стоимостном
Зпер - переменные затраты.
Разделив полученное равенство на объем критического товарооборота, помучаем:
Обозначив:
Зпер / Тр.ц = Д - доля переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем:
отсюда:
Определив минимальный критический объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год.
1.4. Планирование общего объема
розничного товарооборота торгового предприятия
При планировании общего объема розничного
товарооборота торгового
опытно-статистический;
экономико-статистический;
экономико-математического
комплексной увязкой основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Однако при использовании
Тож = Тф.9м +Тож. кв
Тож - ожидаемый объем товарооборот за отчетный год, руб.;
Тф.9м – фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.;
Тож. кв – ожидаемый объем
Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия( открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных поздравлений):
Тсопс = Тож + Кув – Кум,
Тсопс – сопоставимый объем
товарооборота за отчетный год,
Кув – корректив на увеличение объема товарооборота, который равен объему товарооборота( исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб.;
Кум – корректив не уменьшение объема товарооборота, который равен объему товарооборота структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб.
Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объема товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5лет, предшествующих существующих планируемому году:
Тп.г = (Тсопс * Т%)/100
Тп.г -объем товарооборота на планируемый год, руб.;
Тсопс - объем сопоставимого товарооборота отчетного года, руб.;
Т%- среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %.
Экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Определим изменение прироста объема товарооборота:
- среднегодовое изменение прироста объема товарооборота, %;
Кn – последний показатель в ряду выравненных средних, %;
К1 – первый показатель в ряду выравненных средних, %;
n – количество показатель выравненного ряда средних.
При планировании общего объема товарооборота розничного торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели.
Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, во-первых, как инерционность взаимосвязь, т.е сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.
Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота ( хотя с недостаточной степенью точности).
Для выявления основной тенденции развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания( трендовый метод).
Наиболее важным моментом при выравнивании является выбор типа кривой, от которого зависят результаты прогноза товарооборота самым обоснованным следует считать подход, основанный на графическом анализе товарооборота.
Можно предположить, что розничный товарооборот торгового предприятия развивается по линейной функции:
у
– объем розничного
t – фактор времени, год;
а, b – параметры модели.
Для планирования объема товарооборота торгового предприятия может быть использована авторегрессионная модель вида:
у= а + bx+ ct,
у- объем товарооборота
х – объем торгового
t- фактор времени, год.
Возможность использования данной модели для планирования объема товарооборота объясняется следующим. Одним из основных факторов, влияющих на объем товарооборот, являются товарные ресурсы. Товарооборота предшествующего года в какой-то степени отражает реализованное соотношение между спросом и предложением товаров и, учитывая инерционность торговли, является показателем, определяющим это соотношение в будущем периоде. Факторов времени в данном случае отражает влияние на объем товарооборота остальных неучтенных факторов.
Расчетный объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.
Планирование объема товарооборота предприятий общественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что предприятий розничной торговли.
1.5. Планирование товарооборота
розничного торгового предприятия
по кварталам и месяцам
Динамика квартальных и
Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительно средний. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияния индекса цен нивелируется.
Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:
Ткв j = Тj / 4,
Ткв j - среднеквартальный товарооборот j-го года, руб.;
Тj – объем товарооборота j-го года, руб.
Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год и определяется их сумма:
Сij = ( Тij / Т кв j ) 100,
Сij - сезонные колебания товарооборота i-го квартала j-го года, %;
Тij - товарооборота i-го квартала j-го года, руб.
На основе рассчитанных сезонных колебаний определяются индексы сезонности товарооборота:
Iсез.перв i = ∑ci / n,
Iсез.перв i - первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %;
n- количество лет.
Сумма индексов сезонности товарооборота за четыре квартала должна быть равна 400,0% (при отсутствии влияния сезонных факторов индекс сезонности каждого квартала равен 100,0%). Если имеются отклонения от указаний величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:
Кп – коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.
Уточненные индексы сезонности товарооборота определяются по формуле:
Iсез. ут i - уточненный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %.
1.6. Планирование структуры товарооборота
торгового предприятия
В настоящее время используются следующие методы планирования структуры товарооборота торгового предприятия:
1) экономико-статистический;
2) основанный
на расчете коэффициентов
3) экономико-математического моделирования;
4) поэтапный;
Суть экономико-статистического метода планирования структуры товарооборота основывается на сглаживании удельных весов реализации отдельных товаров в общем объеме товарооборота торгового предприятия за ряд лет.
Для планирования
структуры товарооборота
Эi – коэффициент эластичности по i-му товару, %;
Тi – прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %;
Т – прирост общего объема товарооборота
торгового предприятия в
Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умножения коэффициентов эластичности (Эi ) на прирост объема товарооборота в целом по торговому предприятию:
Тi п.г = T i.or +( T i.or * Tп.г ) / 100,
Тi п.г – товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб;
T i.or - товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб.;
Tп.г – прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %;
Тi п.г – прирост товарооборота i-й товарной группы в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %;
2. Анализ розничного товарооборота предприятия ОАО "Камснаб"
2.1. Характеристика основных
технико-экономических
Предприятие ОАО(Открытое Акционерное Общество) "Камснаб" находится по адресу г. Набережные Челны, пр. М. Джалиля, 51 . Направление его деятельности – розничная и мелкооптовая торговля продукции для обслуживания гидросистем (водонагреватели, насосы, котлы и др.) и сопутствующих товаров.