Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:49, курсовая работа
Цель – разработка проекта управленческого решения по созданию благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе, выявление уровня выраженности психосоциальных факторов стресса у работников коммерческих и бюджетных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;
- исследовать проблемы, возникающих в социальных отношениях;
-выявить способы решения проблемы и пути совершенствования социальных отношений,
- проанализировать понятие стресса на основе основных теоретических подходов в учении о стрессе;
- дать общую характеристику видам и формам проявления стресса;
- дать определение видов профессионального стресса и характеристику основного комплекса стрессогенных факторов.
Введение……………………………………………………………………………...2
1. Социальные отношения в коллективе…………….……………………………..5
1.1 Содержание социальных отношений в трудовом коллективе……………………………………………………………………………5
1.2 Проблемы, возникающие в трудовом коллективе в плане социальных отношений…………………………………………………………………………..14
1.3 Способы совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе…………………………………………………………………………..18
2. Профессиональная деятельность и стресс……………………….…………….21
2.1 Понятие о психологическом стрессе…………………………………………21
2.2 Виды и формы проявления стресса…………………….……………………25
2.3 Общая характеристика профессионального стресса………………….…….30
2.4 Социально-психологические факторы, влияющие на развитие профессионального стресса………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40
Поэтому, отмечает Е.В. Руденский,
отличие от формальной, неформальная
структура взаимоотношений
Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена рядом факторов:
- невозможность
- неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;
- необходимость отработки
новых стандартов поведения,
- невозможность сведения
отношений между людьми только
к деловым задачам при всем
многообразии неделовых
Последнее условие является
основанием для деления неформальной
организации на два блока: неформальную
организацию, связанную с трудовой
деятельностью и так называемую
социально-психологическую
Роль социально-
Коллектив как социально-психологическая характеристика социальных отношений.
Трудовой коллектив
1. Совпадение ценностных
ориентаций коллектива с
2. Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности.
3. Доброжелательное отношение к «новичкам».
4. Преобладание оптимистического настроения.
5. Удовлетворенность работой и коллективом.
6. Хорошая трудовая и производственная дисциплина.
7. Предрасположенность к общению в нерабочее время.
8. Свободное обсуждение
вопросов, связанных с трудовой
деятельностью и жизнью
Они же выделяют следующие
социально-психологические
Направленность изучается с точки зрения ее движущих сил и подразделяется на внешнюю (например, на цели деятельности) и внутреннюю (коллективная и эгоистическая).
Организованность – важнейшая
характеристика организации. Это ее
способность сохранять
Организованность
а) с количественной стороны
(полнота согласованности
б) с качественной стороны
(совершенствование
Эмпирические показатели организованности коллектива следующие:
- стремление к сохранению группы (коллектива) как целого;
- наличие авторитетного и компетентного руководства.
- единство мнений об организаторах;
- субординационная
- способность к согласованным действиям;
- инициативность и
- стремление к сотрудничеству и др.
Психологическое единство (сплоченность) – это общность межличностных отношений, единство восприятия внешних и внутренних воздействий, положительный характер эмоциональных установок, отсутствие эгоцентрических устремлений, «пригнанность» всех членов группы друг к другу.
В зависимости от уровня сплочённости выделяют следующие типы коллективов:
1) сплоченный (консолидированный)
коллектив. Он характеризуется
относительно стабильным
2) расчлененный (слабосплоченный)
коллектив состоит из ряда
социально-психологических
3) разобщенный (конфликтный)
коллектив характеризуется
По своей направленности сплоченность может быть:
а) положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи трудовой деятельности;
б) отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих задачам организационного развития.
Различают следующие стадии
сплочения трудового
1. Ориентационная – это
этап становления. Эта стадия
характеризуется тем, что
2. Взаимоадаптационная стадия
– представляет собой
На этой стадии создается актив, выделяются добросовестные исполнители, организаторы и дезорганизаторы, складывается группа пассива.
3. Стадия консолидации, сплочения.
Это этап зрелости коллектива.
Группы формируются по
Особую значимость все указанные выше параметры имеют в современных условиях, когда необходимо формирование компетентного рыночного мышления.
Результативность деятельности трудового коллектива во многом определяется состоянием его социально-психологического климата.
Социально-психологический
климат – это целостное социально-
Р.Л. Кричевский выделяет социально-психологический климат:
а) благоприятный, характеризующийся
взаимным доверием, уважением, информированностью
по значимым вопросам, взаимовыручкой
и взаимной ответственностью. При
благоприятном климате у
б) неблагоприятный, характеризующийся неуважительным отношением коллег друг к другу, черствостью, повышенным уровнем конфликтности в коллективе.
в) неустойчивый, для которого характерна периодичность возникновения конфликтов.
Социально-психологический
климат зависит от многих факторов
и, прежде всего, от стиля и методов
руководства. Поэтому руководитель,
владея основами социально-психологических
знаний должен эффективно воздействовать
на социально-психологические, а через
них на организационные и
1.2 Проблемы, возникающие в трудовом коллективе в плане социальных отношений
Английские специалисты по управлению М.Вудкок и Д.Френсис выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллективов, которые были указаны в работе Д.П.Кайдалова:
1. Непригодность руководителя.
Руководство – это, видимо, самый
важный фактор, определяющий качество
работы коллектива. Организаторские
способности имеются далеко не
у каждого. Установлено, что
такая одаренность встречается
в несколько десятков раз реже,
чем музыкальные или
2. Неквалифицированные
3. Ненормальный микроклимат.
Коллектив составляют люди с
разными ценностями и
4. Нечеткость целей. Если
нет ясного видения общей цели,
то отдельные члены коллектива
не смогут внести свой вклад
в общее дело. Изучение экономических
гигантов США и Японии
5. Неудовлетворительные
результаты работы. Бывает, что хороший
микроклимат, высокая
6. Неэффективность методов подготовки и принятия решений.
7. Закрытость и конфронтация.
Когда в коллективе нет
8. «Неразвитые сотрудники».
При прочих равных условиях
наибольшими возможностями
9. Низкие творческие способности
коллектива. Эффективный коллектив
имеет способность
10. Неконструктивные отношения
с другими коллективами. Оппозиция
по отношению к другим
Руководитель обязан налаживать
связи, изыскивать возможности для
совместного решения проблем, добиваться
личного взаимопонимания и
Учет названных типичных сложностей в организации эффективной деятельности коллектива способен помочь руководителю в выполнении функциональных обязанностей.
Признаки благоприятного морально-психологического климата:
- активное участие всех
членов коллектива в
- высокая продуктивность коллективной работы;
- развитые межличностные
отношения, межличностные
- положительная установка коллектива на нововведения.
В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе.
Информация о работе Социальные отношения в трудовом коллективе