Социальные отношения в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:49, курсовая работа

Описание

Цель – разработка проекта управленческого решения по созданию благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе, выявление уровня выраженности психосоциальных факторов стресса у работников коммерческих и бюджетных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;
- исследовать проблемы, возникающих в социальных отношениях;
-выявить способы решения проблемы и пути совершенствования социальных отношений,
- проанализировать понятие стресса на основе основных теоретических подходов в учении о стрессе;
- дать общую характеристику видам и формам проявления стресса;
- дать определение видов профессионального стресса и характеристику основного комплекса стрессогенных факторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Социальные отношения в коллективе…………….……………………………..5
1.1 Содержание социальных отношений в трудовом коллективе……………………………………………………………………………5
1.2 Проблемы, возникающие в трудовом коллективе в плане социальных отношений…………………………………………………………………………..14
1.3 Способы совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе…………………………………………………………………………..18
2. Профессиональная деятельность и стресс……………………….…………….21
2.1 Понятие о психологическом стрессе…………………………………………21
2.2 Виды и формы проявления стресса…………………….……………………25
2.3 Общая характеристика профессионального стресса………………….…….30
2.4 Социально-психологические факторы, влияющие на развитие профессионального стресса………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

Распечатать.docx

— 65.70 Кб (Скачать документ)

Поэтому, отмечает Е.В. Руденский, отличие от формальной, неформальная структура взаимоотношений строится на принципах саморегуляции и  самоорганизации. Неформальная структура  не является жестко структурированной. Вектор ее направленности меняется. При  этом ее направленность может как  усиливать и дополнять внешний  организационный импульс, так и  противостоять ему. Строится она  на основе личностных особенностей членов группы, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жестко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию  устойчивой, напротив, преобладают  групповые нормы, а спонтанное взаимодействие людей придает гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается на жесткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии функциональных должностных позиций, то в неформальной подобная структура носит ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создается отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а неформальная – отношениями между живыми людьми в процессе их совместной деятельности.

Необходимость в неформальной организации как элементе социальной организации обусловлена рядом  факторов:

- невозможность стандартизировать  всю совокупность отношений, возникающих  на производстве по поводу  трудовой деятельности;

- неизбежность возникновения  в организации непредвиденных  ситуаций, требующих нестандартных  решений;

- необходимость отработки  новых стандартов поведения, которые  первоначально возникают именно  в неформальной организации и  лишь затем переносятся в формальную;

- невозможность сведения  отношений между людьми только  к деловым задачам при всем  многообразии неделовых отношений.

Последнее условие является основанием для деления неформальной организации на два блока: неформальную организацию, связанную с трудовой деятельностью и так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую внепроизводственные  связи людей.

Роль социально-психологической  организации состоит в поддержке  социальной целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании  у работников высокой самооценки и самоуважения. Социально-психологическая  организация проявляет себя главным  образом на уровне контактных коллективов, малых групп и опирается на спонтанно формирующиеся здесь  межличностные нормы, ценности, механизмы  сплоченности и лидерства, на выработанные группой санкции за отклоняющееся  поведение.

Коллектив как социально-психологическая  характеристика социальных отношений.

Трудовой коллектив характеризуется  определенным набором социально-психологических  признаков:

1. Совпадение ценностных  ориентаций коллектива с ценностными  ориентациями общества.

2. Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности.

3. Доброжелательное отношение  к «новичкам».

4. Преобладание оптимистического  настроения.

5. Удовлетворенность работой  и коллективом.

6. Хорошая трудовая и  производственная дисциплина.

7. Предрасположенность к  общению в нерабочее время.

8. Свободное обсуждение  вопросов, связанных с трудовой  деятельностью и жизнью коллектива, доброжелательная критика.

Они же выделяют следующие  социально-психологические параметры  развития трудового коллектива, влияющие на эффективность деятельности: направленность, организованность, психологическое  единство.

Направленность изучается  с точки зрения ее движущих сил  и подразделяется на внешнюю (например, на цели деятельности) и внутреннюю (коллективная и эгоистическая).

Организованность – важнейшая  характеристика организации. Это ее способность сохранять устойчивость структуры при обогащении и динамичности функций. Она проявляется в объеме и скорости реакций данной организации  на изменение внешней и внутренней среды, в способности коллектива сочетать разнообразие мнений и форм поведения ее участников с единством  действия, направленного на достижение единой цели.

Организованность характеризует  трудовой коллектив:

а) с количественной стороны (полнота согласованности изменений  и действий);

б) с качественной стороны (совершенствование организационных  отношений, обогащение форм активности участников коллектива).

Эмпирические показатели организованности коллектива следующие:

- стремление к сохранению  группы (коллектива) как целого;

- наличие авторитетного  и компетентного руководства.

- единство мнений об  организаторах;

- субординационная совместимость;

- способность к согласованным  действиям;

- инициативность и самостоятельность  членов группы;

- стремление к сотрудничеству  и др.

Психологическое единство (сплоченность) – это общность межличностных  отношений, единство восприятия внешних  и внутренних воздействий, положительный  характер эмоциональных установок, отсутствие эгоцентрических устремлений, «пригнанность» всех членов группы друг к другу.

В зависимости от уровня сплочённости выделяют следующие типы коллективов:

1) сплоченный (консолидированный)  коллектив. Он характеризуется  относительно стабильным составом  работников, отношением дружбы и  взаимного уважения, высокой дисциплиной  и трудовой отдачей;

2) расчлененный (слабосплоченный)  коллектив состоит из ряда  социально-психологических групп,  имеющих своих лидеров. Трудовые  показатели, активность и дисциплина  этих групп различна;

3) разобщенный (конфликтный)  коллектив характеризуется отсутствием  личных дружеских контактов, официальными  связями его членов, высоким уровнем  текучести кадров, низкой трудовой  активностью.

По своей направленности сплоченность может быть:

а) положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи трудовой деятельности;

б) отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих задачам организационного развития.

Различают следующие стадии сплочения трудового коллектива:

1. Ориентационная – это  этап становления. Эта стадия  характеризуется тем, что простое  объединение людей преобразовывается  в группу с общими целями  и задачами, идейной направленностью.  Каждый член коллектива ориентируется  в новом для него коллективе  путем целенаправленной ориентации  и самоориентации.

2. Взаимоадаптационная стадия  – представляет собой формирование  единых установок поведения членов  коллектива при целенаправленном, воспитательном воздействии руководителя  или путем самоадаптации (подражание  и идентификация).

На этой стадии создается  актив, выделяются добросовестные исполнители, организаторы и дезорганизаторы, складывается группа пассива.

3. Стадия консолидации, сплочения.  Это этап зрелости коллектива. Группы формируются по интересам.  Большинство работников воспринимает  коллективные задачи как личные, возникает сотрудничество, единство  работников.

Особую значимость все  указанные выше параметры имеют  в современных условиях, когда  необходимо формирование компетентного  рыночного мышления.

Результативность деятельности трудового коллектива во многом определяется состоянием его социально-психологического климата.

Социально-психологический  климат – это целостное социально-психологическое  состояние коллектива, относительно устойчивый и типичный для него настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности (характер, условия, организация  труда) и характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нем.

Р.Л. Кричевский выделяет социально-психологический  климат:

а) благоприятный, характеризующийся  взаимным доверием, уважением, информированностью по значимым вопросам, взаимовыручкой и взаимной ответственностью. При  благоприятном климате у человека достаточно развита потребность  в труде на общем благо.

б) неблагоприятный, характеризующийся  неуважительным отношением коллег друг к другу, черствостью, повышенным уровнем  конфликтности в коллективе.

в) неустойчивый, для которого характерна периодичность возникновения  конфликтов.

Социально-психологический  климат зависит от многих факторов и, прежде всего, от стиля и методов  руководства. Поэтому руководитель, владея основами социально-психологических  знаний должен эффективно воздействовать на социально-психологические, а через  них на организационные и экономические  процессы, протекающие в коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Проблемы, возникающие  в трудовом коллективе в плане  социальных отношений

Английские специалисты  по управлению М.Вудкок и Д.Френсис  выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллективов, которые были указаны  в работе Д.П.Кайдалова:

1. Непригодность руководителя. Руководство – это, видимо, самый  важный фактор, определяющий качество  работы коллектива. Организаторские  способности имеются далеко не  у каждого. Установлено, что  такая одаренность встречается  в несколько десятков раз реже, чем музыкальные или математические  способности.

2. Неквалифицированные сотрудники. Эффективный коллектив должен  представлять собой сбалансированное  объединение людей, где каждый  качественно исполняет свою роль  и все решают общую задачу.

3. Ненормальный микроклимат.  Коллектив составляют люди с  разными ценностями и пристрастиями.  Объединяют их не только общие  цели, но и эмоции. Преданность  коллективу – один из признаков  нормального климата в коллективе. Высокая степень взаимной поддержки  также естественное состояние  эффективно работающего коллектива. Недоверие, подозрительность друг  к другу разъедают коллектив.

4. Нечеткость целей. Если  нет ясного видения общей цели, то отдельные члены коллектива  не смогут внести свой вклад  в общее дело. Изучение экономических  гигантов США и Японии показало, что их успех во многом обусловлен  наличием делового кредо, то  есть совокупности основных целей  и задач. Эти цели конкретно  формулируются для трудовых коллективов  нижестоящих подразделений в  виде принципов деятельности, правил  или даже лозунгов, а затем  постоянно и умело доводятся  до сознания и чувств всех  работающих.

5. Неудовлетворительные  результаты работы. Бывает, что хороший  микроклимат, высокая компетентность  сотрудников не дают хороших  результатов. Неудачи, как правило,  оказывают демотивирующее воздействие  на членов коллектива. Задача руководителя в таком случае – поддержать высокий моральный дух сотрудников, предложить соответствующие стимулы для активизации работы подчиненных.

6. Неэффективность методов  подготовки и принятия решений.

7. Закрытость и конфронтация. Когда в коллективе нет свободы  суждений, в нем возникает нездоровый  климат. Члены коллектива должны  иметь возможность высказывать  свое мнение друг о друге,  обсуждать все разногласия. В  эффективно работающих коллективах  не избегают деликатных и неприятных  вопросов, а обсуждают их честно  и прямо, не боясь столкновения  взглядов и конфликтов.

8. «Неразвитые сотрудники».  При прочих равных условиях  наибольшими возможностями обладает  коллектив с высоким уровнем  индивидуальных способностей его  членов. «Развитые сотрудники» энергичны,  умеют совладать со своими  эмоциями, готовы открыто обсуждать  свою позицию, могут изменить  свою точку зрения только под  воздействием аргументов, хорошо  излагают свое мнение.

9. Низкие творческие способности  коллектива. Эффективный коллектив  имеет способность генерировать  творческие идеи и осуществлять  их.

10. Неконструктивные отношения  с другими коллективами. Оппозиция  по отношению к другим подразделениям  организации чаще всего снижает  эффективность деятельности.

Руководитель обязан налаживать связи, изыскивать возможности для  совместного решения проблем, добиваться личного взаимопонимания и налаживания  сотрудничества.

Учет названных типичных сложностей в организации эффективной  деятельности коллектива способен помочь руководителю в выполнении функциональных обязанностей.

Признаки благоприятного морально-психологического климата:

- активное участие всех  членов коллектива в управлении, которое может принять форму  самоуправления;

- высокая продуктивность  коллективной работы;

- развитые межличностные  отношения, межличностные контакты  в трудовом коллективе предприятия;

- положительная установка  коллектива на нововведения.

В эпоху научно-технической  революции, бурного развития техники  и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе.

Информация о работе Социальные отношения в трудовом коллективе