Совершенствование инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является разработка и оценка инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод» для повышения эффективности инновационной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть основные понятия и сущность инновации;
2. охарактеризовать инновационную деятельность и инновационный процесс;
3. раскрыть понятие инновационной стратегии как неотъемлемой части инновационной политики промышленного предприятия;
4. дать общую характеристику инновационной деятельности ОАО «Волгоградский керамический завод»;
5. изучить инновационную стратегию предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………….……..…6
1.1. Основные понятия и сущность инноваций на промышленных предприятиях.……………………………………………………………...….…6
1.2. Характеристика инновационной деятельности и инновационного процесса…………………………………………………………………..………10
1.3. Инновационная стратегия как неотъемлемая часть инновационной политики………………………………………………………………….………14
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………..………18
2.1. Общая характеристика ОАО «Волгоградский керамический завод»…...18
2.2. Анализ и оценка организации инновационной деятельности предприятия……………………………………………………………………...22
2.3. Анализ инновационной стратегии предприятия………………………….27
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………………..29
3.1. Зарубежный опыт формирования инновационной политики……………29
3.2. Совершенствование организационной структуры управления инновационной деятельности в ОАО «Волгоградский керамический завод»……………………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

Инновационная политика курсовая200312.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

«Премьера» – декоративные элементы с деликатным изображением ирисов на зеркально-чёрном фоне составляют непрерывную поверхность, струящуюся, словно дорогая ткань.

«Париж» – это название получила серия керамической плитки, на декоративных элементах которой изображены основные достопримечательности столицы Франции: Собор Парижской Богоматери, ажурная Эйфелева башня, маленькие кафе Монмартра.

«Бистро» – в коллекции традиционно присутствует плитка малого формата 9,9х9,9 («Бистро»,»Прованс», «Ницца», «Бриз»). Отдельные плитки, чтобы облегчить процесс укладки, скрепляются специальным клеевым составом в полотно 30х40 см. Интересна серия «Бистро», декоры которой отсылают к богатой авангардистской традиции в европейской живописи, «цитируя» и обобщая узнаваемые мотивы Ван Гога, Сезанна и Пикассо. Яркие мини-натюрморты с посудой и кухонной утварью лаконично смотрятся на гладком фоне базовой плитки.

«Бриз» – в этой серии синяя глянцевая плитка контрастирует с белой. Это традиционно «морское» сочетание цветов замечательно своей прохладной свежестью, ощущением чистоты и безбрежного простора. На декоративных элементах серии вольный морской ветер наполняет паруса фрегатов и бригантин. Особенностью серии «Бриз" являются закруглённые края плиток, что отлично дополняется объемным бордюром.

Керамический гранит

Коллекция «Французский стиль» включает новые серии керамического гранита. Несколько серий выполнены в новых актуальных крупных  форматах: 40х80 («Елисейские поля», «Каре», «Пуатье») и 20х80 («Марсель»).

Керамогранит зарекомендовал себя как прочный, долговечный материал с очень натуральным, экологичным  видом и «духом».

Сейчас, когда идея сочетания природы и техно стала популярной, керамогранит находит всё больше почитателей. Сегодня керамический гранит используют в интерьерах не только в зоне коридора и кухни, но и в спальне, ванной, гостиной. Керамогранит может использоваться для декорации камина, мангала, лоджии, веранды.

C каждым годом, с каждой новой  коллекцией расширяется коллекция  керамического гранита, выпускаемого, под своей маркой и предлагает  своим покупателям новые идеи  для своих интерьеров: «Берег»  ласкает шуршанием волн, «Рубикон» превращает дом в крепость, придают торжественность «Ракушки», настраивает на философский лад «Сад камней».

Технология SALI SOLUBILI (итал. «растворимые соли») — инновационная итальянская  технология, позволяющая производить  полированный керамический гранит с рисунком. Обеспечивает более насыщенные цвета, рисунок приобретает большую выразительность,  поверхность — элегантный блеск. 

ЛАППАТИРОВАНИЕ — технология поверхностной  шлифовки (итал.lappato — притертый). Технология позволяет добиться эффекта полуполированной поверхности. В отличие от обычного полирования с поверхности керамического гранита снимается меньший слой. Для этого используются специальные шлифовальные камни. Поверхность лаппатированного керамического гранита легче очищается от загрязнений.

САТИНИРОВАНИЕ — технология лощения (итал.satinatura — лощение, придание лоска). Разновидность полирования. Выполняется  специальными щетками с алмазными  ворсинками, что позволяет добиться эффекта матовой, лощеной, слегка "состаренной" поверхности. Гладкая поверхность керамического гранита легко очищается от загрязнений. 

DRY PRESS — Технология сухого декорирования  (от англ.dry press). Рисунок наносится  на плитку сухими окрашенными  порошками перед прессованием. Технология  позволяет декорировать структуру любой глубины и сложности. Благодаря этому методу повышаются эксплуатационные качества керамического гранита, что позволяет поставить декорированный керамический гранит в один ряд с высокотехнологичной продукцией.

Продукция ОАО «ВКЗ» соответствует трем признакам инновации – научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость. Следовательно, можно утверждать, что эта продукция является инновационной.

Таким образом, объектами инвестиционной деятельности в ОАО «ВКЗ» являются вновь созданные и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Инвестиционная политика ОАО «ВКЗ» осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными программами.

 

2.3 Анализ инновационной  стратегии на предприятии

 

При решении проблем организации  и управления инновационной деятельности, формирования инновационной политики на предприятии, на первый план выходит необходимость поиска, оценки и выбора важнейших направлений действия или развития. Эти вопросы все дальше актуализируются в результате стремления современных предприятий к внедрению экономически эффективных инноваций, которые достигаются, прежде всего, обоснованным выбором пути улучшения инновационной привлекательности предприятия.

Перед ОАО «ВКЗ» главным образом, стоит проблема расширения существующих рынков и проникновения на новые рынки сбыта, обеспечения безубыточной реализации товаров. Для этого предприятие избрало инновационную стратегию развития. Для эффективности инновационной стратегии необходимы в первую очередь финансовые средства (инвестиции). Инвестиции в основной капитал по предприятию ОАО «ВКЗ» отражены в таблице 3.

Таблица 3

Инвестиции  в основной капитал по предприятию  ОАО «ВКЗ» за 2010 год

Наименование показателей

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение 2010 г. от 2009 г.

Инвестиции в основной капитал:

млн.руб.

756

793

1400

607

Средства республиканского бюджета

млн.руб.

700

700

700

 

Средства местных бюджетов

млн.руб.

352

352

352

 

Собственные средства организаций

млн.руб.

388

402

682

280

Амортизационные отчисления

млн.руб.

388

402

682

280

Средства инновационного фонда

млн.руб.

35

39

18

-21


Источник: составлено автором  на основе предоставленных документов.

Так, инвестиции в основной капитал  в 2010 году выросли на 607 млн. руб. по сравнению с 2009 годом. Что конечно является положительной динамикой, но цифра достаточно малая для столь крупного предприятия. Инвестиции выросли в основном за счёт средств республиканского бюджета на 700 млн. руб. За счёт собственных средств инвестиции выросли на 280 млн. руб., что на 100% составляют амортизационные отчисления. Также необходимо отметить снижение средств, инвестированных в основной капитал, из инновационного фонда на 21 млн. руб. по сравнению с 2009 годом.

Инновационная стратегия предприятия  ОАО «ВКЗ» в первую очередь направлена на создание конкурентных преимуществ в области цен, так как новые технологии способны снизить цены за счёт повышения производительности труда, снижения материальных и организационных затрат.

В итоге можно сделать вывод, что внедрение «ноу-хау» на предприятии ОАО «ВКЗ» из-за недостатка денежных средств ещё недостаточно для высокотехнологичного производства, но уже сегодня данный фактор составляет 20% в общей сумме факторов, влияющих на снижение себестоимости товарной продукции. В силу специфики производства и по данным расчётам можно утверждать, что предприятие ОАО «ВКЗ» использует инновационную стратегию развития.

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «Волгоградский керамический завод»

3.1. Зарубежный опыт  формирования инновационной политики  предприятия

 

Инновационные политики США и Японии взаимодействуют с середины XIX в., когда корабль командора Пери впервые вошел в Токийский залив в 1853 г. Японцы стали свидетелями технологической мощи передового по тем временам флота и стратегических результатов капиталовложений правительства в технологию. Понимая необходимость развития собственной технологической базы, Япония организовала мониторинг технологий по всему миру, поиск процессов и изделий, которые она могла бы импортировать и использовать. Уже тогда это стало главным направлением и содержанием ее инновационной политики, и оно оставалось таковым до первой половины XX в. включительно. США продолжали вкладывать деньги в военные технологии, особенно в развитие авиации и техники связи; кроме того, правительство помогало университетам развивать исследовательский потенциал, содействующий прогрессу сельского хозяйства и промышленности. Япония сохраняла слабую систему защиты интеллектуальной собственности, что ей, как импортеру чужих технологий, было выгодно. Правительство играло активную роль в создании промышленной инфраструктуры, сильная и квалифицированная бюрократическая элита координировала и поддерживала усилия частного сектора в том же направлении. В интересах индустриализации страны и адаптации зарубежных технологий были созданы система национальных университетов и ряд частных элитных высших учебных заведений (Кейо, Васеда и др.) по образцу подобию зарубежных.

Технологические возможности Японии впервые были замечены "на экране американского радара", когда  в конце 1950-х годов электронная  промышленность Японии наладила производство транзисторов и широко использовала их в бытовой технике. В определенной степени успех японцев в этой области связан с американским антитрестовским законодательством. Предлагавшиеся Японией микросхемы по всем параметрам (техническим и экономическим) оказались лучше американских, причем изготавливались они на японском оборудовании, которое тоже превосходило американские аналоги. Полагая, что ключом к успеху послужила инновационная политика Японии, предусматривающая кооперацию правительства и частных корпораций в рамках совместных программ, Конгресс США ответил на это целой серией законов. Они были приняты в 80-е годы и ставили американские фирмы в равные условия с японскими компаниями.

Соответственно инновационная  политика США изменилась, и в середине 90-х годов Японии тоже пришлось внести ряд коррективов в свою политику. Что изменилось? Япония значительно увеличила национальные расходы на инновационные разработки, реформировала свои университеты и национальные лаборатории, приняла ряд мер по укреплению кооперации между научными учреждениями и промышленностью, резко усилила охрану прав интеллектуальной собственности. Главной причиной этих перемен стало понимание японскими лидерами того факта, что в качестве локомотива экономического роста необходимо усилить инновационный потенциал, учитывая, что период, когда Япония догоняла ведущие страны мира, завершился. Эта точка зрения была признана всеми партиями, доказательством чего является единогласная поддержка в парламенте так называемого "Базового закона о науке и технологии" в 1995 г. Важно, что акцент на инновации был сделан в период, когда японская экономика почти десятилетие находилась в состоянии стагнации.

Модель инновационной системы, сформированная США, отчетливо повлияла на японскую политику в этой области. В Японии признано, что мощный потенциал фундаментальной науки в американских университетах, поддержанный солидной финансовой помощью государства, тесное сотрудничество между университетами и промышленностью, жесткая защита прав интеллектуальной собственности были основными факторами, обеспечившими подъем американской экономики после трудностей начала 80-х годов XX в. Японцы убеждены в том, что щедрая, государственная поддержка университетских фундаментальных инновационных разработок в сочетании с острой конкуренцией в этой области позволили исследовательским университетам Америки непрерывно совершать научные открытия, удерживать лидерство в глобальной науке привлекать лучшие мировые таланты и накапливать ноу-хау и человеческий капитал в самых передовых областях технологии. Тесное взаимодействие университетов с промышленностью привело к созданию таких новых отраслей, как биотехнология и информационная технология. Закон Бея - Доула, позволивший университетам получать патенты на изобретения, сделанные на государственные субсидии, сыграл в этом большую роль, подталкивая университетскую профессуру к передаче технологий в промышленность. Что же касается прав на интеллектуальную собственность, то она, по мнению японских специалистов, стимулировала приток частного капитала в рискованные, но наиболее прогрессивные области инновационных разработок.

Второе крупное направление  преобразований - поощрение и организация  кооперации секторов и отдельных  субъектов научно-технического, потенциала. Кооперация университетов, частных фирм и правительства имела место в Японии с давних пор.

Третье главное направление  реформ - укрепление прав интеллектуальной собственности (снова повторение опыта  США). Хотя такие права существовали в Японии уже давно (первый патентный закон был принят в 1885 г.), они были недостаточно строги и очень плохо соблюдались. В 90-е годы в ходе и после переговоров с США о создании ВТО (1994-1995) Япония значительно ужесточила их.

 

3.2. Совершенствование организационной структуры управления инновационной деятельностью на ОАО «Волгоградский керамический завод»

 

Для внедрения инновационных мероприятий  в ОАО «ВКЗ» необходимо в первую очередь создать такие организационные условия, которые позволили бы решать все вопросы, связанные с прохождением проекта новой техники.

Эффективная деятельность предприятия  во многом зависит от четко налаженной организационной структуры. Раньше в ОАО «ВКЗ» действовало специальное конструкторское бюро. Но в данный момент работа по подготовке новых видов продукции координирует главный инженер через заместителя главного инженера. С целью централизации работ по подготовке новых видов продукции предлагается: 1.ввести отдел инновационного развития, который подчинялся бы непосредственно главному инженеру, 2. регламентировать полномочия структурных подразделений, 3.усилить взаимосвязи между отделами промышленного предприятия.

Предлагаемая модель организационной  структуры позволит оперативно решать вопросы по инновационно-технологической  документации, изготовлению и испытанию опытных образцов и оснащенности производства при запуске новых видов продукции. Предлагаемая организационная структура также снимает большое количество обязанностей, возложенных на главного инженера.

Организационная структура имеет  матричную основу. При матричной структуре управления отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого рабочего за общий успех. При матричной структуре управления руководитель работает с непосредственно не подчинёнными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано в конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и когда будет выполнять ту или иную работу.

На вновь созданный отдел  инновационного развития, как связующего элемента матричной структуры, будут возложены полномочия по координации усилий линейных подразделений по обеспечению стратегического технического развития предприятия и обеспечению внедрения стратегии инновационного развития предприятия.

Информация о работе Совершенствование инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод»