Совершенствование инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является разработка и оценка инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод» для повышения эффективности инновационной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть основные понятия и сущность инновации;
2. охарактеризовать инновационную деятельность и инновационный процесс;
3. раскрыть понятие инновационной стратегии как неотъемлемой части инновационной политики промышленного предприятия;
4. дать общую характеристику инновационной деятельности ОАО «Волгоградский керамический завод»;
5. изучить инновационную стратегию предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………….……..…6
1.1. Основные понятия и сущность инноваций на промышленных предприятиях.……………………………………………………………...….…6
1.2. Характеристика инновационной деятельности и инновационного процесса…………………………………………………………………..………10
1.3. Инновационная стратегия как неотъемлемая часть инновационной политики………………………………………………………………….………14
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………..………18
2.1. Общая характеристика ОАО «Волгоградский керамический завод»…...18
2.2. Анализ и оценка организации инновационной деятельности предприятия……………………………………………………………………...22
2.3. Анализ инновационной стратегии предприятия………………………….27
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………………..29
3.1. Зарубежный опыт формирования инновационной политики……………29
3.2. Совершенствование организационной структуры управления инновационной деятельности в ОАО «Волгоградский керамический завод»……………………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

Инновационная политика курсовая200312.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

Организационная структура  ОАО «ВКЗ» представлена в Приложении 1. Управление ОАО «ВКЗ» осуществляется в соответствии с Уставом. Высшим органом управления ОАО «ВКЗ» является Общее собрание акционеров. Общее собрание акционеров состоит из акционеров или лиц, уполномоченных на то доверенностью, выданной им акционерами общества. Исполнительный директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, заключает договора, издает приказы по предприятию, открывает в банках счета предприятия и выполняет целый ряд других функций.

В непосредственном подчинении директора предприятия находятся 4 заместителя: по производству, по общим вопросам, по экономике, по кадрам. Также в непосредственном подчинении у исполнительного директора находятся главный инженер и основные цеха предприятия.

Основные показатели деятельности предприятия ОАО «ВКЗ» показаны в таблице 1.

Таблица 1

Показатели деятельности предприятия за 2008-2010 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение 

2010 г. от 2008 г.

2010 г. от 2009 г.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг , млн.руб.

45631

53446

54552

8921

1106

Налоги, включаемые в  выручку от реализации товаров, работ, услуг, млн.руб.

8147

9391

9955

1808

564

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без налогов  с выручки), млн.руб.

37484

44055

44597

7113

542

Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг, млн.руб.

35321

41718

42282

6961

564

Расходы на реализацию, млн.руб.

153

146

143

-10

-3

Прибыль (убыток) от реализации, млн.руб.

2010

2191

2172

162

-19


Таблица 1. Продолжение

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение 

2010 г. от 2008 г.

2010 г. от 2009 г.

Общая прибыль предприятия  за отчётный период, млн.руб.

1527

2645

2544

1017

-101

Рентабельность продаж, %

5,4

5,0

5,1

-0,3

0,1

Рентабельность продукции, %

5,7

5,3

5,2

-0,5

-0,1


Источник: составлено автором  на основе предоставленных документов.

 

Анализируя таблицу 1 можно говорить о том, что выручка от реализации продукции за 2010 год по сравнению с 2008 годом выросла на 8921 млн. руб. В то же время себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг выросла на 1808 млн. руб. Прибыль от реализации выросла на 7113 млн. руб. Прибыль за 2010 год составила 2544 млн. руб. Показатели эффективности работы предприятия по основному виду деятельности – рентабельность продаж и рентабельность продукции снизились в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 0,3% и 0,5% соответственно, что не может являться благоприятной тенденцией в развитии предприятия, не смотря на рост выручки и прибыли от продаж, так как рентабельность продаж и так является очень низкой и её снижение свидетельствует о росте издержек на производство продукции.

Основными причинами высокой доли затрат на производство продукции в  реализованной продукции, а значит и малой доли прибыли, а значит не возможности увеличения затрат на реализацию с целью сохранения конкурентоспособной  цены, являются:

- Технически и морально устаревшее технологическое оборудование, требующее обновления;

- Использование в производстве устаревших технологий;

- Низкие  темпы перевооружения предприятия; 

- Длительные  сроки разработки и освоения  новых изделий; 

- Значительные затраты на электрическую и тепловую энергию, связанные с климатическими особенностями и отсутствием высокотехнологичного энергосберегающего оборудования и технологий;

- Отсутствие  высокотехнологичного и высокопроизводительного  оборудования приводит к высокой трудоёмкости производимой продукции, что увеличивает долю затрат на выплату заработной платы и в фонд социальной защиты.

 

2.2. Анализ и оценка организации инновационной деятельности на предприятии

 

Объектами инвестиционной деятельности на ОАО «ВКЗ» являются вновь созданные и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Создание и воспроизводство основных фондов финансируется за счет:

      • собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);
      • заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и т.д.);
      • привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
      • денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
      • инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов и внебюджетных фондов;
      • иностранных инвестиций.

Инвестирование в создание и  воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капиталовложений путем  расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.

Расширение действующего предприятия  представляет собой либо строительство  последующих очередей дополнительных производственных комплексов и производств по новым проектам, либо строительство или расширение существующих цехов основного, вспомогательного и обслуживающего производств. Оно ведется, как правило, на территории действующего предприятия или на примыкающих площадях.

Реконструкция - это полное или частичное переоборудование или переустройство действующего предприятия с заменой морально устаревшего и физически изношенного оборудования путем механизации и автоматизации производства, устранения диспропорций в технологических звеньях и вспомогательных службах. При реконструкции допускается строительство новых цехов взамен старых [28, стр.74].

Техническое перевооружение - комплекс мероприятий по повышению технического уровня отдельных производств в соответствии с современными требованиями путем внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации и замены устаревшего оборудования, улучшения организации и структуры производства. Оно направлено на повышение интенсификации производства, увеличение производственных мощностей, улучшение качества выпускаемой продукции.

Государственное воздействие на инвестиционную деятельность в ОАО «ВКЗ», т.е. инвестиционная политика, осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными программами следующими путями:

- прямое управление государственными инвестициями;

- введение системы налогов с дифференцированными налоговыми ставками и льготами;

- предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей и производств;

- проведение соответствующей финансовой и кредитной политики, ценообразования (в том числе выпуск в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

- контроль за применением норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации и т.д.

Организационная структура ОАО  «ВКЗ» ранее имела ряд особенностей: с целью централизации работ по изготовлению новых видов продукции была создана специальная конструкторско-технологическое бюро, которое объединяла в себе конструкторские, технологические службы, отдел материальных нормативов и др. технические службы (рис.1).

Рис.1 Организационная структура управления инновационными ресурсами ОАО «ВКЗ»

Источник: составлено автором  на основе предоставленных документов

На ОАО «ВКЗ» главный инженер отвечает за любую деятельность, связанную с обеспечением функционирования производства. Главный инженер:

- планирует, разрабатывает и вводит системы и средства производства;

- служит связующим звеном между отделом исследования и развития и производственным отделом;

- дает рекомендации по вопросам систем и средств производства;

- контролирует процесс разработки и производства продукции, дает рекомендации относительно методов производства, подготавливает производственные технические спецификации;

- подготавливает прогнозы и подробные отчеты по проектам улучшения производственного процесса;

- следит за выполнением условий техники безопасности труда;

- осуществляет подбор и обучение технического персонала, отслеживает результаты деятельности технического и инженерного состава компании.

Отдел главного конструктора является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется главному инженеру. В его задачи входит: обеспечение конструкторской подготовки основного производства предприятия; обеспечение высокого технического уровня разрабатываемых конструкций изделий на основе последних достижений науки и техники.

Отдел главного технолога предприятия  является самостоятельным структурным  подразделением предприятия и подчиняется  главному инженеру. В его задачи входит - обеспечение внедрение новых  прогрессивных технологий; совершенствование технологической подготовки производства.

Инструментальный отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Его функции: разработка и внедрение в производство наиболее прогрессивных технологических процессов, видов оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации; систематический анализ прогрессивности действующих технологических процессов и их совершенствование в целях повышения производительности труда, улучшения качества, снижения себестоимости продукции; контроль чертежей деталей, узлов, агрегатов, изделий на технологичность; разработка технологических процессов с установлением режимов обработки и машинного времени на вновь вводимые и модернизированные объекты производства, а также на детали и узлы разовых заказов с учетом новейших методов обработки; корректировка разработанных технологических процессов в связи с изменениями, вводимыми в конструкцию и технологию изделий. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия. Отдел непосредственно подчиняется главному инженеру предприятия. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия по представлению технического директора. Общая численность конструкторско-технологических служб предприятия в 2010 году составила 431 человек, из них 259 занятых непосредственно исследованиями и разработкой или модернизацией (60,0%).

ОАО «ВКЗ» проводит конструкторско-технологические работы по созданию новой продукции по таким видам производств: 1. глазурованная керамическая плитка для внутренней облицовки стен и пола, 2. декоративные элементы, 3. санитарная сантехника, с помощью новейшего итальянского оборудования.

Как было отмечено в первой главе  курсовой, Шумпетер выделял пять изменений  в развитии. Необходимо проанализировать продукцию ОАО «ВКЗ» и посмотреть действительно ли она является инновационной.

Первое изменение в развитии по Шумпетеру – использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства. Для примера возьмем сантехнику  «Gesso». Она производится по новейшим технологиям литья под высоким давлением на высокопроизводительном итальянском оборудовании. Процесс полностью автоматизирован, «человеческий фактор» исключен.

Второе изменение в развитии - это внедрение продукции с новыми свойствами – в данном случае это такие свойства как прочность и долговечность. Также увеличивается срок службы сантехники.

Третье изменение в развитии – это использование нового сырья. Сантехнику изготавливают из высококачественного сырья России, Украины, Великобритании, Германии, придающего изделию прочность и долговечность. Срок службы сантехники превышает 50 лет.

Четвертое изменение в развитии – это изменение в организации производства и его материально-техническом обеспечении. Специальные установки покрывают сантехнику ровным слоем глазури, делая поверхность абсолютно гладкой. Каждое изделие проходит технический контроль качества. Маркировка изделия содержит всю необходимую информацию. Качественная упаковка является залогом того, что при транспортировке не будет повреждений. Все это снижает затраты на производство продукции.

И наконец, пятое изменение в  развитии по Шумпетеру – это появление  новых рынков сбыта. У магазинов  высокий спрос на новую продукцию, что приводит к получению большей прибыли, чем ранее.

Итак, можно сделать вывод, что  сантехника «Gesso» является инновационным продуктом.

Теперь нужно сравнить керамическую плитку и керамический гранит и проверить  является ли эти продукты инновационными.

И так, снова сравним по методике Шумпетера. В новой коллекции — новые форматы (25×75, 20×80 и 40×80), новые технологии, новые идеи. Коллекция керамической плитки и керамического гранита 2011 года получила название «Французский стиль».

Французский стиль – это смешение простоты и роскоши. Это – изысканность, шарм и утонченная элегантность. Это – определение модных трендов и умелое следование им.

Керамическая плитка «Модерн» – один из трендов современной керамической моды – плитка крупных форматов. В новом формате 25х75 керамической плитки предлагает три серии: «Флореаль», «Модерн», «Премьера». Все они изготовлены из белой глины высочайшего качества, которая даёт возможность осуществить самые разнообразные дизайнерские идеи. Орнамент в стиле арт-декор украшает серию керамического гранита «Модерн». Название серии не случайно: декор криволинейных очертаний являлся основным стилеобразующим средством французских модернистов.

Информация о работе Совершенствование инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод»