Рынок труда. Особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности рынка труда, его структуры и составляющих, механизма функционирования.
Задачи курсовой работы:
• изучить структуру рынка труда, формы и виды занятости и безработицы;
• проанализировать состояние рынка труда в Республике Беларусь;
• рассмотреть общие проблемы занятости в Республике Беларусь и возможные направления регулирования занятости населения.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………..4
1. Рынок труда в макроэкономике
1.1 Структура и функции рынка тру-да………………………………………..5
1.2 Понятие и формы занятости ……………………………………………...9
1.3 Безработица: понятие и формы,
концепции возникновения. Закон Оуке-на……………………………......11
1.4 Государственное регулирование рынка труда………………………..….18
2.Общие проблемы занятости населения
и безработицы в Республике Беларусь
2.1 Анализ состояния рынка труда Республики Бела-русь................................21
2.2 Общие проблемы занятости и безработицы в Республике Бела-русь…….24
Заключение…………………………………………………………………........29
Список литературы………………………...........................................................30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)

 

В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке труда, в республике организован оперативный мониторинг регистрации граждан в органах по труду, занятости и социальной защите и использования рабочего времени на производстве.

 Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда по данным официальной статистики остается стабильной и не выходит за рамки прогнозных показателей.

В то же время мониторинг использования рабочего времени на производстве свидетельствует о том, что значительная часть работников находятся в отпусках без сохранения заработной платы, работает в режиме неполного времени.

Из таблицы 2.3 видно, что численность работников, работавших неполное рабочее время, за период январь-май 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась более, чем в 3 раза; численность работников, которым были предоставлены отпуска по нанимателя возросла более, чем в 4 раза; продолжительность отпусков по инициативе администрации выросла почти в 6 раз.


Таблица 2.3

Динамика численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости по Республике Беларусь за 2009 году

 

Период

Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя, тыс. чел.

Неотработано время работниками, работавшими неполное рабочее время, тыс. человеко-часов

Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, тыс. чел.

Продолжительность отпусков по инициативе нанимателя, тыс. человеко-часовъ

2008г.

2009г.

темп роста, %

2008г.

2009г.

темп роста, %%

2008г.

2009г.

темп роста, %%

2008г.

2009г.

темп роста, %%

Январь-апрель

32,0

125,1

390,9

1 534

7 753

505,4

24,6

108,4

440,7

177,0

1 034

584,2

Январь-май

33,4

124,2

371,9

1 792

9 171

511,8

27,7

116,7

421,3

207,0

1 209

584,1

 

Однако по информации Белстата РБ в мае 2009 года стала наблюдаться тенденция к снижению данных показателей по сравнению с апрелем 2009 года. Численность работников, работавших неполное рабочее время, составила 55,1 тыс. человек в мае против 75,6 тыс. человек в апреле 2009 г. (темп роста 72,9 %).

Значительно снизился в мае по сравнению с апрелем текущего года показатель численности работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы – с 51,2 тыс. чел. до 41 тыс. человек (темп роста 80%).

Таким образом, общий объем вынужденной неполной занятости в мае 2009 года составил 96,1 тыс. человек против 126,8 тыс. чел. в апреле 2009 г. или 2,8 процента к списочной численности работников против 3,8 процента в апреле.

На данном этапе экономического развития республики вынужденные отпуска и неполное рабочее время активно используются нанимателями как антикризисные меры, направленные на сохранение трудовых коллективов. Вместе с тем, значительные объемы вынужденной неполной занятости работников на производстве следует рассматривать как скрытую безработицу и одновременно как потенциальную базу для роста «открытой» безработицы.

2.2. Общие проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь

По официальным данным, в экономике нашей страны безработными зарегистрированы всего 0,9 процента от всего занятого населения. Цифра достаточно оптимистичная. Однако на фоне данных о безработице в соседних странах — в Российской Федерации количество безработных достигло 6,1 млн. человек (8,1 % экономически активного населения), в Украине — 900,6 тысячи человек  (3,2%) — она вызывает ряд вопросов.

Значительные различия в показателях объясняется методикой их определения. Так, если за рубежом по методологии Международной организации труда к безработным относятся лица старше 16 лет, одновременно соответствующие трем критериям: не имеют работы (или другого доходного занятия), занимаются поиском работы (самостоятельно или с помощью служб занятости), а также готовы приступить к работе в течение ближайшего времени, то в Беларуси уровень безработицы официально оценивается исходя из числа обратившихся в службы занятости и зарегистрировавшихся. То есть если уволенный работник не пошел в службу занятости, то он безработным официально не считается.

Однако в службы занятости обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу. Некоторые из них предпочитают искать себе занятие самостоятельно. Многих не устраивает размер пособия по безработице — в январе 2009 года средний его размер составил 47,6 тысячи рублей. Это значит, что безработный может тратить в день чуть больше полудоллара, включая расходы на питание, одежду, проезд, оплату жилищно-коммунальных услуг и прочее.

Также от обращения в службы занятости нуждающихся в трудоустройстве удерживает и то, что их могут обязать трудиться на общественных работах на менее 22 рабочих дней. В итоге наличие незарегистрированных в службах занятости граждан дает уровень безработицы менее одного процента. При этом официальных данных по оценке уровня скрытой безработицы нет.

Основными проблемами, существующими на рынке труда и требующими оперативного решения, являются вопросы эффективного использования трудовых ресурсов, повышения их качества и конкурентоспособности. Особую актуальность это направление приобретает в условиях, когда в республике отмечаются негативные демографические тенденции - уменьшение численности населения и сокращение трудовых ресурсов; проблемы занятости в отдельных регионах республики со сложной ситуацией на рынке труда; дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труду по территориальному и профессионально-квалификационному признаку, повышение территориальной мобильности рабочей силы; обеспечение трудоустройства обязанных лиц; обеспечение занятости отдельных категорий граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (молодежь, инвалиды, лица из мест лишения свободы).

Качественный состав безработных в последние годы претерпевает определенные изменения. При уменьшении общей численности безработных, отличительной особенностью является увеличение в их составе удельного веса лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости; их удельный вес увеличился до 25%. Достаточно остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, дают около 40 % всего контингента безработных.

В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют около 53 % в экономически активном населении и около 65 % – в общей численности безработных. Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание должно уделяться мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Решение проблем обеспечения занятости населения в текущем году на государственном уровне осуществляется посредством реализации Комплекса мер содействия занятости населения на 2009 г. Государственной программы содействия занятости населения на 2009–2010 годы.. Реализация Мероприятий направлена на выполнение заданий Программы социально-экономического развития и прогноза на 2009 год по удержанию уровня безработицы к концу текущего года в пределах 1,1-1,2 % и увеличению численности занятых в экономике до 4580-4650 тыс. человек; и на конец 2010 г., соответственно, — 1,0 – 1,1 % и 4740-4775 тыс. человек.

В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке труда, Минтруда и соцзащиты в непрерывном режиме ведется мониторинг ситуации на рынке труда.

Анализ мониторинга обращений в службу занятости, регистрации безработных, количества заявленных вакансий, проводимый в течение января-мая 2009 года, показал, что основной прирост количества зарегистрированных безработных пришелся на январь-март. В мае численность безработных, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите снижалась и на 5.06.2009г. составила 44,4 тыс. человек.

Количество вакансий в январе-апреле постоянно снижалось. К середине марта количество безработных впервые за последние годы превысило количество вакансий. Но к июню 2009 года количество вакансий увеличилось, снова превысив численность зарегистрированных безработных.

Мониторинг потерь рабочего времени показал, что продолжается процесс концентрации потерь рабочего времени на наиболее проблемных предприятиях и организациях Минпрома, Беллегпрома, Беллесбумпрома. В региональном разрезе: более всего организаций, на которых отмечены потери рабочего времени, находится в Гомельской, Брестской, Минской областях.

Также как негативную тенденцию, следует отметить, что с начала текущего года происходит увеличение количества работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя без сохранения заработной платы.

Чтобы не произошло взрыва социальной напряженности в стране в случае роста открытой безработицы, необходимо начать работу по высвобождению с предприятий и трудоустройству избыточных работников совместными усилиями как нанимателей, так и органов государственной службы занятости.

На уровне предприятий это означает активную кадровую работу по проведению анализа внутренних рынков труда предприятий, сегментации персонала предприятия, определению размера и структуры избыточной численности персонала, размера вакансий и качественных характеристик персонала на их замещение, перепрофилирование и переподготовка кадров.

Вопрос о разработке мероприятий в трудоизбыточном сегменте — предприятии — является наиболее сложным. Здесь необходимо сделать оптимальный выбор из возможных альтернатив: высвобождение персонала; сохранение персонала и финансовая поддержка предприятия; развитие самозанятости вне предприятия.

Важным элементом регулирования занятости на региональном уровне должны стать разработка и принятие пакета специализированных подпрограмм в рамках областных программ занятости населения. К разработке таких программ необходимо привлекать не только соответствующих специалистов областных, региональных служб занятости и органов исполнительной власти, но и специалистов региональных учебных заведений, занимающихся данной тематикой, областных объединений работодателей и профсоюзов, руководителей и специалистов заинтересованных предприятий.

Наиболее актуальными для Беларуси представляются следующие направления:

- разработка комплекса мероприятий по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий;

- разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);

- разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации предприятий города;

- разработка комплекса мер поддержки местными органами власти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства;

- разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.

Комитету по занятости населения Республики Беларусь можно предложить следующие меры для регулирования эффективной занятости:

- повысить размер пособия по безработице;

- ввести систему страхования риска безработицы;

- ввести систему профилирования безработных, особенно маргинальных слоев.

Реализация указанных мероприятий имеет смысл только при соответствующей макроэкономической среде, ориентированный на реальные рыночные преобразования в экономике и состоящей в поддержании факторов, способствующих эффективной занятости.

К числу таких факторов в Республике Беларусь можно отнести:

      трансформацию отношений собственности путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего частного бизнеса;

      равноправие всех форм собственности и условий хозяйствования для всех субъектов хозяйствования;

      облегчение правил и процедуры регистрации субъектов хозяйствования;

      участие в международном разделении и кооперации труда;

      инвестиционно-структурную и финансово-кредитную политику государства, ориентированную на обеспечение эффективной занятости.

Указанные факторы будут способствовать формированию рациональной структуры размещения и использования человеческого капитала страны, так как активизируется рыночный механизм перераспределения занятости по критерию экономической эффективности. Механизм конкуренции и банкротства предприятий будет способствовать развитию прежде всего тех форм занятости, которые обеспечат выпуск качественной и конкурентоспособной продукции и высокую доходность труда.

 

Информация о работе Рынок труда. Особенности его функционирования в Республике Беларусь