Сертификация – основа системы управления качеством продукции в ГЛХУ «Кличевский лесхоз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям предъявляет новые требования к руководителям и специалистам народного хозяйства. Рынок является связующим звеном между товаропроизводителем и товаропотребителем, поэтому главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная не только на получение прибыли для удовлетворения интересов собственника предприятия, но и для удовлетворения потребностей народонаселения. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большой потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает боле полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня и авторитета государства в мировом сообществе.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Лены П..doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

Цель программы SmartWood от Rainforest Alliance (Союза дождевых лесов) – оценка, мониторинг и признание целесообразного управления  лесохозяйством и процедур цепи поставки для лесных продуктов, признавать добросовестное ведение лесного хозяйства путем надежной независимой проверки лесохозяйственной практики. SmartWood в качестве независимой третьей стороны, аккредитованной Лесным Попечительским Советом (Forest Stewardship Council, FSC), осуществляет оценку систем лесоуправления и цепи поставки. Цепь поставки (Chain of Custody) – это целостный процесс, в ходе которого растущее в лесу дерево превращается в готовую продукцию, поступающую на рынок розничной продажи; т.е. из леса на лесопилку, затем на деревообрабатывающий комбинат и после этого на рынок сбыта. В качестве некоммерческой программы, ориентированной на сохранение леса и благополучие местного населения, SmartWood разработала модель групповой сертификации, представляющую собой средство сокращения расходов на сертификацию Лесного попечительского совета (FSC). SmartWood стремится создать эффективную модель, позволяющую небольшим землевладельцам участвовать в сертификации. Модель групповой сертификации SmartWood утверждена FSC.

Поскольку отдельная сертификация каждого небольшого землевладельца не всегда осуществима или желательна, данная модель дает доступ к сертификации группам малых землевладельцев. Модель групповой сертификации SmartWood предусмотрена для сертификации частных лесоводов-консультантов, распорядителей ресурсов, ассоциаций землевладельцев, кооперативов, земельных товариществ и прочих владельцев лесных земель или хозяйственных групп, играющих важную роль в устойчивом ведении лесного хозяйства. Данные организации обладают потенциалом улучшения лесохозяйственной практики с помощью сертификации; они могут играть ведущую роль в оказании землевладельцам помощи при улучшении окупаемости инвестиций в лесное хозяйство (например, обработка и реализация лесопродуктов).     

Модель групповой сертификации SmartWood была изначально разработана и внедрена программой SmartWood в 1995 году под названием «сертификация распорядителей ресурсов» в качестве альтернативы традиционной основанной на земельных участках или ведении лесного хозяйства сертификации предприятий, которую SmartWood предлагает с самого начала своей работы, т.е. с 1990 года. Основное различие между моделью групповой сертификации и традиционной сертификацией лесохозяйственных предприятий состоит в том, что руководитель группы не обладает законными правами (право владения, аренда) на лесные ресурсы, которыми он управляет. Он скорее является экспертом, нанятым землевладельцами для управления лесами. В рамках модели групповой сертификации программа SmartWood сертифицирует модель и философию лесного хозяйства группы, воплощение которых проверяется выборочно. Как и при других видах сертификации лесохозяйственных предприятий, руководитель группы должен выполнять все технические и процедурные требования SmartWood (в частности, в отношении ревизий). В модели групповой сертификации SmartWood используются следующие термины:

Руководитель группы – лицо, подающее ходатайство о групповой сертификации и держащее в своем распоряжении выдаваемый групповой сертификат. Руководитель группы отвечает перед SmartWood за обеспечение выполнения требований «Принципов и критериев FSC» (P&C) на лесных землях, на которые выдается сертификат. Руководитель группы должен быть юридическим лицом, но вместе с тем он может представлять собой физическое лицо, кооператив, ассоциацию собственников, лесохозяйственное предприятие, деревообрабатывающее предприятие и т.п.   

Члены группы – лесовладельцы/клиенты, отвечающие за выполнение требований, связанных с членством в группе. Члены группы не имеют индивидуальных сертификатов, но пока они выполняют  все связанные с членством требования, их лесные земли остаются сертифицированными в рамках единого сертификата лесного хозяйства, выдаваемого согласно модели групповой сертификации. Лесоматериалы с этих земель могут быть включены в сертификат цепи поставки – в таком случае они могут быть помечены логотипом FSC и проданы в качестве сертифицированных.  

Сертифицированное множество – определенное множество  членов группы или лесовладельцев, внесенное в групповой сертификат. Обычно руководитель группы-кандидата  включает в сертифицированное множество только часть общей базы лесовладельцев ввиду различных интересов лесовладельцев и/или потенциального несоблюдения FSC P&C. 

Цель полевой оценки, проводимой командой SmartWood, состоит  в проверке соблюдения предприятием-кандидатом стандартов ведения лесного хозяйства путем посещения объектов, интервью и проверки документов. Задача это часто нелегкая ввиду большого варьирования условий ведения хозяйства в рамках одной группы. Чтобы выборка объектов обеспечила максимальный охват хозяйственных переменных в разумные, но сжатые сроки, очень важно тщательно спланировать проведение оценки. В качестве исходного пункта организации групповой сертификационной оценки предлагается стратификация оцениваемых участков по:

- географическому сходству (например, тип леса); и/или,

- хозяйственному сходству (например, лесохозяйственная система, система  управления, персонал, занимающийся  различными  хозяйственными вопросами).  

В рамках каждой группы или  слоя делается выборка хозяйств для  посещения объектов (в группах, насчитывающих менее 100 членов, следует посетить, по меньшей мере 1/3 хозяйств). Каждый включенный в выборку член группы оценивается на выполнение всех требований FSC P&C. Некоторые члены, вероятно, не будут выбраны для оценки, но выбранные члены должны полностью соблюдать FSC P&C.

Контракты о сертификации заключаются  на пятилетний период. Для обновления контракта требуется проведение новой оценки и подписание нового контракта о сертификации. Сертифицированное  предприятие также должно проходить ежегодные ревизии, предоставлять в головной офис SmartWood ежегодные отчеты и своевременно оплачивать соответствующие счета, в обратном случае сертификат признается недействительным.

Использование логотипов и маркировки FSC и SmartWood, а также соответствующие публичные заявления сертифицированного предприятия должны быть рассмотрены и утверждены SmartWood перед представлением их общественности.

Если сертифицированное предприятие  намеревается производить продукцию  с частичным содержанием сертифицированного сырья, следует руководствоваться последней версией политики FSC о процентном содержании. Предприятия, изготавливающие продукцию на основе стружки и древесных волокон с менее чем 70%-ным содержанием сертифицированного сырья и/или сборную продукцию из цельной древесины с менее чем 100%-ным содержанием сертифицированного сырья, должны подготовить письменную политику закупки древесины с указанием типов и источников древесины, которые не будут закупаться.

При обнаружении факта использования  или продажи предприятием нелегальных лесных продуктов, действие выданного SmartWood сертификата прерывается или прекращается.

Ревизии с посещением сертифицированных  предприятий проводятся по крайней  мере раз в год. Целью этих ревизий  является проверка соответствия работы предприятия установленному FSC порядку управления цепью поставки, а также проверка ежегодного оборота сертифицированной продукции. SmartWood оставляет за собой право посещения предприятия в любое время, хотя обычно сообщает о таких визитах заранее и согласовывает с предприятием время проведения ревизий.

Как часть FSC-аккредитации и проверки проделанной SmartWood работы, Лесной Попечительский Совет (FSC) оставляет за собой право выборочно посещать сертифицированные SmartWood предприятия. Контракт сертификации SmartWood с сертифицированными предприятиями требует согласия данных предприятий на непредвиденные визиты ревизоров FSC с целью проверки адекватности сертификационной системы SmartWood, по извещению либо SmartWood, либо FSC.

Тип сертификации зависит  от того, какая часть закупаемого предприятием сырья сертифицирована по системе FSC.  «Эксклюзивная» компания может только закупать, производить и продавать 100% FSC сертифицированную продукцию (FSC чистую). Компания, продающая продукцию FSC смешанную, FSC переработанную и/или из контролируемой древесины, не может рассматриваться как «эксклюзивная». «Не эксклюзивная» компания продает продукцию как FSC сертифицированную, так и из не сертифицированных источников.

Предприятие должно иметь документированные  процедуры, определяющие следующее: 1) порядок отслеживания и обращения с сертифицированным материалом начиная с закупки и кончая продажей и транспортировкой конечной продукции, 2) назначаемых лиц или персонал, ответственный за систему контроля, 3) анкеты и записи о сертифицированной продукции и их назначение, 4) порядок сбора информации за закупке, производстве и продаже сертифицированной продукции, исходя из группы FSC продукции, поставщика/потребителя и месяц, 5) порядок наклеивания этикеток и использования логотипа, 6) протокол записей о связанной с сертификацией информации. Комментарий: предприятия могут обратиться за схемой системы контроля и примерами к SmartWood. 

Ответственность:

- Должен быть назначен человек,  ответственный за систему контроля  цепочки.

- Должен быть назначен человек,  ответственный за логотипы FSC и  Смартвуд, включая ответственность  за любое использование названия FSC и логотипа.

- Должен быть назначен основной  персонал и проинформирован о  его особых обязанностях в  рамках системы контроля цепочки.

 Группа продукции FSC:

- Должен быть подготовлен перечень  группы продукции FSC, который включает: 1) виды каждой группы продукции; 2) определение группы продукции  как 100% FSC сертифицированной или  основанной на процентном содержании.

- Перечень группы продукции FSC должен отвечать современным требованием и предоставляться по требованию.

Обучение:

- Необходимо определить требования  к обучению персонала.

- Необходимо провести обучение/ознакомление  персонала по обращению с сертифицированной  продукцией.

- Необходимо вести учет обучения  для подтверждения. 

Учет сертифицированной продукции:

- Предоставлять информацию для  ежегодных ревизий, включающую  сводки по закупке сертифицированного  сырья, применимым факторам перерасчета  (конверсии), продаже сертифицированной и транспортированной продукции.

- В течение как минимум пяти  лет сохранять документацию по  всей поступающей, производимой  и реализуемой сертифицированной  продукции, а также по любой  публичной информации о сертификации  в связи с маркетингом, рекламой и т.д.

При закупке и приеме сертификационной продукции предприятие должно:

-  При заказе/закупке продукции  помечать сертифицированную продукцию  отдельно.

-       Проверять наличие  действительного FSC-сертификата. 

- Проверять сертифицированный  статус, процентное содержание сертифицированного материала, объем полученной продукции, а также сертификационный код предприятия на транспортировочной документации и счете поставщика.  

- Хранить сертифицированную продукцию  в специально для этого отведенном, надежном месте.

- Помечать сертифицированную продукцию  отличительным знаком, например, отдельным  цветом, с помощью этикетки, кода  сертификации FSC или другими способами. 

- Вводить информацию о входящей  сертифицированной продукции в  систему учета.

- Не принимать и не покупать нелегальную древесину соответственно политике SmartWood по использованию нелегальной древесины.

При обработке сертификационной продукции  предприятие должно:

- Поддерживать физическое разделение  сертифицированной и несертифицированной продукции на всех стадиях обработки, используя различные линии производства или обработку разных партий продукции в разное время.

- Использовать на сертифицированной  продукции отличительные знаки  или другие способы идентификации. 

- Вести учет производства сертифицированной продукции на всех стадиях процесса.

- Вести учет для расчета переводных  коэффициентов для производимых  групп продукции.

- Если возможно, разработать и  применить систему для контроля  выполнения процедур цепочки  при использовании производственных мощностей подрядной организации, а также при подписании договора с субподрядчиком.

По требованиям  FSC по процентному  содержанию (применимо к компаниям, производящим и/или продающим продукцию  меньше чем на 100% сертифицированную FSC) предприятие должно обеспечить:

- Отслеживание сертифицированного и несертифицированного сырья в производстве продукции, основанной на процентном содержании.

- Учет сертифицированных и несертифицированных  объемов для каждой группы FSC продукции  для подтверждения.

- Взаимодействие с потребителем, полагаясь на указание процентного содержания FSC продаваемого продукта на счетах-фактурах и самом продукте.

-  Использование соответствующего  логотипа FSC для продукции с процентным  содержанием.

- Политику лесозаготовок с указанием типа и источников происхождения древесины, которая не будет закупаться согласно  Политики FSC о процентном содержании.

При продаже и транспортировке сертифицированной продукции предприятие должно:

- Складировать сертифицированную  готовую продукцию отдельно от не сертифицированной.

- Использовать на упаковке сертифицированной  продукции отличительные знаки/логотипы  и/или присвоенный компании код  сертификации FSC.

Информация о работе Сертификация – основа системы управления качеством продукции в ГЛХУ «Кличевский лесхоз»