Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности рынка труда, его структуры и составляющих, механизма функционирования.
Задачи курсовой работы:
• изучить структуру рынка труда, формы и виды занятости и безработицы;
• проанализировать состояние рынка труда в Республике Беларусь;
• рассмотреть общие проблемы занятости в Республике Беларусь и возможные направления регулирования занятости населения.
Введение…...……………………………………………………………………..4
1. Рынок труда в макроэкономике
1.1 Структура и функции рынка тру-да………………………………………..5
1.2 Понятие и формы занятости ……………………………………………...9
1.3 Безработица: понятие и формы,
концепции возникновения. Закон Оуке-на……………………………......11
1.4 Государственное регулирование рынка труда………………………..….18
2.Общие проблемы занятости населения
и безработицы в Республике Беларусь
2.1 Анализ состояния рынка труда Республики Бела-русь................................21
2.2 Общие проблемы занятости и безработицы в Республике Бела-русь…….24
Заключение…………………………………………………………………........29
Список литературы………………………...........................................................30
Практика показывает, что закон Оукена выполняется далеко не всегда, т.е. не является универсальным экономическим законом.
1.4 Государственное регулирование рынка труда
В регулировании занятости населения важную роль играет государство. Оно имеет дело, как с безработицей, так и с созданием новых рабочих мест и проведением мероприятий по стимулированию деловой активности.
Создавая биржи труда, государство стремится к улучшению общей и структурной сбалансированности спроса и предложения на рынке труда путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей.
Что касается занятости, то государство, проводя те или иные мероприятия, содействует повышению профессиональной и пространственной мобильности трудовых ресурсов. Профессиональная мобильность зависит, во-первых, от законодательно установленного уровня обязательного общего образования (чем выше уровень, тем выше мобильность); во-вторых, от контрактных форм поддержки, сопровождаемых кредитованием молодежи для получения образования, профессиональной подготовки и предоставлением рабочих мест с целью погашения денежного кредита; в-третьих, от развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Пространственная мобильность предопределяется созданием благоприятных условий для жизнедеятельности, предоставлением льгот, тех или иных преференций, а также образованием региональных центров по адаптации местного населения к новым видам деятельности и технологии.
Эффективная политика занятости должна обеспечить равные стартовые возможности всем гражданам страны; содействовать такой занятости, которая является экономически целесообразной; основываться на добровольности труда; эффективно распределять трудовые ресурсы; обеспечивать социальную защиту в области занятости; взаимодействовать с другими направлениями социальной политики.
Регулирующие воздействия государства на занятость можно разделить на два типа — активное и пассивное.
Политика пассивного регулирования занятости ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Иногда ее называют моделью смягчения последствий безработицы. Реализуется она посредством двух форм:
1) Социальное страхование по случаю потери работы, обеспечивающее выплату временных пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют в более чем 70 % развитых стран и являются основным источником помощи при потере работы. При защите от безработицы в страховой форме конкретные размеры пособий часто зависят от величины взносов в страховые фонды и от степени нуждаемости в помощи;
2) Социальная помощь — применяется к оставшимся без работы на длительный период в виде материальной помощи.[ 12, c. 10]
Существенно отличается политика активного регулирования, при которой государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграциях и т. д. Государство не подменяет саморегулирующие механизмы рынка труда, но вырабатывает политику и способствует созданию институтов рынка труда, т. е. системы механизмов и правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.
Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных издержках, к которым следует отнести безработицу, работу не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т. д.
При этом используются два основных метода: метод повышения спроса на рабочую силу и метод сокращения предложения рабочей силы.[ 8, c. 123]
Повышение спроса на рабочую силу достигается с помощью мер экономического характера и мер по созданию нетрадиционной занятости.
Экономическими мерами выступают:
- большая свобода работодателей в решении вопросов занятости (условия приема-увольнения, график работ и т. п.);
- установление льготного налогообложения, необходимо увеличение спроса на рабочую силу;
- государственные выплаты предпринимателям на создание новых рабочих мест;
- установление различного рода дотаций и льгот при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежи, инвалидов);
- обучение и переквалификация.
Видами нетрадиционной занятости могут являться общественные работы, надомные работы, разделение рабочего места, занятость по вызову.
Чаще всего эти нетрадиционные работы представляют собой общедоступные виды временного трудоустройства, не требующие специальной профессиональной подготовки и оплачиваемые по ставке, составляющей от трети до половины средней ставки заработной платы по стране. Но они выполняют функцию включения безработного в сферу трудовой активности. Следует при этом иметь в виду, что искусственное увеличение рабочих мест само по себе не гарантирует улучшение ситуации в сфере занятости, не говоря уже об эффективности экономики в целом.
К мерам по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда относятся:
- расширение и углубление программ по подготовке кадров, включая профессиональную подготовку. Система подготовки должна отвечать ряду требований: адекватность структуре экономики, адаптивность к изменению условий труда, вариативность источников финансирования – государственные и предпринимательские;
- введение творческих и учебных отпусков (эта и указанная выше меры, способствующие сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечат ее более высокую продуктивность завтра);
- повышение пособий и/или сроков отпусков по уходу за детьми;
- введение частичного и/или досрочного пенсионного обеспечения в случае потери работы.
На рынке труда различают еще и такие виды государственного регулирования, как защитное (в целях уменьшения незащищенности отдельных групп), поощрительное (стимулирование отдельных видов деятельности), ограничительное (исключение неоправданных преимуществ), директивное (административное воздействие на рынок труда).
Достижение полной и эффективной занятости является одной из ключевых задач социально-экономической политики государства, важнейшей проблемой экономической науки.
2 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь
Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь проведен по статистическим данным по состоянию на 1 июня 2009г.
По данным Белстата РБ численность экономически активного населения Республики Беларусь за период январь-май 2009 года составила 4 610,9 тыс. чел. (темп роста к аналогичному периоду прошлого года – 99,5%; темп роста на начало года – 99,98%). Из них в экономике республики занято 4 567,3 тыс. человек (99,1% от экономически активного населения), что к аналогичному периоду прошлого года составляет 99,6%, а по отношению к началу 2009 года – 100,1%.
Как видно из табл. 2.1 с начала 2009 года сохраняется положительная динамика увеличения численности экономически активного населения республики, несмотря на то, что в целом по сравнению с 2008 годом произошло ее снижение.
Таблица 2.1.
Динамика и структура численности экономически активного населения
(по показателям, рассчитанным в среднем за период)
Период | Экономически активное население всего, тыс. чел | В том числе | ||||||
занятые | безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите | |||||||
тыс. чел. | темп роста к соответств. периоду прошлого года, % | тыс. чел. | темп роста к соответств. периоду прошлого года, % | уд вес в экономически активном населении, % | тыс. чел. | темп роста к соответств. периоду прошлого года, % | уд. вес в экономически активном населении, % | |
2008 год | ||||||||
Январь | 4 607,7 | 101,4% | 4 560,9 | 101,6% | 99,0% | 46,8 | 88,8% | 1,0% |
Январь-февраль | 4 621,2 | 101,6% | 4 571,0 | 101,7% | 98,9% | 50,2 | 94,4% | 1,1% |
Январь-март | 4 632,4 | 101,8% | 4 582,6 | 101,9% | 98,9% | 49,8 | 95,2% | 1,1% |
Январь-апрель | 4 622,2 | 101,7% | 4 574,2 | 101,8% | 99,0% | 48,0 | 94,1% | 1,0% |
Январь-май | 4 632,1 | 102,1% | 4 586,1 | 102,2% | 99,0% | 46,0 | 93,9% | 1,0% |
2009 год | ||||||||
Январь | 4 612,0 | 100,1% | 4 560,9 | 100,0% | 98,9% | 39,0 | 83,3% | 0,8% |
Январь-февраль | 4 619,5 | 100,0% | 4 578,0 | 100,2% | 99,1% | 41,5 | 82,7% | 0,9% |
Январь-март | 4 624,5 | 99,8% | 4 581,4 | 100,0% | 99,1% | 43,1 | 86,5% | 0,9% |
Январь-апрель | 4 618,7 | 99,9% | 4 574,8 | 100,0% | 99,0% | 43,9 | 91,5% | 1,0% |
Январь-май | 4 610,9 | 99,5% | 4 567,3 | 99,6% | 99,1% | 43,6 | 94,8% | 0,9% |
Структура спроса на рабочую силу в целом по республике существенно не изменилась по сравнению с предыдущим годом. Однако структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по–прежнему сохраняется. Рынок труда в основном ориентирован на рабочие профессии, которые составили 73,4% от общего количества заявленных нанимателями вакансий. Среди них такие, как каменщик, кровельщик, облицовщик–плиточник, плотник, штукатур, водитель, машинист бульдозера, экскаватора и др.
Пользуются спросом врачи, инженеры различных профилей, в сельской местности — трактористы, операторы машинного доения, животноводы, механизаторы, ветврачи и др.
В то же время по ряду профессий и специальностей (бухгалтер, экономист, юрист, техник–технолог, педагог и др.) предложение рабочей силы значительно превышает спрос.
Качественный состав безработных претерпевает в последние годы определенные изменения. При уменьшении общей численности безработных отличительной особенностью является увеличение в их составе удельного веса лиц, уволенных по собственному желанию и по соглашению сторон, длительно неработающих.
По данным Министерства труда РБ за содействием в трудоустройстве в органы по труду, занятости и социальной защите за первое полугодии 2009 года обратилось 166,9 тыс.98,9% к соответствующему периоду 2008 года). Из них признаны безработными 106,7 тыс. человек (63,9% от общего числа обратившихся, что составило 99,1% по сравнению с прошлым годом).
При этом в 1 квартале 2009 года обратилось за трудоустройством 77,1 тыс. чел. (из них безработными было признано 57,4 тыс. чел. или 74% от всего числа обратившихся), а во 2 квартале — 89,9 тыс. человек, что на 12,8 тыс. человек больше, чем в 1 квартале (темп роста - 116,4%). Однако во 2 квартале безработными официально было признано лишь 49,3 тыс. человек или 54,8% от общего числа обратившихся, что на 15% меньше, чем в 1 квартале. Таким образом, при росте во 2 квартале по сравнению с 1 кварталом 2009 года количества нуждающихся в трудоустройстве, число официально зарегистрированных в качестве безработных сократилось.
Численность безработных, официально зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите составила на конец мая 2009 года 43,2 тыс. чел. (0,9% от экономически активного населения) против 37,3 тыс. человек по состоянию на конец 2008 года (уровень безработицы 0,8%), т.е. возросла по сравнению с концом 2008 года на 5,9 тыс. человек (темп роста 115,8%). При этом уровень безработицы по республике удерживается в социально допустимых пределах и не превышает прогнозного значения в 1,1 – 1,2% .
Если рассмотреть динамику регистрируемых в качестве безработных по месяцам, то, как видно из табл. 2.2, пик регистрации пришелся на март 2009 года (20,2 тыс. человек); в последующие же месяцы первого полугодия текущего года происходило снижение числа регистрируемых в качестве безработных.
Таблица 2.2
Динамика и структура численности безработных,
зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите
(показатели приведены по состоянию на конец месяца)
Период | Численность безработных, всего | Зарегистрировано безработных за месяц | Уровень безработицы, %% | |||||||
тыс. чел. | темп роста в 2009 году, %% | тыс. чел. | темп роста в 2009 году, %% | |||||||
2008 год | 2009 год | к соотв-му периоду 2008 года | к предыд. месяцу | 2008 год | 2009 год | к соотв-му периоду 2008 года | к предыд. месяцу | 2008 год | 2009 год | |
Январь | 49,6 | 40,6 | 81,9% | 108,8% | 22,7 | 17,9 | 78,9% | 128,8% | 1,0% | 0,8% |
Февраль | 50,8 | 42,4 | 83,5% | 104,4% | 20,5 | 19,2 | 93,7% | 107,3% | 1,1% | 0,9% |
Март | 48,8 | 43,9 | 90,0% | 103,5% | 18,0 | 20,2 | 112,2% | 105,2% | 1,1% | 0,9% |
Апрель | 47,1 | 44,0 | 93,4% | 100,2% | 17,2 | 16,9 | 98,3% | 83,7% | 1,0% | 1,0% |
Май | 44,9 | 43,2 | 96,2% | 98,2% | 13,9 | 16,0 | 115,1% | 94,7% | 1,0% | 0,9% |
Информация о работе Рынок труда. Особенности его функционирования в Республике Беларусь