Совершенствование управления издержками предприятия

Автор работы: k**************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание

С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.
Острая конкурентная борьба заставляет предприятия проявлять пристальный интерес к управлению затратами, искать пути по усовершенствованию их учета и мониторинга. Оптимизация процесса управления затратами позволяет предприятию снижать общий уровень затрат. Это дает компании дополнительные конкурентные преимущества.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что достижение высоких результатов деятельности предприятия, максимизация прибыли и повышение эффективности производства невозможно достичь без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Сущность и классификация затрат предприятия 6
1.2 Процесс управления затратами на предприятии 7
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МЕЛЬНИК» 11
2.1 Краткая характеристика ОАО «Мельник» 11
2.2 Учёт издержек на предприятии ОАО «Мельник» 12
2.3 Разработка методологических основ анализа на предприятии ОАО «Мельник» 17
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

 

               ВВЕДЕНИЕ

 

     С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.

     Острая  конкурентная борьба заставляет предприятия  проявлять пристальный интерес  к управлению затратами, искать пути по усовершенствованию их учета и  мониторинга. Оптимизация процесса управления затратами позволяет предприятию снижать общий уровень затрат. Это дает компании дополнительные конкурентные преимущества.

     Актуальность  данной темы обуславливается тем, что  достижение высоких результатов деятельности предприятия, максимизация прибыли и повышение эффективности производства невозможно достичь без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.

     Основным  финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль, которая служит основой и источником средств для его дальнейшего развития. Повысить прибыль можно увеличивая объёмы производства или цены на выпускаемую продукцию, но это не всегда возможно и целесообразно. Поэтому основным условием увеличения прибыли предприятия является снижение издержек производства и сбыта продукции, в частности снижение себестоимости выпускаемой продукции, поэтому организация и управление затратами являются приоритетной задачей для предприятия[1].

     Практически на каждом предприятии имеются резервы  для снижения затрат до рационального  уровня, что и позволяет добиваться роста экономической эффективности деятельности, повышения уровня конкурентоспособности. Снижение затрат на выпуск единицы продукции позволяет предприятию устанавливать более низкие и гибкие цены, что даёт важное преимущество перед конкурентами. Поэтому для каждого предприятия важен анализ затрат и эффективное управление ими для достижения высокого экономического результата[6].

     В последние годы наблюдается тенденция  к росту издержек производства в  связи с удорожанием стоимости  сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит предприятию выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия.

     Эффективное управление затратами подразумевает:

     ‒ управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия – от создания до утилизации;

     ‒ органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции;

     ‒ умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов предприятия;

     ‒ организацию системы управления производством, ориентированную на постоянные контроль затрат и поиск резервов их эффективного снижения;

     ‒ сосредоточение на предупреждении затрат, а не на их учете;

     ‒ вовлечение в систему управления затратами всех видов затрат;

     ‒ оперативность получения информации о затратах и ее анализа и др.

     ‒ широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;

     ‒ повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

     Соблюдение  принципов организации управления затратами создает базу для экономической конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики[3]. 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические и методологические основы управления затратами на предприятии

     1.1 Сущность и классификация  затрат предприятия

 

     Для того, чтобы раскрыть данную тему необходимо изначально изучить сущность затрат и привести их различную классификацию. В современной литературе существует множество определений и большое количество точек зрения на сущность данных понятий.

     Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени.

     Расходы – это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.

     В отличие от затрат расходы не могут  быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках[5].

     Понятие «издержки» используется в экономической  теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Издержки – это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей.

     Например, издержки производства – это затраты  материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные.

     Общественные издержки на производство охватывают все затраты живого и общественного труда и составляют для изготовителя внутреннюю стоимость товара, а поэтому являются базой для определения исходной цены предложения, а также для выбора рациональной предпринимательской политики[5].

     Издержки  предприятия отражают текущие затраты  на производство и реализацию товара (продукции, работ, услуг).

     В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет денежные затраты. Их характер, состав и структура  завися от многих факторов: организационно – правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленных законодательно правил и принципов поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах[4].

     1.2 Процесс управления  затратами на предприятии

 

     Рассмотрим, что в общем представляют собой  процесс управления расходами на производство и реализацию продукции на предприятии. Управление расходами предприятия является составляющей системы управления в целом. Поэтому в общих чертах остановимся на некоторых аспектах управления предприятием, чтобы понять сущность управления затратами[8].

     Управление  – это деятельность предприятия, направленная на реализацию целей объекта управления, при условии рационального использования имеющихся ресурсов. Что касается сути управленческой деятельности, то придерживаясь широко распространенной точки зрения, управление можно представить как реализацию функции планирования, контроля и регулирования, организационной работы, а также стимулирования.

     Исходя  из содержания понятия «управление», основными элементами управления затратами на производство и реализацию продукции на предприятии являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат организации, их учета и калькулирования себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.

     Трудно  переоценить то значение, которое  имеет наличие информации о затратах и расходах для деятельности предприятия и результатах этой деятельности. Пользователями такой информации выступают собственники и управляющие предприятием, акционеры, кредиторы, органы исполнительной власти.

     Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления затратами – внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя – на себестоимость реализованной продукции[9].

     Непосредственно в процессе управления расходами  и себестоимостью продукции решают где, когда и в каких объемах должны расходоваться ресурсы предприятия, где, для чего и в каких объемах нужны дополнительные финансовые ресурсы, и как достичь максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов. Поэтому целью управления расходами и себестоимостью продукции является обеспечение экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них.

     Общая бухгалтерия решает проблемы формирования картины финансового положения организации, исчисления конечных результатов ее деятельности. Данные этого учета предназначены главным образом для управления финансовой и коммерческой деятельностью и для внешних потребителей.

     Счета финансового учета служат для  обобщения информации о наличии  и движении основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и других финансовых вложений, производственных запасов, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов (счета финансового учета – материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты, расходы по обычной деятельности, остатки материальных ценностей и продажи).

     Производственная  бухгалтерия осуществляет формирование информационно-аналитической базы управления производственной деятельностью, калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг[7].

     Одновременно  выделение управленческого учета  способствует сохранению коммерческой тайны об уровне затрат на производство, рентабельности отдельных видов  продукции, их конкурентоспособности (счета управленческого учета  – материалы, основное производство, вспомогательные производства, общепроизводственные расходы, результаты производственной деятельности, материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты, готовая продукция, продажи).

     Каждое  предприятие должно предусматривать  использование разнообразной информации о деятельности предприятия в  системе управления затратами и  себестоимостью продукции:

     1) При прогнозировании, оценки ожидаемой величины затрат и установлении показателей себестоимости продукции с целью выявления путей развития предприятия и ожидаемой прибыли и рентабельности на период более двух лет.

     2) В процессе планирования, то есть обоснования величины затрат и себестоимости продукции на предстоящие один - два года с учетом организационного уровня производства и величины всех факторов, которые поддаются количественной оценки. Особое значение, при текущем планировании затрат и себестоимости продукции, имеет экономическое обоснование решений о производстве новых изделий и снятии с производства устаревших, об учете эффективности использования всех видов ресурсов, новой техники, организационно-технических мероприятий, внедрение новой технологии и т.д.

     3) При нормировании, определении оптимального размера затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при производстве запланированной к выпуску продукции.

     4) В процессе улучшения учета фактических затрат, обоснования калькуляции себестоимости продукции.

     5) При анализе затрат и себестоимости продукции путем сравнения фактических показателей с плановыми, в динамике, с предприятиями – конкурентами и расчете факторов, влияющих на эти изменения.

     6) В процессе контроля и регулирования показателей по ходу хозяйственно-финансовой деятельности, выявлении резервов экономии затрат на производство и возможности по снижению величины и уровню себестоимости продукции (за счет совершенствования управления и организации производства, устранения имеющихся недостатков в деятельности предприятия и т.д.).

     В целях обеспечения эффективного управления затратами и формированием себестоимости выпускаемой продукции промышленное предприятие должно добиваться осуществления следующих мероприятий (соблюдать следующие правила работы):

     1) Увеличивать производство конкурентоспособной  продукции за счет более низких расходов и, следовательно, цен.

     2) Обеспечивать качественной и  реальной информацией о себестоимости  отдельных видов продукции и учитывать их позиции на рынке по сравнению с продуктами предприятий – конкурентов.

Информация о работе Совершенствование управления издержками предприятия