Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:49, курсовая работа
Цель – разработка проекта управленческого решения по созданию благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе, выявление уровня выраженности психосоциальных факторов стресса у работников коммерческих и бюджетных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;
- исследовать проблемы, возникающих в социальных отношениях;
-выявить способы решения проблемы и пути совершенствования социальных отношений,
- проанализировать понятие стресса на основе основных теоретических подходов в учении о стрессе;
- дать общую характеристику видам и формам проявления стресса;
- дать определение видов профессионального стресса и характеристику основного комплекса стрессогенных факторов.
Введение……………………………………………………………………………...2
1. Социальные отношения в коллективе…………….……………………………..5
1.1 Содержание социальных отношений в трудовом коллективе……………………………………………………………………………5
1.2 Проблемы, возникающие в трудовом коллективе в плане социальных отношений…………………………………………………………………………..14
1.3 Способы совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе…………………………………………………………………………..18
2. Профессиональная деятельность и стресс……………………….…………….21
2.1 Понятие о психологическом стрессе…………………………………………21
2.2 Виды и формы проявления стресса…………………….……………………25
2.3 Общая характеристика профессионального стресса………………….…….30
2.4 Социально-психологические факторы, влияющие на развитие профессионального стресса………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Социальные отношения в коллективе…………….……………………………..5
1.1 Содержание социальных отношений
в трудовом коллективе……………………………………………………
1.2 Проблемы, возникающие в
трудовом коллективе в плане социальных
отношений………………………………………………………
1.3 Способы совершенствования
социальных отношений в трудовом коллективе……………………………………………………
2. Профессиональная деятельность и стресс……………………….…………….21
2.1 Понятие о психологическом стрессе…………………………………………21
2.2 Виды и формы проявления стресса…………………….……………………25
2.3 Общая характеристика профессионального стресса………………….…….30
2.4 Социально-психологические
факторы, влияющие на развитие профессионального
стресса………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Вопросы экономики и социологии труда тесным образом взаимосвязаны и составляют непосредственный предмет рассмотрения процессов социальных отношений трудовых коллективов.
Исторически сложилась система
общественного разделения труда. Члены
общества могут заниматься трудовой
деятельностью как
Общую картину взаимодействия
между людьми в трудовых коллективах
дополняют личные взаимоотношения.
Взаимоотношения – это система
взаимосвязей людей между собой
в различных группах. Взаимоотношения
могут быть официальными и неофициальными,
деловыми и личными. Межличностные
взаимоотношения людей связаны
с общественными отношениями
и определяются ими. Особенности
поведения человека в коллективе,
результаты его работы вызывают определенные
реакции со стороны других членов
группы, формируют у каждого из
них отношение к этому
Актуальность данной темы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.
В России в настоящее время достаточно глубоко исследуются проблемы социально-трудовых отношений, занятости, уровня жизни и доходов населения, качества жизни.
Современная профессиональная и социальная активность субъекта труда становится в условиях глобализации все более насыщенной многочисленными связями и отношениями. Современному профессиональному миру характерны высокий динамизм, интенсивность взаимодействия людей в социальной и профессиональной среде, увеличение мощности и масштабы которых создают новые для человечества стрессогенные факторы.
Трудовая деятельность многих
профессий часто проходит в условиях,
требующих усиленного расхода внутренних
резервов человека. Наиболее характерным
психическим состоянием, развивающимся
в неблагоприятных условиях жизнедеятельности,
является стресс. Длительные значительные
перегрузки без достаточных условий
полного восстановления сил, социальная,
коммуникативная депривация оказывают
наиболее неблагоприятное воздействие
на субъекта, иногда полностью дезорганизуя
его деятельность. При продолжительном
и комбинированном влиянии
Это состояние сложное по своей природе, имеет психофизиологический, личностный и социальный аспекты рассмотрения. По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое разграничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая работа на службу и обратно, не говоря уже о недостаточной оплате труда, однообразной деятельности или отсутствии карьерных перспектив. В ходе недавно проведенного опроса в 15 странах Европейского союза 56% рабочих отмечали высокие темпы работы, 60% - жесткие сроки их выполнения, 40% - ее монотонность, свыше трети опрошенных не имели возможности оказать какое-либо влияние на порядок выполнения заданий.
Цель – разработка проекта управленческого решения по созданию благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе, выявление уровня выраженности психосоциальных факторов стресса у работников коммерческих и бюджетных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить, что такое
социальные отношения в
- исследовать проблемы, возникающих в социальных отношениях;
-выявить способы решения
проблемы и пути
- проанализировать понятие стресса на основе основных теоретических подходов в учении о стрессе;
- дать общую характеристику видам и формам проявления стресса;
- дать определение видов профессионального стресса и характеристику основного комплекса стрессогенных факторов.
1. Социальные отношения в коллективе.
1.1 Содержание социальных отношений в трудовом коллективе
Коллектив – это общность
людей, в основе жизнедеятельности
которой лежит ценностно-
Трудовой коллектив является основной ячейкой общества, которая объединяет всех работников предприятия, учреждения, организации для достижения определенной конкретной цели их совместной трудовой деятельности.
Все трудовые коллективы имеют общие свойства:
- наличие общей цели, единство
интересов членов трудового
- организационная оформленность
в рамках социального
- общественно-политическая значимость деятельности;
- отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи;
- социально-психологическая общность членов коллектива;
- управляемость;
- наличие четко обозначенной
структуры взаимодействий и
Работники предприятия представляют
собой организационно оформленную
общность людей, которая образует его
социальную организацию. Такая организация
представляет собой систему социальных
групп, выполняющих специфические
производственные функции и взаимодействующих
для достижения определенной цели.
Она регулирует свой состав и взаимоотношения
между группами работников с помощью
иерархической структуры
Социальная структура трудового коллектива – это совокупность его социальных элементов и отношений между этими элементами. Основным элементом структуры трудового коллектива является социальная группа, то есть совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком (например, общей профессией, стажем работы и т.д.) и различающихся по производственным и социальным функциям.
Социальные группы могут быть реальными, которые всегда организационно оформлены, имеют четкое распределение функций, и условными, которые формируются, например, по полу, возрасту, стажу работы и т.д.
Взаимоотношения членов трудового
коллектива как высшей стадии развития
социальной группы можно структурировать
по нескольким направлениям, по мнению
Донцова А.И.: социальная структура
может быть представлена такими категориями
как рабочие (в том числе
Производственно-функциональные отношения вытекают из разделения и кооперации труда и имеют две разновидности, которые выделил Е.В.Руденский:
- отношения по горизонтали
между работниками, имеющими
- отношения по вертикали
(организационно-
Важна и социально-демографическая
структура, в которой выделяются
группы по возрасту, полу, национальности.
Для руководителя чрезвычайно важно
правильно оценить
Социально-организационная
структура формируется
В профессионально-
Знание этих характеристик позволит руководителю увидеть плюсы и минусы своей организации, коллектива, выявить его психологические особенности, а также те персонифицированные силы, которые способны повысить или, наоборот, снизить эффективность его деятельности.
В рамках социальной организации
трудового коллектива выделяют также
формальную и неформальную подсистемы
регуляции отношений. Они опираются
на две достаточно разнородные совокупности
средств и отношений с
Формальная структура организации – основа административной структуры – представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический) – отношения власти и субординации. Формальная организация может быть описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного подразделения в формальной организации определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В первом случае эта позиция называется функцией, в другом – статусом. Например, позиция начальника отдела труда и заработной платы воплощает в себе два эти состояния: функциональная принадлежность – ОТиЗ, статус – начальник отдела.
Цель формальной организации
– сделать управление людьми эффективным,
а поведение их контролируемым и
предсказуемым. Поэтому в фундаменте
такой организации лежит
Информация о работе Социальные отношения в трудовом коллективе