Социальные отношения в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:49, курсовая работа

Описание

Цель – разработка проекта управленческого решения по созданию благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе, выявление уровня выраженности психосоциальных факторов стресса у работников коммерческих и бюджетных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;
- исследовать проблемы, возникающих в социальных отношениях;
-выявить способы решения проблемы и пути совершенствования социальных отношений,
- проанализировать понятие стресса на основе основных теоретических подходов в учении о стрессе;
- дать общую характеристику видам и формам проявления стресса;
- дать определение видов профессионального стресса и характеристику основного комплекса стрессогенных факторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Социальные отношения в коллективе…………….……………………………..5
1.1 Содержание социальных отношений в трудовом коллективе……………………………………………………………………………5
1.2 Проблемы, возникающие в трудовом коллективе в плане социальных отношений…………………………………………………………………………..14
1.3 Способы совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе…………………………………………………………………………..18
2. Профессиональная деятельность и стресс……………………….…………….21
2.1 Понятие о психологическом стрессе…………………………………………21
2.2 Виды и формы проявления стресса…………………….……………………25
2.3 Общая характеристика профессионального стресса………………….…….30
2.4 Социально-психологические факторы, влияющие на развитие профессионального стресса………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

Распечатать.docx

— 65.70 Кб (Скачать документ)

Можно заключить, что формирование положительного морально-психологического климата является одним из механизмов сплочения коллектива.

Другим важным механизмом сплочения коллектива является психологическая  совместимость его членов. Наличие  даже двух несовместимых людей (особенно в малых коллективах) серьезно сказывается  на атмосфере в самом коллективе. Особенно пагубны последствия, если несовместимыми окажутся формальный и  неформальный лидеры или непосредственно  связанные должностными обязанностями  руководители (например, бригадир —  начальник цеха). В этих условиях лихорадить будет весь коллектив. Поэтому  хотя бы кое-что знать о психологической  совместимости необходимо всем, кто  работает с людьми, формирует трудовой коллектив.

Особенность психологической  совместимости состоит в том, что контакты между людьми опосредованы их действиями и поступками, мнениями и оценками. Несовместимость порождает  неприязнь, антипатию, конфликты, а  это отрицательно сказывается на совместной деятельности. Можно дать следующее определение понятию  совместимости.

Психологическая совместимость  — это социально-психологическая  характеристика группы, проявляющаяся  в способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения  в различных видах совместной деятельности.

Если эффект совместимости  чаще всего возникает в личных отношениях между членами коллектива, то эффект сработанности является результатом  деловых отношений, связанных с  производственной деятельностью.

Сработанность — показатель согласованности межиндивидуального взаимодействия в условиях конкретной совместной деятельности. Сработанность  характеризуется высокой продуктивностью  совместной работы индивидов. Таким  образом, основа сработанности —  успешность и выгодность именно совместной деятельности, когда между ее участниками  возникает согласованность действий. Для нормального функционирования коллектива очень важна сработанность  на уровне «руководитель — заместитель».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Способы  совершенствования социальных отношений  в трудовом коллективе.

         Совершенствование условий формирования СПК означает выработку и практическую реализацию комплекса технических, экономических и организационно обеспеченных мер по планомерному изменению факторов, имеющих неблагоприятную оценку. Причем оценки могут быть дифференцированы по подразделениям, категориям работающих, а также степени неблагоприятности.

         Деятельность по улучшению условий формирования СПК может осуществляться по нескольким направлениям в зависимости от отрицательно влияющих факторов:

1. Улучшение условий труда.  При исследовании условий труда  необходим их пофакторный анализ  применительно к конкретному  рабочему месту. Это важно,  так как условия труда не  только формируют отношение к  нему, но и объективно обусловливают  конечный результат.

2. Совершенствование организации  и стимулирования труда. Совершенствование  организации труда осуществляется  по следующим направлениям:

- совершенствование форм  разделения и кооперации труда;

- улучшение, организации  и обслуживания рабочих мест;

- совершенствование нормирования  труда, подготовка и повышение  квалификации работников;

- рационализация режимов  труда и отдыха.

           По этому направлению нет четко определенных норм как в случае совершенствования условий труда. Здесь требуется углубленная исследовательская работа с использованием специальных методик.

Сложным и противоречивым в своем влиянии на СПК является действующая система стимулирования. Материальные и моральные стимулы  являются стержневым моментом в формировании социально-психологического статуса  человека в коллективе. Кроме индивидуальных особенностей личности на восприятие стимулов влияют групповое мнение, условия труда и быта, традиции, нормы и ценности.

            Первоначальными условиями социально-психологически благоприятного восприятия системы стимулирования работников являются:

- понятность механизма  связи усилий и вознаграждения;

- учет социально-демографических,  личностных, индивидуальных особенностей  работников и характеристик первичного  коллектива (нормы, ценности, традиции).

3. Совершенствование социально-демографических  характеристик коллектива.           Социально-психологическая структура коллектива непосредственным образом влияет на процесс формирования СПК, так как выражает сущностную сторону личностных черт работника. Совершенствование структуры коллектива необходимо связывать с его производственными целями, кадровым потенциалом, общими условиями деятельности.

          Необходимо соблюдение положения о достаточном разнообразии социально-демографических характеристик и положения о социально-демографических ограничениях на совместимость и срабатываемость участников трудового процесса. Так, в смешанных по полу коллективах выше культура общения; сочетание различных возрастных и образовательно-квалификационных групп создает лучшие предпосылки для сокращения сроков адаптации; молодежные коллективы более мобильны к освоению новой техники.

4. Совершенствование взаимоотношений  и стиля управления. Взаимоотношения  в коллективе - важнейший индикатор,  указывающий на состояние СПК  в коллективе. Часто о взаимоотношениях  судят по степени конфликтности  на определенном отрезке времени.  При этом нежелательны не сами  по себе конфликты, без них  не может быть жизненного процесса. Главное, чтобы в результате  их разрешения уходило все  старое, мешающее развитию коллективов  и росту людей как личностей.

            Важно учитывать в практической работе по совершенствованию СПК стиль руководства. Любая работа по совершенствованию стиля руководства предполагает наличие его оценки, дифференцированной по подразделениям. Очевидно, что стиль руководства должен определяться уровнем развития коллектива и изначально существующими в нем отношениями, традициями, ценностями, нормами.

           Таким образом, регулирование СПК имеет специфику в соответствии с уровнем формирования и проявления климата. На уровне организации в целом наибольшую отдачу дают материально-вещественные факторы (условия, организация, стимулирование труда), в малой группе - те факторы, которые связаны с социально-психологическим настроем, межличностными взаимодействиями. На личностном уровне главное условие благоприятного СПК - формирование устойчивой трудовой мотивации.

            Самым важным для руководителя в конфликтных ситуациях является их профилактика. Не разрешение, а именно профилактика, т. е. предупреждение развития самих конфликтных ситуаций. Однако, если конфликт налицо, следует принимать деятельное участие в разрешении конфликта, применяя для этого те или иные пути (примирение сторон, путь компромисса, разрешение споров на деловой основе и т. п.)

             Под эффективностью работы коллектива понимается успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.

 

 

 

 

2.  Профессиональная  деятельность и стресс.

2.1  Понятие  о психологическом стрессе

В последние десятилетия  стресс является актуальным предметом  исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Являясь одновременно самостоятельным  физиологическим, психическим и  социальным явлением, стресс по своей  сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния.

Под стрессом понимают неспецифический  ответ организма на предъявляемые  ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено Гансом Селье.

Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной  для науки середины ХХ века. В  то время среди биологов, врачей господствовало мнение, что реакция  живого организма на факторы среды  носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать  именно отличия реакций на разнообразные  воздействия внешнего мира. Г. Селье  пошел другим путем и начал  искать общие закономерности биологических  реакций, в результате чего обнаружил  единый, неспецифический компонент  биохимических изменений в организме  человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал: "Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, знающий, что  минутное ослабление внимания – это  сотни погибших, спортсмен, безумно  жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно погибает от рака, - все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине" .

До появления работ  этого автора считалось, что реакция  организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось  доказать, что во всех этих случаях  кора надпочечников выделяет одни и те же "антистессорные" гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.

Феномен неспецифической  реакции организма в ответ  на разнообразные повреждающие воздействия  он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.

Этот неспецифический  синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил  три стадии этого процесса:

Стадию тревоги;

Стадию резистенсности (адаптации);

Стадию истощения.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим  фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в  результате чего, процесс принимает  патологический характер и может  завершиться болезнью и даже смертью  индивида.

Согласно теории Г. Селье, на всех стадиях этого процесса ведущая  роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны – глюкокортикоиды, которые  и выполняют адаптивную функцию. Как отмечает Ю.В. Щербатых, Селье  не отрицал роли высших отделов центральной  нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался и  соответственно нервной системе  в его концепции отведено незначительное место.

В рамках теории Г. Селье  к стрессу относятся реакции  организма на любые достаточно сильные  воздействия среды, если они запускают  ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время  сам основатель учения о неспецифическом  адаптивном синдроме выделял две  его формы: стресс полезные – эустресс и вредоносный – дистресс. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Так, по мнению В.В. Суворовой, стресс – это "функциональное состояние  организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия  на его психические функции, нервные  процессы или деятельность периферических органов".

Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который  рассматривал стресс как "общую адаптацию  организма, развивающуюся в ответ  на угрозу нарушения гомеостаза".

В учебной литературе, стресс определяется как "напряжение, которое  возникает при проявлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации".

Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может  быть и полезным, и в этом случае он "тонизирует" работу организма  и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для  того, чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий. К таким условиям относятся:

положительный эмоциональный  фон;

опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

одобрение действий индивидуума  со стороны социальной среды;

наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит  в его поврежденную форму –  дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так  и субъективного характера:

недостаток нужной информации;

Информация о работе Социальные отношения в трудовом коллективе