Социальные отношения в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:49, курсовая работа

Описание

Цель – разработка проекта управленческого решения по созданию благоприятных социальных отношений в трудовом коллективе, выявление уровня выраженности психосоциальных факторов стресса у работников коммерческих и бюджетных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить, что такое социальные отношения в трудовом коллективе;
- исследовать проблемы, возникающих в социальных отношениях;
-выявить способы решения проблемы и пути совершенствования социальных отношений,
- проанализировать понятие стресса на основе основных теоретических подходов в учении о стрессе;
- дать общую характеристику видам и формам проявления стресса;
- дать определение видов профессионального стресса и характеристику основного комплекса стрессогенных факторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Социальные отношения в коллективе…………….……………………………..5
1.1 Содержание социальных отношений в трудовом коллективе……………………………………………………………………………5
1.2 Проблемы, возникающие в трудовом коллективе в плане социальных отношений…………………………………………………………………………..14
1.3 Способы совершенствования социальных отношений в трудовом коллективе…………………………………………………………………………..18
2. Профессиональная деятельность и стресс……………………….…………….21
2.1 Понятие о психологическом стрессе…………………………………………21
2.2 Виды и формы проявления стресса…………………….……………………25
2.3 Общая характеристика профессионального стресса………………….…….30
2.4 Социально-психологические факторы, влияющие на развитие профессионального стресса………………………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………….38
Список литературы…………………………………………………………………40

Работа состоит из  1 файл

Распечатать.docx

— 65.70 Кб (Скачать документ)

негативный прогноз ситуации;

чувство беспомощности перед  возникшей проблемой;

чрезмерная сила стресса, превышающая адапционные возможности  организма;

большая продолжительность  стрессорного воздействия, приводящая к истощению адапционного ресурса.

Г. Селье писал: "Вопреки  расхожему мнению мы не должны, да и  не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и  наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни. Пока же мы вынуждены признать, что субъективные тревожные переживания и сопутствующие им вегетативные реакции во время осуществления профессиональной деятельности соответствуют классическому описанию дистресса. В наши дни из-за быстро меняющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, роста конкурентности проблемы управления производственными стрессами становятся все более актуальными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Виды и  формы проявления стресса

Многоаспектность явления  стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить  разработку целой типологии его  проявлений. В настоящее время  принято разделять стресс на два  основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек  является социальным существом и  в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая  сфера, то чаще всего именно психический  стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Некоторые авторы разделяют  факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому  и психический стресс они условно  делят на два вида: информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает  в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется  с задачей переработки поступающей  информации и не успевает принимать  правильные решения в требуемом  темпе, особенно при высокой ответственности  за последствия принятых решений.

Возникновение эмоционального стресса большинство авторов  связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализированный .

При эмоциональном стрессе  отмечаются определенные изменения  в психической сфере, в том  числе изменения протекания психических  процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация  мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Следует подчеркнуть, что  деление психического стресса на информационный и эмоциональный  весьма условно. Данная классификация  исходит из основных характеристик  факторов, вызывающих стресс. На практике же очень редко удается разделить  информационные и эмоциональные  стрессоры и определить какие  из стрессоров являются ведущими. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации. Очень часто в ситуации ошибочной оценки ситуации у человека возникает чувство обиды или гнева. В свою очередь, так называемый информационный стресс, всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако, возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации. В большинстве работ психологический и эмоциональный стресс отождествляются.

Психологический стресс может  проявляться в изменениях различных  функциональных систем организма, а  интенсивность нарушений может  варьировать от небольшого изменения  эмоционального настроения до таких  серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда.

Существует несколько  способов классификации стрессорных  реакций, но для психологов наиболее эффективным является на разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические  проявления стресса.

Нарушения поведенческих  реакций могут проявляться в  следующем.

1. Нарушение психомоторики  (избыточное напряжение мышц (особенно  часто лица и "воротниковой" зоны; дрожание рук; изменение  ритма дыхания; уменьшение скорости  сенсомоторной реакции; дрожание  голоса и нарушение речевых  функций и т.д.).

Изменение образа жизни (изменение  режима дня; нарушение сна).

Профессиональные изменения (снижение производительности труда; повышении  утомляемости; ухудшении согласованности  движений, их точность, соразмерность  требуемых усилий).

Нарушение социально-ролевых  функций. Это выражается в уменьшении времени, которое уделяется на общение  с близкими и друзьями, повышении  конфликтности, снижении сензитивности  во время общения, появление различных  признаков антисоциального поведения; потере внимания к своему внешнему виду.

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые  свойства интеллекта, как память и  внимание.

Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено  тем, что в коре больших полушарий  головного мозга человека формируется  стрессорная доминанта, вокруг которой  формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного  внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

Несколько меньше страдает функция памяти. Тем не мене, постоянная загруженность сознания обсуждением  причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной  памяти, а измененный при стрессе  гормональный фон вносит нарушения  в процесс воспроизведения необходимой информации.

Интеллектуальным признаком  стресса является также нарушение  логики мышления, спутанное мышление, трудность принятия решений, частые сбои в вычислениях, снижение творческого  потенциала.

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека – пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной.

При стрессе фиксируются  следующие объективные изменения:

повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

повышение артериального  давления, нарушения в работе желудочно-кишечного  тракта;

снижение электрического сопротивления кожи и т.д.

В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов, описывая состояния кратковременного стресса, отмечают резкое учащение и  нарушение ритмичности пульса и  дыхания, обильный пот, резкие изменения  диаметра зрачка, вазомоторные реакции  на лице, резкое учащение перистальтики и т.д.

Все эти объективные изменения  находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего  стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:

боли в сердце и других органах;

затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;

неприятные ощущения в  области пищеварительных органов  и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и систем, с  одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводит к комплексным  физиологическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменениям массы  тела и др. При этом, многие исследователи  подтверждают, что психосоматические  проявления стресса больше выражены у лиц, которые отмечали у себя стеснительность, робость, пессимизм, застенчивость, страх перед будущим, навязчивые мысли о возможных  неприятностях. Данные черты характерны для интровертов, лиц с повышенной сензитивностью и слабым типом высшей нервной деятельности.

Эмоциональные проявления стресса  затрагивают различные стороны  психики. В первую очередь это  касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистический оттенок. При  длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению  с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо  затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного  настроения у человека, испытывающего  стресс, отмечаются более сильные  эмоциональные вспышки, чаще всего  – негативного характера. Это  могут быть эмоциональные реакции  раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся  кратковременный стресс может приводить  к изменению всего характера  человека, в котором появляются новые  черты или усиливаются уже  имеющиеся: интроверсия, склонность к  самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные  изменения выходят за пределы  психологической нормы и приобретают  черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных  неврозов. Отрицательные эмоциональные  состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, агрессивность) одновременно являются и следствием и предпосылками  развития стрессов.

Таким образом, психологический  стресс можно охарактеризовать, как  состояние организма, возникающее  в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция  оказывается недостаточной.

Бесспорным является то, что возникновение и течение  стресса в первую очередь зависит  от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение  активности. При стрессе их деятельность долгое время продолжает расти (так  называемый "стресс льва". У других людей наоборот, отмечается снижение активности, а эффективность их деятельности быстро падает (стресс "кролика"). При этом стресс-факторы могут  быть как психосоциальными, так и  физическими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Общая характеристика  профессионального стресса

Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются  требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. Специалисты в области стресса считают, что длительный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов, даже если их интенсивность невелика, переносится человеком значительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры.

Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека. Развитие стресс-реакций  возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено  не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием. В литературе отмечается, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее.

Причиной сильного нервного перенапряжения могут служить условия  труда: плохое освещение и вентиляция, тесное помещение и др. К факторам прямо или косвенно способствующим профессиональным стрессам, можно также  отнести отсутствие информации и  отсутствие времени. Эти факторы  являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение.

По данным Американского  национального института охраны труда, первые места в списке профессий, наиболее часто вызывающих стресс, занимают такие профессии как  учителя старших классов, полицейские  и шахтеры, а так же и такие "обычные" профессии как секретари, разнорабочие, офис-менеджеры и ряд  других. Конечно, в последней профессиональной группе работа не столь опасна как  у шахтеров и не столь ответственна как у диспетчеров транспортных средств, однако они лишены свободы  в принятии решений, получают маленькую зарплату, а профессиональный статус их профессий весьма низок.

Существует много классификаций  профессионального стресса, которые  отличаются различной степенью детализации, однако, по мнению Ю.В. Щербатых, любой  производственный стресс является эмоциональным, не зависимо от того, вызван ли он страхом  совершить ошибку, стресс от несовпадения темпов общения работников, режима трудовой деятельности или внеорганизационные факторы (проблемы семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе, корпоративной культуры предприятия, ограничение индивидуальной свободы  и т.д.) Все факторы, вызывающие производственный стресс, по мнению автора, можно условно  разделить на объективные (мало зависящие  от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит  от самого человека).

К первой группе относятся  вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и  чрезвычайные (форсмажорные) обстоятельства. При этом, следует отметить, что  некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных  факторов, связанных с особенностями  производства. Это пыль на цементном  заводе, швейных производствах; ядовитые испарения в химических производствах; высокий уровень шума в ткацких  цехах; жара в литейном производстве и т.д.

В некоторых видах деятельности эти вредные факторы действуют  комбинированно. Так, например, шахтеры  работают в условиях замкнутого пространства, угольной пыли и высоких температур и психологическом ожидании возможной  аварии (взрыв метана, обвал горной породы). Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем  может осложниться стрессом психологическим. Например, после Чернобыльской катастрофы у многих "ликвидаторов" на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая  к серьезному стрессу.

Информация о работе Социальные отношения в трудовом коллективе