Совершенствование инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является разработка и оценка инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод» для повышения эффективности инновационной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть основные понятия и сущность инновации;
2. охарактеризовать инновационную деятельность и инновационный процесс;
3. раскрыть понятие инновационной стратегии как неотъемлемой части инновационной политики промышленного предприятия;
4. дать общую характеристику инновационной деятельности ОАО «Волгоградский керамический завод»;
5. изучить инновационную стратегию предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………….……..…6
1.1. Основные понятия и сущность инноваций на промышленных предприятиях.……………………………………………………………...….…6
1.2. Характеристика инновационной деятельности и инновационного процесса…………………………………………………………………..………10
1.3. Инновационная стратегия как неотъемлемая часть инновационной политики………………………………………………………………….………14
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………..………18
2.1. Общая характеристика ОАО «Волгоградский керамический завод»…...18
2.2. Анализ и оценка организации инновационной деятельности предприятия……………………………………………………………………...22
2.3. Анализ инновационной стратегии предприятия………………………….27
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»…………………………..29
3.1. Зарубежный опыт формирования инновационной политики……………29
3.2. Совершенствование организационной структуры управления инновационной деятельности в ОАО «Волгоградский керамический завод»……………………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа состоит из  1 файл

Инновационная политика курсовая200312.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

К субъектам инновационной деятельности относятся следующие [16, cтр.12]:

  1. Физические и юридические лица;
  2. Инновационные предприятия различных форм собственности;
  3. Владельцы интеллектуальной собственности (авторы открытий, изобретений,  промышленных образцов, проекты предприятий,  установок,  технологических процессов, дизайнеры);
  4. Инвесторы (банки, фонды, корпорации, лизинговые фирмы и др.);
  5. Посредники (консалтинговые и инжиниринговые фирмы, технологические инкубаторы, технопарки, информационные центры и др.)
  6. Государственные органы и органы местного самоуправления, которые участвуют в управлении, координации, регулировании инновационной деятельности.

Продуктами инновационной деятельности являются: инновационные проекты, определяющие технологию и результаты освоения конкретных инноваций; освоенные в производстве технологические процессы; принципиально новые, новые улучшенные продукты, которые являются результатом научно-технических достижений.

Инновационный процесс – последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения [2].

Сущность инновационного процесса состоит в том, что он представляет собой целенаправленную цель действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Инновационный процесс носит циклический  характер.

Деятельность, которая представляет инновационный процесс, распадается на отдельные участки, которые различаются между собой, и материализуется в виде функциональных организационных  единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях.

Значительно больше оно проявляется  в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения  новой техники, то есть повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.

По И.Т. Балабанову, инновационный  процесс включает в себя семь элементов, объединение которых в единую цепочку образует структуру инновационного процесса [5, стр.64]:

  1. Инициация;
  2. Маркетинг инновации;
  3. Выпуск (производство) инновации;
  4. Реализация инновации;
  5. Продвижение инновации;
  6. Оценка экономической эффективности инновации;
  7. Диффузия инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация - деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, в технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.

Материализация идеи означает превращение  идеи в вещи (товар), то есть имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использовать нововведения) и в документ по технологической операции.

После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации. В ходе маркетинговых исследований изучается спрос на новый продукт или операцию, определяется количество или объем выпуска, если они лимитируются, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации, как товару, выходящему на рынок. Затем осуществляется продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса торговли и т.д.) [26].

Результаты реализации инновации  и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая  эффективность инновации.

Инновационный процесс заканчивается  диффузией инновации. Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам  между членами социальной системы  во времени. Иными словами, это распространение освоенной инновации по новым регионам и новым рынкам.

Таким образом, инновационная деятельность – это процесс, который направлен на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке в новый или усовершенствованный технологический процесс, который используется в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. А сущность инновационного процесса состоит в том, что он представляет собой целенаправленную цель действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

 

    1. Инновационная стратегия как неотъемлемая часть инновационной политики

 

Инновационная политика - основополагающая линия действий, система мер в области управления инновационным развитием фирмы в соответствии с поставленными целями и принятой стратегией. Она обеспечивает интеграцию всех структур (исследовательской, экономической, маркетинговой, финансовой, производственной и т.д.) для осуществления процесса внедрения новшеств.

Главной задачей инновационной  политики является достижение поставленных на более высоком уровне управления целей и реализация разработанной  стратегии.

Деятельность любого экономического субъекта должна начинаться с определения  целей. Поставленные цели, с одной  стороны, должны согласовываться с  такими показателями, как положение  в отрасли, масштаб фирмы, развитие, поведение на рынке, организационная структура, и другими факторами. С другой стороны, названные факторы могут быть изменены для достижения поставленных целей [39].

После определения целей, предприятие  может перейти к разработке стратегии. Выделяют обычно три вида стратегий:

  1. Корпоративная стратегия – определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию благосостояния ее собственников. Эта стратегия охватывает такие важные вопросы, как выбор видов хозяйственной деятельности, пути обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия на товарных рынках, принципы распределения всех основных видов ресурсов между отдельными стратегическими зонами хозяйствования и хозяйственными единицами. Разработкой этой стратегии занимаются в основном менеджеры высшего звена.
  2. Функциональные стратегии – формируется по основным видам деятельности предприятия в разрезе важных функциональных подразделений. К основным стратегиям этого уровня относят: маркетинговую, производственную, финансовую, инвестиционную, инновационную, персонала. Они направлены на детализацию реализацию ее основных целей, на ресурсное обеспечение стратегией отдельных хозяйственных единиц. Разработкой основных функциональных стратегий занимаются менеджеры основных функциональных подразделений предприятия.
  3. Стратегии хозяйственных единиц – направлены обычно на решение двух основных целей: обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышение его прибыльности. Принимаемые стратегические решения связаны, как правило, с созданием новых продуктов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом отчислений на рекламу, работой компании в определенных регионах и т.д. Разработкой стратегий такого уровня занимаются руководители и менеджеры хозяйственных единиц на основе общекорпоративной стратегии при консультативной поддержке менеджеров функциональных отделов предприятия.

Разработка инновационной стратегии  играет большую роль в обеспечении эффективного развития предприятия.

Разработанная инновационная стратегия  обеспечивает механизм реализации долгосрочных, общих и инновационных целей  экономического и социального развития предприятия в целом и отдельных  его структурных единиц.

Также она позволяет реально оценить инновационные возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего инвестиционного потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами. Она отражает сравнительные преимущества предприятия и инновационной деятельности в сопоставлении с его конкурентами.

Важно отметить, что инновационная стратегия обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инновационных возможностей, которые возникают в процессе динамических изменений факторов внешней среды. Обеспечивает формирование  и реализацию соответствующего менталитета инновационного поведения в наиболее важных стратегических инвестиционных решениях предприятия. Разработка инновационной стратегии учитывает заранее возможные варианты развития неконтролируемых предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия.

Наличие инновационной стратегии  обеспечивает четкую взаимосвязь перспективного, текущего и оперативного управления инновационной деятельностью предприятия. В системе инновационной стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора важнейших инновационных управленческих решений [15].

Таким образом, главной задачей инновационной политики является достижение поставленных на более высоком уровне управления целей и реализация разработанной стратегии. В связи с этим, можно сделать вывод, что на основе инновационной стратегии формируется инновационная политика. 

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА  ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «ВОЛГОГРАДСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

2.1. Общая характеристика  ОАО «Волгоградский керамический  завод»

 

ОАО «Волгоградский керамический завод» (далее ОАО «ВКЗ») - современное  успешно работающее предприятие  по производству: глазурованной керамической плитки для внутренней облицовки стен и пола, декоративных элементов, санитарной сантехники.

Завод уже 50 лет радует потребителей своей продукцией. За последние годы предприятие кардинально изменило свою политику, сделав главный акцент именно на удовлетворении покупательского спроса, а также на повышении качества продукции.

На сегодняшний день продукцию  ОАО «ВКЗ» можно приобрести в 12-ти представительствах ООО «Торговый  Дом «КЕРАМИКА-ВОЛГА» во всех федеральных  округах РФ.

Фирменное наименование общества:

Полное: Открытое акционерное Общество «Волгоградский керамический завод».

Сокращенное: ОАО «ВКЗ».

Место нахождения общества: Российская Федерация, г. Волгоград, Красноармейский район, ул. Мачтозаводская,1.

Почтовый адрес Общества: Российская Федерация, 400063, г. Волгоград, ул. Мачтозаводская,1.

ОАО «ВКЗ» создано  путем учреждения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных  предприятий в акционерные Общества» от 01.07.92 г. № 721 [36].

Целью ОАО «ВКЗ» является получение прибыли. Общество имеет  гражданские права и несет  гражданские обязанности, необходимые  для осуществления любых видов  деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, предприятие может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

ОАО «ВКЗ» осуществляет следующие основные виды деятельности:

  1. Выпуск керамической продукции:
  • керамическая облицовочная глазурованная плитка;
  • керамическая плитка для полов;
  • керамическая фасадная плитка;
  • керамические санитарные изделия;
  • керамические канализационные трубы;
  • кирпич;
  • тротуарная керамическая плитка;
  • изделия культурно-бытового назначения хозяйственного обихода;
  • и другая продукция;
  1. Оказание бытовых услуг.
  1. Перевозка работников завода автотранспортом и теплоходом.
  2. Торговля продукцией собственного изготовления.
  3. Международные перевозки грузов.
  4. Коммерческие операции по бартерным сделкам
  5. Другая коммерческая деятельность.

Органами управления ОАО «ВКЗ» являются:

  • общее собрание акционеров;
  • Совет директоров;
  • единоличный исполнительный орган  (Исполнительный директор);
  • в случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению делами ОАО «ВКЗ»;
  • органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «ВКЗ» является ревизионная комиссия.

Информация о работе Совершенствование инновационной политики ОАО «Волгоградский керамический завод»