Рыночные методы формирования цен на продукцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:36, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость очевидна, так как переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятий. Они связанны с углублением самостоятельности предприятия, совершенствовании методов хозяйствования, ценообразования, появлением новых целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособности. Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать.
Целью курсовой работы является проанализировать процесс формирования цен на продукцию предприятия.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты рыночных методов формирования цен на продукцию.
1.1 Экономический обзор методов формирования цен на продукцию на современном этапе.
1.2 Факторы, влияющие на выбор метода формирования цены на продукцию.
1.3 Особенности формирования цен на продукцию СКСТ.

2 Анализ системы рыночных методов формирования цен на продукцию на предприятии «Coral Travel».
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия.
2.2 Экономическая оценка эффективности системы формирования цен на продукцию.
2.3 Пути и резервы повышения эффективности системы рыночных методов формирования цен.

3 Разработка, практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности предприятия
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

2) экономика на предприятии.docx

— 187.89 Кб (Скачать документ)

     Метод регрессии позволяет более точно  оценить коэффициенты, частично избавившись  от субъективизма. Однако пользоваться им стоит, если в компании есть специалисты, способные провести регрессионный  анализ без ошибок. 
 
 

     1.2 Факторы, влияющие на выбор метода формирования цены на продукцию. 
 

     Формирование  цен на продукцию  играет активную роль как на уровне микро-, так и макроэкономики. В нем фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее пропорций. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия.

     В реальных условиях цены формируются  под воздействием двух групп факторов - внешних и внутренних.

     Внутренние  и внутренние факторы представлены на рисунке 1.

     

     Рисунок 1 - Внутренние и внутренние факторы

     Внешние факторы, то есть факторы макроэкономического  уровня, не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение  общеэкономических пропорций и  условий в стране и за ее пределами.

     Политическая  стабильность создает для предприятий  предпосылки для работы на перспективу, не вызывая у них стремления к  получению сиюминутного успеха, чаще всего за счет взвинчивания цен.

     Отсутствие  на рынке каких-либо ресурсов, например топливно-энергетических, ставит предприятия  в большую зависимость от импортеров.

     Важным  элементом, определяющим степень контроля предприятия над ценами, является рыночная среда, в которой оно  функционирует или собирается работать. В зависимости от того, кто контролирует цены, можно выделить три основных вида рыночной среды.

     Среда, в которой цена контролируется рынком, характеризуется высокой степенью конкуренции, сходством товаров  и услуг. Предприятия, пытающиеся установить цены выше рыночных, привлекут незначительное количество покупателей, поскольку спрос на товары уменьшится и потребители переключатся на продукцию конкурентов. Немногого можно достигнуть и путем снижения цен, поскольку конкуренты ответят аналогичными действиями.

     Среда, в которой цены контролируются предприятием. Конкуренция ограниченная, различия в предлагаемых товарах, в таких  условиях предприятию функционировать  проще. Покупатели на товары находятся  и при высоких, и при низких ценах.

     Среда, где цены контролируются государством. В большинстве стран это коммунальные услуги, общественный транспорт и  другие отрасли. Государственные органы, уполномоченные контролировать цены, устанавливают конкретный их уровень  после всестороннего изучения информации от всех заинтересованных в этом товаре сторон - потребителей и производителей.

     Потребители товаров оказывают существенное влияние на принятие предприятием решений  относительно уровня оптимального ценообразования, выбора эффективной ценовой стратегии. При этом необходимо хорошо понимать взаимоотношения между ценой  и потребительским спросом. Эта  взаимосвязь определяется тем, что  цена товара в условиях рыночной экономики  устанавливается в результате взаимного  давления продавца и покупателя.

     Цены  и рыночный спрос на товары находятся  в обратно пропорциональной зависимости. Такая взаимосвязь объясняется  двумя экономическими положениями: законом спроса и ценовой эластичностью. Важную роль в установлении цены стремится  играть каждый участник товародвижения от товаропроизводителя до оптовой  и розничной торговли. Все они  стремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить больший  контроль за ценами.

     Чтобы обеспечить взаимную выгоду участников каналов товародвижения, предприятие  должно учитывать четыре фактора:

     доли  прибыли участников каналов;

     ценовые гарантии;

     особые  соглашения;

     воздействие повышения цен.

     Оптовой и розничной торговле требуется  определенная доля прибыли, чтобы покрыть  свои издержки (транспортировка, хранение, реализация, реклама, кредит и т.д.), а также получить разумный доход. В некоторых случаях оптовая  и розничная торговля стремятся  получить так называемые ценовые  гарантии. Они заключаются в получении  товаров по самым низким ценам. Гарантии наиболее часто предоставляются  молодыми фирмами или на сходные  товары, которые планируется выбросить  на рынок.

     Часто производители предлагают особые соглашения, которое предусматривают предоставление скидок на ограниченный период времени  и бесплатных образцов для стимулирования торговых предприятий. Сделки требуют, чтобы получаемая торговлей выгода передавалась и конечным потребителям для увеличения спроса.

     Свобода предприятий в установлении цен  ограничивается не только потребительским  спросом, рыночной ценой и участниками  каналов товародвижения, но и государственным  регулированием, которое определяется общим состоянием экономики.

     Современное государство уже в силу своего особого положения влияет на экономическую  жизнь во всех ее направлениях. В  зависимости от стоящих перед  государством целей и конкретной ситуации оно может определять свою стратегию и соответственно степень  вмешательства в экономические  процессы.

     Даже  в случае наиболее либеральной экономики  налоговая, финансово-бюджетная, валютная, кредитная политики государства  определяют «правила игры», непосредственно  влияют на хозяйственную ситуацию, а значит -- на условия производства и цены.

     Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных формах:

     административное (прямое);

     экономическое (косвенное).

     Административное  регулирование ценообразования  предполагает прямое установление или  изменение уровня цен. Это достигается  посредством принятия собственных  законодательных и нормативных  актов.

     При административном регулировании можно  выделить три степени государственного ограничения цен:

     государство само устанавливает цены (фиксированные  цены);

     государство устанавливает правила для предприятий, в соответствии с которыми последние  самостоятельно устанавливают цены (регулируемые государством цены);

     3) государство устанавливает правила  «рыночной игры», вводя ряд  запретов на недобросовестную  конкуренцию и монополизацию  рынка (свободные договорные цены).

     Государство может фиксировать цены тремя  способами:

     введением государственных прейскурантных цен;

     «замораживанием»  свободных рыночных цен;

     фиксированием цен предприятий-монополистов.

     Практически во всех странах государство устанавливает  цены на товары, которые образуют каркас системы цен: уголь, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского транспорта, железнодорожные  тарифы, жилищно-коммунальные услуги. Экономика весьма чувствительна  к колебанию таких цен. Поэтому, фиксируя их на определенном уровне, государство  оказывает влияние на всю систему  цен. Если государство устанавливает  цены, это приводит к двум важным последствиям:

     возникновению дефицита при росте спроса на товар;

     возникновению явных ценовых диспропорций, вызванных  практикой установления ценовых  дотаций. Такие дотации необходимы, если оптовые цены на товары (например, на продукты питания) устанавливаются выше розничных.

     Второй  способ фиксирования цен - это «замораживание» на определенное время рыночных цен. Практика долгосрочного замораживания цен в странах с рыночной экономикой оказалась крайне неэффективной, так как по различным причинам государству приходилось соглашаться с требованиями производителей об увеличении цен на продукцию.

     У государства имеется возможность  зафиксировать цены монополиста  или предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке. Доминирующее положение  определяется долей участия предприятия, на рынке производимого и реализуемого товара, которая дает ему возможность  самостоятельно или, действуя другими  хозяйствующими субъектами оказывать  решающее влияние на конкурентов, затруднять доступ на рынок другим компаниям  и извлекать выгоду за счет взвинчивания цен, ущемляя при этом интересы своих  партнеров и потребителей.

     Государство может с той или иной степенью жесткости регулировать рыночные цены. Для этого применяются следующие  способы:

     установление  предельного уровня цен на отдельные  товары;

     регламентация основных параметров цены (величина прибыли, скидки, косвенные налоги и т.д.);

     определение лимита разового повышения цен на конкретные товары.

     В системе свободных рыночных цен  роль государства сводится только к  установлению «правил игры» на рынке. Для этого государство должно проводит в жизнь меры, которые  бы ограждали участников рынка от недобросовестной конкуренции. Для  этого вводится ряд запретов:

     на  горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение двух или более конкурирующих предприятий о поддержании цен на определенном уровне;

     на вертикальное фиксирование цен - запрет для производителей навязывать свои цены поставщикам и торговле;

     на  демпинг, представляющий собой продажу  товаров ниже себестоимости с  целью устранения конкурентов.

     К экономическому (косвенному) регулированию  относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции  и другие факторы макроэкономического  равновесия и, таким образом, влияющие на уровень и динамику цен. К ним  можно отнести целый арсенал  средств по реформированию экономики  и совершенствованию механизма  хозяйствования:

     принятие  и совершенствование антимонопольного законодательства;

     стимулирование  малого предпринимательства;

     обоснованную  налоговую политику (правила амортизационных  отчислений и налоговые льготы, практика дифференцированного налогообложения);

     разгосударствление  и приватизацию;

     сокращение  бюджетного дефицита;

     контроль  и регулирование доходов населения, и другие методы макроэкономической сбалансированности.

     Внутренние  факторы, то есть факторы микроэкономического  регулирования, зависят от деятельности самого предприятия, фирмы. Товар, характеризующийся  особыми свойствами, уникальными  достоинствами и способами его  обработки, непременно будет иметь  более высокую цену, отражающую его  качество, технический уровень. Способ производства определяет серийность выпуска  продукции. Как правило, продукция  мелкосерийного и индивидуального  производства имеет более высокую  себестоимость. В свою очередь товары массового производства благодаря  низким издержкам предлагаются по относительно низким ценам. При частых и интенсивных  технологических изменениях процесса производства товар будет иметь  более высокую цену.

     Цена  теснейшим образом связана с  жизненным циклом товара. Этот цикл подразделяется на пять стадий: внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад. Основная масса товаров проходит все стадии. Отличия бывают во времени, интенсивности, характере перехода из одной стадии в другую. Поэтому  политика цен должна быть очень гибкой, чтобы предприятие могло функционировать  на всех стадиях жизненного цикла  товара без особых затруднений.

     Хорошо  организованный сервис при продаже  и послепродажное обслуживание, имидж  фирмы на внутреннем и внешнем  рынках, удачно и оригинально организованная реклама товара, его продвижение  на рынок позволяют устанавливать  более высокие цены. 

     1.3 Особенности формирования  цен на продукцию  СКСТ. 
 

     Формирование  цен в сфере услуг (в т.ч. в туризме) имеет ряд отличительных свойств:

     1) услуги туризма представляют  собой конечный продукт, предназначенный  непосредственно для потребления,  поэтому цены на услуги –  это розничные цены;

Информация о работе Рыночные методы формирования цен на продукцию