Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:49, курсовая работа
Цель – разработка проекта управленческого решения по созданию благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе, выявление уровня выраженности психосоциальных факторов стресса у работников коммерческих и бюджетных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;
- исследовать проблемы, возникающих в социальных отношениях;
-выявить способы решения проблемы и пути совершенствования социальных отношений,
- проанализировать понятие стресса на основе основных теоретических подходов в учении о стрессе;
- дать общую характеристику видам и формам проявления стресса;
- дать определение видов профессионального стресса и характеристику основного комплекса стрессогенных факторов.
Введение……………………………………………………………………………...2
1. Социальные отношения в коллективе…………….……………………………..5
1.1 Содержание социальных отношений в трудовом коллективе……………………………………………………………………………5
1.2 Проблемы, возникающие в трудовом коллективе в плане социальных отношений…………………………………………………………………………..14
1.3 Способы совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе…………………………………………………………………………..18
2. Профессиональная деятельность и стресс……………………….…………….21
2.1 Понятие о психологическом стрессе…………………………………………21
2.2 Виды и формы проявления стресса…………………….……………………25
2.3 Общая характеристика профессионального стресса………………….…….30
2.4 Социально-психологические факторы, влияющие на развитие профессионального стресса………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40
Можно заключить, что формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива.
Другим важным механизмом
сплочения коллектива является психологическая
совместимость его членов. Наличие
даже двух несовместимых людей (особенно
в малых коллективах) серьезно сказывается
на атмосфере в самом коллективе.
Особенно пагубны последствия, если
несовместимыми окажутся формальный и
неформальный лидеры или непосредственно
связанные должностными обязанностями
руководители (например, бригадир —
начальник цеха). В этих условиях
лихорадить будет весь коллектив. Поэтому
хотя бы кое-что знать о
Особенность психологической совместимости состоит в том, что контакты между людьми опосредованы их действиями и поступками, мнениями и оценками. Несовместимость порождает неприязнь, антипатию, конфликты, а это отрицательно сказывается на совместной деятельности. Можно дать следующее определение понятию совместимости.
Психологическая совместимость
— это социально-
Если эффект совместимости чаще всего возникает в личных отношениях между членами коллектива, то эффект сработанности является результатом деловых отношений, связанных с производственной деятельностью.
Сработанность — показатель
согласованности
1.3 Способы
совершенствования социальных
Совершенствование условий формирования СПК означает выработку и практическую реализацию комплекса технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению факторов, имеющих неблагоприятную оценку. Причем оценки могут быть дифференцированы по подразделениям, категориям работающих, а также степени неблагоприятности.
Деятельность по улучшению условий формирования СПК может осуществляться по нескольким направлениям в зависимости от отрицательно влияющих факторов:
1. Улучшение условий труда.
При исследовании условий
2. Совершенствование организации
и стимулирования труда.
- совершенствование форм разделения и кооперации труда;
- улучшение, организации и обслуживания рабочих мест;
- совершенствование
- рационализация режимов труда и отдыха.
По этому направлению нет четко определенных норм как в случае совершенствования условий труда. Здесь требуется углубленная исследовательская работа с использованием специальных методик.
Сложным и противоречивым
в своем влиянии на СПК является
действующая система
Первоначальными условиями социально-психологически благоприятного восприятия системы стимулирования работников являются:
- понятность механизма связи усилий и вознаграждения;
- учет социально-
3. Совершенствование социально-
Необходимо соблюдение положения о достаточном
разнообразии социально-демографических
характеристик и положения о социально-демографических
ограничениях на совместимость и срабатываемость
участников трудового процесса. Так, в
смешанных по полу коллективах выше культура
общения; сочетание различных возрастных
и образовательно-
4. Совершенствование
Важно учитывать в практической работе по совершенствованию СПК стиль руководства. Любая работа по совершенствованию стиля руководства предполагает наличие его оценки, дифференцированной по подразделениям. Очевидно, что стиль руководства должен определяться уровнем развития коллектива и изначально существующими в нем отношениями, традициями, ценностями, нормами.
Таким образом, регулирование СПК имеет специфику в соответствии с уровнем формирования и проявления климата. На уровне организации в целом наибольшую отдачу дают материально-вещественные факторы (условия, организация, стимулирование труда), в малой группе - те факторы, которые связаны с социально-психологическим настроем, межличностными взаимодействиями. На личностном уровне главное условие благоприятного СПК - формирование устойчивой трудовой мотивации.
Самым важным для руководителя в конфликтных ситуациях является их профилактика. Не разрешение, а именно профилактика, т. е. предупреждение развития самих конфликтных ситуаций. Однако, если конфликт налицо, следует принимать деятельное участие в разрешении конфликта, применяя для этого те или иные пути (примирение сторон, путь компромисса, разрешение споров на деловой основе и т. п.)
Под эффективностью работы коллектива понимается успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.
2. Профессиональная деятельность и стресс.
2.1 Понятие о психологическом стрессе
В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния.
Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено Гансом Селье.
Можно сказать, что предложенная
им концепция была революционной
для науки середины ХХ века. В
то время среди биологов, врачей
господствовало мнение, что реакция
живого организма на факторы среды
носит сугубо специфический характер
и задача ученых состоит в том,
чтобы обнаруживать и фиксировать
именно отличия реакций на разнообразные
воздействия внешнего мира. Г. Селье
пошел другим путем и начал
искать общие закономерности биологических
реакций, в результате чего обнаружил
единый, неспецифический компонент
биохимических изменений в
До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же "антистессорные" гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.
Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.
Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:
Стадию тревоги;
Стадию резистенсности (адаптации);
Стадию истощения.
На первой стадии организм
сталкивается с неким возмущающим
фактором среды и старается
На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.
Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего, процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью и даже смертью индивида.
Согласно теории Г. Селье, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны – глюкокортикоиды, которые и выполняют адаптивную функцию. Как отмечает Ю.В. Щербатых, Селье не отрицал роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался и соответственно нервной системе в его концепции отведено незначительное место.
В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезные – эустресс и вредоносный – дистресс. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.
Так, по мнению В.В. Суворовой, стресс – это "функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов".
Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как "общую адаптацию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза".
В учебной литературе, стресс определяется как "напряжение, которое возникает при проявлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации".
Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он "тонизирует" работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того, чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий. К таким условиям относятся:
положительный эмоциональный фон;
опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;
одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;
наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.
В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его поврежденную форму – дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера:
недостаток нужной информации;
Информация о работе Социальные отношения в трудовом коллективе