Совершенствование инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является разработка и оценка инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод» для повышения эффективности инновационной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть основные понятия и сущность инновации;
2. охарактеризовать инновационную деятельность и инновационный процесс;
3. раскрыть понятие инновационной стратегии как неотъемлемой части инновационной политики промышленного предприятия;
4. дать общую характеристику инновационной деятельности ОАО «Волгоградский керамический завод»;
5. изучить инновационную стратегию предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………….……..…6
1.1. Основные понятия и сущность инноваций на промышленных предприятиях.……………………………………………………………...….…6
1.2. Характеристика инновационной деятельности и инновационного процесса…………………………………………………………………..………10
1.3. Инновационная стратегия как неотъемлемая часть инновационной политики………………………………………………………………….………14
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………..………18
2.1. Общая характеристика ОАО «Волгоградский керамический завод»…...18
2.2. Анализ и оценка организации инновационной деятельности предприятия……………………………………………………………………...22
2.3. Анализ инновационной стратегии предприятия………………………….27
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………………..29
3.1. Зарубежный опыт формирования инновационной политики……………29
3.2. Совершенствование организационной структуры управления инновационной деятельности в ОАО «Волгоградский керамический завод»……………………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

Инновационная политика курсовая200312.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………….……..…6

1.1. Основные понятия и сущность  инноваций на промышленных предприятиях.……………………………………………………………...….…6

1.2. Характеристика инновационной  деятельности и инновационного  процесса…………………………………………………………………..………10

1.3. Инновационная стратегия как неотъемлемая часть инновационной политики………………………………………………………………….………14

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………..………18

2.1. Общая характеристика ОАО «Волгоградский керамический завод»…...18

2.2. Анализ и оценка организации инновационной деятельности предприятия……………………………………………………………………...22

2.3. Анализ инновационной стратегии предприятия………………………….27

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………………..29

3.1. Зарубежный опыт формирования инновационной политики……………29

3.2. Совершенствование организационной структуры управления инновационной деятельности в ОАО «Волгоградский керамический завод»……………………………………………………………………………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению, как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.

Кризис инновационной сферы  промышленности, помимо объективных  причин, связанных с реформированием  экономики, обусловлен также отсутствием целенаправленной работы по повышению эффективности промышленного производства в целом и инновационной деятельности, как его важнейшей составляющей, в частности. В этой связи необходимо отметить особое значение своевременного формирования и планомерного использования рациональных методов организации инновационной деятельности с целью повышения ее эффективности.

Только последние год - два страна переживает бум новаторства. На смену  одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Актуальность темы работы заключается  в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной политики. Только те предприятия, которые как минимум не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут выжить в современных условиях.

Целью данной работы является разработка и оценка инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод» для повышения эффективности  инновационной деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. раскрыть основные понятия и сущность инновации;

2. охарактеризовать инновационную деятельность и инновационный процесс;

3. раскрыть понятие инновационной стратегии как неотъемлемой части инновационной политики промышленного предприятия;

4. дать общую характеристику инновационной деятельности ОАО «Волгоградский керамический завод»;

5. изучить инновационную стратегию предприятия;

6. предложить мероприятия по совершенствованию инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод».

Объектом исследования является инновационная деятельность ОАО «Волгоградский керамический завод».

Предметом исследования является инновационная политика предприятия, возникающая в процессе инновационной деятельности этого предприятия.

В структуру данной работы входят введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы данной работы, определяются цели, задачи и предмет исследования.

В первой главе рассматриваются  теоретические основы инновационной  политики промышленного предприятия, формулируются понятия и определения, рассматривается инновационная стратегия как неотъемлемая часть инновационной политики.

Во второй главе дается характеристика ОАО «Волгоградский керамический завод», проводится анализ его инновационной  деятельности, анализируется инновационная стратегия данного предприятия.

В третьей главе представлены рекомендации совершенствования инновационной  политики ОАО «Волгоградский керамический завод».

В заключении делаются выводы о проделанной  работе.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, материалы научно-практических конференций, материалы периодической печати, соответствующие нормативно-правовые документы. Список использованной литературы содержит 39 источников.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Основные понятия и сущность инноваций на промышленных предприятиях

 

Термин «инновация» введен в  научный оборот австрийским ученым Йозефом Алоизом Шумпетером в первом десятилетии XXв. В своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й.А. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых изменений в развитии (вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса [38, стр.43].

Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии [38, стр.43]:

1. Использование новой техники,  технологических процессов, или  нового рыночного обеспечения  производства;

2. Внедрение продукции с новыми  свойствами;

3. Использование нового сырья;

4. Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

5. Появление новых рынков сбыта.

Итак, инновация (нововведение) – это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; нового подхода к социальным услугам [22].

Инновации присущи три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие какого-либо свойства отрицательно сказывается на инновациях.

Применительно к промышленным предприятиям, инновацию (от англ. Innovation – нововведение) следует понимать как разработку, внедрение в производство, вывод на рынок нового или улучшенного продукта (услуги) либо нового, более эффективного способа их получения [14, стр.43].

Инновация как экономическая категория  отражает наиболее общие свойства, признаки, связи, отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях.  Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации с целью повышения конкурентоспособности предприятий. Из анализа инноваций следует, что инновации выполняют функции социально – экономического характера. Инновация (как экономическая категория) выполняет такие две функции: воспроизводственную и стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация – это важный источник финансирования расширенного воспроизводства.  Выручка от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и так же мерой эффективности инновационного процесса. Предпринимательская прибыль может быть направлена на расширение объема производственно-торговой, инновационной, инвестиционной и финансовой деятельности. Это значит, что получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляют содержание воспроизводственной функции инновации. Стимулирующая функция также реализуется через получение предпринимателем прибыли от реализации инноваций. Именно это служит стимулом для предпринимателя к новым инновациям, заставляет его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию, маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами [22].

Инновацию также можно рассматривать как социальную категорию [31, стр.23].

И первая функция инноваций как  социальной категории заключается  в том, что практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства.

 Вторая функция инноваций  – это повышение качества произведенных продуктов, что ведет к росту уровня производства и потребления и это способствует улучшению качества жизни.

Третья функция инновация состоит  в том, что они, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя  потребление, способствуют поддержанию пропорций между спросом и предложением так как между производством  и потреблением.

И, наконец, четвертая функция заключается  в том, что в ходе разработки и  в процессе использования инноваций  идет процесс развития человека –  реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на  продуктовые и процессные [24].

Продуктовая инновация охватывает внедрение новых или усовершенствованных  продуктов. Соответственно, продуктовые  инновации делятся на два вида – базисную и улучшающую.

Процессная инновация – это  освоение новых форм и методов организации производства при выпуске новой продукции [18, cтр.20]. Выпуск новой продукции можно организовать и на основе уже имеющихся технологий, оборудования, энергетических ресурсов и традиционных методов организации производства и управления. Процессная инновация подразделяется на три вида – технология труда, организация, управление. Также важно отметить, что между продуктовой и процессной инновациями существует тесная прямая и обратная связь. Очевидно, что создание принципиально нового и улучшенного продукта требует реализации инновационных процессов в технологии, организации труда и в управлении.

По типу новизны для рынка  инновации делятся на: новые для  отрасли в мире, новые для отрасли  в стране и новые для данного  предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии) можно выделить:

  1. Инновации на входе предприятия – изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и т.д.
  2. Инновации на выходе предприятия  - изделия, услуги, технологии, информация и т.д.
  3. Инновации системной структуры предприятия – управленческой, производственной, технологической.

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  1. Радикальные (базовые);
  2. Улучшающие;
  3. Модификационные (частные).

Достаточно полную классификацию инноваций предложил российский ученый А.И. Пригожин [21].

По распространенности инновации классифицируют на: единичные, диффузные.

По месту в производственном цикле инновации бывают: сырьевые, обеспечивающие (связывающие), продуктовые.

По преемственности инновации  делятся на: замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.

По охвату ожидаемой доли рынка  бывают: локальные инновации, системные инновации, стратегические инновации.

По инновационному потенциалу и  степени новизны, инновации классифицируют на: радикальные, комбинаторные, совершенствующие.

Четвертое и пятое направления  классификации, учитывающие масштаб  и новизну инноваций, интенсивность  инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и  качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений [21].

Таким образом, инновация (нововведение) – это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; нового подхода к социальным услугам. Применительно к промышленным предприятиям, инновацию (от англ. Innovation – нововведение) следует понимать как разработку, внедрение в производство, вывод на рынок нового или улучшенного продукта (услуги) либо нового, более эффективного способа их получения.

 

1.2. Характеристика инновационной  деятельности и инновационного процесса

 

Инновационная деятельность – процесс, который направлен на реализацию результатов законченных научных  исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в  новый или усовершенствованный  продукт; реализуемый на рынке в  новый или усовершенствованный технологический процесс, который используется в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [1].

Существует несколько видов  инновационной деятельности [34, стр.25]. К основным из них относятся следующие:

  1. Выполнение научно – исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции (технологического процесса) предназначенных для практического применения;
  2. Технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска новой или улучшенной продукции, внедрения нового или улучшенного технологического процесса;
  3. Осуществление испытаний новой или усовершенствованной продукции (технологического процесса);
  4. Выпуск новой или улучшенной продукции, применение нового или улучшенного технологического процесса до достижения окупаемости затрат;
  5. Деятельность по продвижению на рынки новой продукции;
  6. Создание и развитие инновационной инфраструктуры;
  7. Подготовка, переподготовка или повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;
  8. Передача либо приобретение прав на объекты промышленной собственности или конфиденциальную научно–техническую информацию;
  9. Экспертиза, консультационные, юридические, информационные и другие услуги по созданию и практическому применению новой или улучшенной продукции (технологического процесса);
  10. Организация финансирования инновационной деятельности.

Информация о работе Совершенствование инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод»