Сертификация – основа системы управления качеством продукции в ГЛХУ «Кличевский лесхоз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям предъявляет новые требования к руководителям и специалистам народного хозяйства. Рынок является связующим звеном между товаропроизводителем и товаропотребителем, поэтому главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная не только на получение прибыли для удовлетворения интересов собственника предприятия, но и для удовлетворения потребностей народонаселения. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большой потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает боле полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня и авторитета государства в мировом сообществе.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Лены П..doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

Во многих странах международные  стандарты приняты в качестве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.)

Система управления качеством продукции  отличается не только в каждом государстве, но и в фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, их спецификой и практическим опытом.

Стимулирование повышения качества продукции рассматривается с  двух точек зрения: стимулирование объекта (предприятия) и субъекта (работника). В условиях рыночной экономики стимулирование предприятия осуществляется путем роста объема продаж и прибыли фирмы, выпускающей высококачественную и конкурентоспособную продукцию. Кроме того, повышается престиж фирмы, который нужно постоянно поддерживать продуманной стратегией и менеджментом качества. На малых и средних предприятиях, однозначно можно оценить вклад каждого подразделения в успех (или убыточность) фирмы, стимулирование имеет непосредственный характер, через планирование и учет фактических доходов каждого центра ответственности. На крупных предприятиях возможно создание поощрительных фондов цеха за выпуск высококачественной продукции и возмещение ущерба смежникам за брак.

Мотивация труда работников за высокое качество продукции осуществляется по трем  направлениям: материальное, моральное и организационно-техническое стимулирование. Материальное стимулирование идет по линии повременной или сдельной формы оплаты труда, а также через специальные премиальные выплаты. Сдельная форма оплаты труда применяется там, где можно оценить количество и качество продукции работника. Если организация коллективного труда, обусловленная особенностями технологического процесса, не дает возможности выявить вклад каждого работника, тогда применяется повременная форма оплаты труда и поощрение коллектива (или возмещение ущерба). Условия стимулирования высококачественной продукции указываются в трудовом контракте работника или коллективном договоре администрации и работающих.

Моральное поощрение проявляется в разных формах: престижность работы в известной фирме, разовые персональные знаки отличия.

Организационно-техническое стимулирование реализуется через кружки качества, где работники, имеющие большой  творческий потенциал, имеют возможность осуществить свои рационализаторские предложения и изобретательские  способности. Участие в кружках качества, кроме того для отдельных работников сопровождается материальным (разовым) и моральным поощрением.

Особое значение имеет мотивация  высокоэффективного труда специалистов. Она осуществляется по тем же направлениям, что и для рабочих. Однако размеры вознаграждения должны существенно отличаться: выборы и назначение на ответственные должности, получение персональных окладов, надбавок, льгот и привилегий.

Высшей мерой поощрения инженеров, менеджеров является присуждение национальных и международных премий.

 

1.3.Сертификация  продукции. Органы сертификации  продукции

 

Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции является ее сертификация.

Сертификация – это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране- импортере продукции или услуг. Отсюда, чтобы продукция была сертифицирована, она должна соответствовать установленным требованиям, которые по мере прогресса науки и техники неуклонно повышаются. Стремление расширить рынки сбыта вынуждает предпринимателей заниматься разработкой новых, более совершенных конструкций изделий, внедрять прогрессивные технологии, оборудование, материалы, совершенствовать организацию производства и труда, т.е. осуществлять весь комплекс мер, направленных на повышение качества продукции.

Длительная оторванность наших предприятий от внешнего рынка привела к тому, что из-за незнания международных требований к качеству изделий и сертификации, отсутствия необходимых приборов и метрологического оборудования, конкурентоспособность большинства продукции постоянно снижалась. Переход на рыночные отношения, активизация внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют проведения работ по  сертификации продукции, исходя из международных требований.

В основе сертификации лежат  стандарты, соблюдение которых является обязательным условием для успешной работы любого предприятия, организации, учреждения.

В основе стандартизации – технические возможности продукции  и услуг, являющиеся результатом  достижений науки, техники и практического  опыта.

      В зависимости от круга заинтересованных сторон стандартизация может быть:

  • международной, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран;
  • региональной – для одного географического, экономического или политического района мира;
  • национальной, которая проводится на уровне одной страны, т.е. осуществляется по отраслям или секторам экономики, на местном уровне, на уровне ассоциации, объединения, фирмы, предприятия, учреждения и т. д.

Цели стандартизации вытекают из конкретных задач, обеспечивающих соответствие продукции, прогресса или услуги своему назначению. Основные технические, экономические и экологические задачи сертификации: управление многообразием (унификации), применяемость, совместимость, взаимозаменяемость, охрана здоровья, улучшение экономических показателей, обеспечение конкурентоспособности продукции.

Общепризнанным международным  органом, занимающимся вопросами стандартизации, является ИСО, в функции которого входит разработка, утверждение или  принятие стандартов, доступных широкому, кругу потребителей.

Стоимость разработки стандартов высока и участвуют в этой работе обычно крупные фирмы, которые диктуют  требования к стандартам. Разработчики стандартов предусматривают такие  показатели, которые отражают интересы тех, кто финансирует затраты, ставя других в невыгодное положение. Поэтому в практике широко практикуются двух - трехсторонние и более соглашения между изготовителями и потребителями по вопросам качества, стандартизации, а затем сертификации продукции.

Система сертификации является независимой, так как она не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Однако по своему статусу и структурам отличается в различных странах. В систему сертификации входят ассоциации изготовителей, частные или правительственные организации. Наибольшее распространение получили системы, когда сертификационным органом является национальная организация по сертификации (стандартизации).

В практике различных стран встречаются  различные системы сертификации, которые классифицируются по следующим  направлениям. В зависимости от круга участников сертификация может быть: международной, региональной, многосторонней, двухсторонней и национальной. По правовому признаку сертификация может быть обязательной и добровольной, по процедуре проведения – самосертификация, которая согласно терминологии ИСО называется «заявлением о соответствии» и сертификация третьей стороной.

Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное  воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и др.

Решение об обязательной сертификации применяет специальный правительственный  орган, который может поручить ее проведение как национальной организации  по сертификации, так и отдельным  лабораториям внутри страны или за ее пределами.

Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.

Добровольная сертификация базируется на стандартах и, в основном, уделяет внимание техническим и  эксплуатационным характеристикам  продукции, определяющим надежность, долговечность, безотказность, эргономические и экономические показатели и др., т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.

Сертификация предполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативной документацией, высокой  уровень контроля качества изделий, полную ответственность изготовителя за качество сертификации и доступность изготовителя к информации о методах испытаний в системе контроля.

Самосертификация допускается  для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Голландии и др.

Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает  участие сторонней организации, независимой от участвующих в  вопросе сторон. Сторонняя организация  оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.

Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Выданный престижным испытательным центром сертификационный знак является лучшей рекламой продукции.

Сертификация третьей стороной, в свою очередь, подразделяется на системы, основой которых являются испытания. В практике нередко встречаются смешанные системы. Однако все они предусматривают необходимость проведения тщательных испытаний.

Продукция,  прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:

-    выдается документ –  сертификат соответствия;

-    продукция маркируется  знаком соответствия;

- продукция заносится  в список изделий, разрешенных  к продаже,                                                 который имеется в сертификационных  центрах.

Сертификат выдается на единичную  мощность изделия (автоматическую линию, прокатный стан, пресс и др.); на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен наноситься под контролем Главного контролера сертификационного центра и  только на изделие из выпущенной партии или на их упаковку, или на то и другое.

В зависимости от сложности системы и объема выполняемых работ третьей стороной определяется наличие тех или иных органов и их функции. Обычно сертификация третьей стороной состоит из официального и инспектирующего органа (органа надзора)

Во главе системы стоит официальный орган, осуществляющий руководство организацией и ее функционированием. Его функциями являются: разработка порядка проведения сертификации, аттестация испытательных лабораторий для проведения сертификационных испытаний, оценка систем обеспечения качества продукции на предприятиях-изготовителях, принятие решения о допуске предприятий к системе сертификаций, выдача сертификатов, ведения перечня сертификационной продукции, рассмотрения спорных вопросов о качестве сертификационной продукции.

Важным звеном системы сертификации является испытательный орган (центр или лаборатория), который не обязательно должен находится в составе сертификационного органа.

Испытательная лаборатория, чтобы аккредитованной,  должна иметь:                   

- документ, регламентирующий организационные вопросы ее деятельности: структуру, функции подразделений, перечень выполняемых работ, порядок проведения испытаний и др.;

  • квалифицированный персонал;
  • документацию по методике измерений, систему регистрации результатов испытаний;
  • помещения, обеспечивающие необходимые условия для проведения испытаний.

Любая система аккредитации предусматривает выдачу аккредитованной  лаборатории соответствующего документа  (сертификата, аттестата) и регистрационного знака, а также осуществление  периодического контроля за деятельностью лаборатории. Надзор за функционированием системы обеспечения качества продукции на предприятии осуществляет инспектирующий орган, который по поручению сертификационного органа осуществляет контроль производства, в процессе которого выявляются условия для стабильного выпуска продукции, соответствующей стандартам. При этом контролю могут подвергнуты отдельные циклы производства, испытательные установки и системы качества.

Важным элементом в  системе сертификации является национальная организация метрологической службы, которая обеспечивает единство измерений и единообразие средств их проведения, методов определения точности, а также создание эталонов и образцовых средств измерений.

Сертификация не снимает  ответственности с изготовителя за соблюдение стандартов. Правительство многих стран приняли в последние годы законы или постановления об усилении ответственности за качество выпущенной продукции.

Сертификационный центр  несет ответственность за достоверность  и объективность испытаний, а сертификационный орган – за соблюдение принятых правил и процедур проведения сертификации.

Процедура сертификации начинается с подачи заявки в соответствующую  организацию. После предварительного определения соответствия продукции  действующей нормативно-технической документации принимается решение об удовлетворении заявки.

После детального изучения материала принимается совместный документ, определяющий права и обязанности  обеих сторон и дополнительное приложение, в котором называются технические  средства контролера, используемые при испытаниях и контроле качества продукции.

Система сертификации построена  в соответствии с действующими международными нормами и правилами ИСО и  СЕРТИКО.

Информация о работе Сертификация – основа системы управления качеством продукции в ГЛХУ «Кличевский лесхоз»