Совершенствование управления издержками предприятия

Автор работы: k**************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание

С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.
Острая конкурентная борьба заставляет предприятия проявлять пристальный интерес к управлению затратами, искать пути по усовершенствованию их учета и мониторинга. Оптимизация процесса управления затратами позволяет предприятию снижать общий уровень затрат. Это дает компании дополнительные конкурентные преимущества.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что достижение высоких результатов деятельности предприятия, максимизация прибыли и повышение эффективности производства невозможно достичь без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Сущность и классификация затрат предприятия 6
1.2 Процесс управления затратами на предприятии 7
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МЕЛЬНИК» 11
2.1 Краткая характеристика ОАО «Мельник» 11
2.2 Учёт издержек на предприятии ОАО «Мельник» 12
2.3 Разработка методологических основ анализа на предприятии ОАО «Мельник» 17
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)
Показатель Значение показателя
Планируемый урожай, т 1 710
Себестоимость (выращенной пшеницы) руб./т 2074
Себестоимость (приобретенной пшеницы) руб./т 3100
Экономия (перерасход), тыс. руб. 1754,4
 

     Исходя  из данных, приведенных в таблице 6, можно сделать вывод о том, что, взяв в аренду дополнительный участок земли, площадью 600 га., предприятие сэкономит, выращивая собственную пшеницу 1754,4 тыс. руб.

     2) Оптимизация величины заказа

     Известно, что чем больше партия закупаемого  сырья, материалов, тем больше среднегодовой  запас и больше издержки, связанные со складированием этого сырья, материалов. Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определить оптимальное количество закупаемых сырья и материалов.

     Оптимальный размер запасов заключается в  определении такой их величины, при  которой совокупные затраты по их обслуживанию минимальны.

     Для того, чтобы определить возможную  экономию затрат, связанных с размещением заказа, необходимо определить уровень оптимального размера заказа, сравнить его со средним размером поставляемой партии зерна и исходя из этого определить затраты на размещение заказа.

     Оптимальный размер заказа обеспечивает минимальную  величину суммарных затрат. С ростом величины заказа количество размещенных  в течение года заказов будет  уменьшаться. Рост величины заказа понижает затраты на размещение заказа, одновременно увеличивает затраты на хранение, в связи с возрастанием средней величины запаса.

     Точка экономического заказ должна находиться в точке равенства расходов на размещение и хранение. Для того чтобы все время поддерживать размер запасов на оптимальном уровне, важно знать, когда пополнять запас и каков должен быть размер заказа на пополнение, то есть ответить на два основных вопроса управления запасами[10].

     Ответ на первый вопрос зависит от типа системы  управления запасами. Если система  предусматривает периодический контроль через равные промежутки времени, момент поступления нового заказа обычно совпадает с началом каждого интервала времени.

     Если  предусмотрен непрерывный контроль, то точка заказа определяется уровнем запаса, при котором размещается новый заказ.

     Ответ на второй вопрос решается через размер заказа, определяющего оптимальное количество запасов, которое необходимо поставлять каждый раз.

     Решать  такие задачи позволяют экономико-математические методы оптимизации, которые заключаются в том, что какая-то функция (в случае управления запасами - функция издержек, так как они должны быть минимальными) исследуется на критические точки — mах или min. В результате находится значение (оптимальное) управляемой переменной.

     Для того, чтобы определить возможную  экономию затрат, связанных с размещением заказа, необходимо определить уровень оптимального размера заказа, сравнить его со средним размером поставляемой партии зерна и исходя из этого определить затраты на размещение заказа.

     Оптимальный размер заказа обеспечивает минимальную величину суммарных затрат. С ростом величины заказа количество размещенных в течение года заказов будет уменьшаться. Рост величины заказа понижает затраты на размещение заказа, одновременно увеличивает затраты на хранение, в связи с возрастанием средней величины запаса.

     Точка экономического заказ должна находиться в точке равенства расходов на размещение и хранение. Для того чтобы все время поддерживать размер запасов на оптимальном уровне, важно знать, когда пополнять запас и каков должен быть размер заказа на пополнение, то есть ответить на два основных вопроса управления запасами.

     Ответ на первый вопрос зависит от типа системы  управления запасами. Если система  предусматривает периодический  контроль через равные промежутки времени, момент поступления нового заказа обычно совпадает с началом каждого интервала времени.

     Если  предусмотрен непрерывный контроль, то точка заказа определяется уровнем запаса, при котором размещается новый заказ.

     Ответ на второй вопрос решается через размер заказа, определяющего оптимальное количество запасов, которое необходимо поставлять каждый раз.

     Решать  такие задачи позволяют экономико-математические методы оптимизации, которые заключаются в том, что какая-то функция (в случае управления запасами - функция издержек, так как они должны быть минимальными) исследуется на критические точки — mах или min. В результате находится значение (оптимальное) управляемой переменной[7].

     С другой стороны, с увеличением размера  заказа растут складские затраты, следовательно: чем крупнее заказ, тем выше издержки на хранение.

     Находя  оптимальную партию заказа необходимо учитывать специфику деятельности предприятия. Преимущества увеличения партии заказа были названы выше. Остановимся на затратах по хранению зерна. С другой стороны, с увеличением размера заказа растут складские затраты, следовательно следует уделять внимание оптимальных условиям по хранению запасов.

     За  счет оптимального выбора месторасположения  элеватора в несколько раз  сокращаются расходы на транспортировку  зерна к месту хранения и дальнейшую отгрузку потребителю. Определение качественных характеристик поступающего зерна (натура, влажность, засоренность, клейковина) за счет установки пробоотборников и проведения лабораторных анализов с занесением данных в компьютер. Используется современное экономическое оборудование, что позволяет снизить себестоимость очистки и сушки зерна. Оборудование позволяет произвести длительное хранение зерна с низкими затратами и сохранением качества. Возникающие очаги самосогревания зерна обнаруживаются с помощью системы термометрии и ликвидируются с помощью активного вентилирования в силосах и переброски зерна из силоса в силос. Переброску зерна из силоса в силос можно совместить с обработкой зерна пестицидами. Обслуживание комплекса по приемке, очистке, сушке, хранению и отгрузке зерна занимаются 3 человека.

     Затраты на заказ - это затраты на закупку  партии продукции. Включают затраты на контроль наличия продукции, подготовку и передачу заказа, получение продукции, проверку количества и качества, раскладку по местам хранения, проверку документов, подготовку рекламации, постановку на учет, оплату труда персонала.

     Затраты на оформление заказа включают в себя управленческие и административные затраты, связанные с подготовкой заказа на поставку или производственного заказа.

     Затраты, связанные с выполнением заказа на поставку партии продукции: расходы по размещению заказов, заключению договоров, оформлению заказов; командировочные расходы; почтово-телеграфные и телефонные расходы; определенная часть транспортных расходов; управленческие расходы; расходы по приемке продукции, складированию; расходы на наладку оборудования для выпуска заказанной партии продукции.

     Сравнительный анализ затрат на обслуживание заказа отражен в таблице 7.

Таблица 7 - Сравнительный анализ затрат на обслуживание заказа, тыс. руб.

Показатель Оптимальная величина Фактическая величина Отклонение (+,-)
Размер  заказа, тыс. руб. 983 170 +813
Величина  материальных ресурсов необходимых  в рассматриваемом периоде, тыс. руб. 304785 304785 0
Стоимость размещения одной партии заказа, тыс. руб. 9,2 9,2 0
Стоимость хранения партии заказа, тыс. руб. 5,8 5,8 0
 
 
Продолжение таблицы 7 - Сравнительный анализ затрат на обслуживание заказа, тыс. руб.
Затраты на хранение заказа, тыс. руб. 2850,7 493 +2357,7
Затраты на размещение заказа, тыс. руб. 2852 16494 -13642
Итого     -11284,3
 

     Таким образом, опираясь на данные сведенные  в таблицу 7, можно сделать вывод, о том, что в результате заготовления требуемого объема зерна более крупными партиями затраты на хранения увеличились на 2357,7 тыс. руб., затраты на размещения заказа сократились на 13642 тыс. руб. Общая величина снижения затрат на приобретения сырья сократилась на 11 284,3 тыс. руб.

     3) Снизить уровень общехозяйственных  расходов, посредством увеличения объемов производства.

     Рациональное  использованию производственных мощностей  является важным источником оптимизации  уровня затрат на производство продукции. По техническим характеристикам  полная загруженность производственных мощностей позволит выпускать 70 936 тонн муки различных сортов. Фактически в 2008 г. было выпущено 68 778 тонн. Исследования отдела маркетинга емкость рынка позволит реализовать выпущенную продукцию даже при полной загруженности производственных мощностей. Единственным препятствием послужила нехватка оборотных средств. Для того, чтобы выявить потребность предприятия в денежных ресурсах и полученные финансовые результаты при проведении данных мероприятий проведем анализ затрат в разрезе постоянных и переменных.

     Увеличение  объема производства и реализации при сохранении прежнего среднего уровня цен на продукцию позволит снизить величину постоянных затрат на рубль товарной продукции, что приведет к увеличению уровня прибыли. Результаты представим в таблице 8.  
 
 
 
 
 

Таблица 8 - Анализ затрат в разрезе постоянных и переменных

Показатель Фактическая величина Плановая величина
Объем производства, тонн 68778 70936
Средний уровень цен, тыс. руб. 9,5 9,5
Величина  постоянных затрат
На  весь объем продукции, тыс. руб. 97036 97036
На  единицу продукции, тыс. руб. 1,4 1,37
Величина  переменных затрат
На  весь объем продукции, тыс. руб. 359708 370995
Величина  перемененных затрат на единицу продукции, тыс. руб. 5,23 5,23
Выручка, тыс. руб. 653391 673892
Прибыль, тыс. руб. 197394 205861
 

     Таким образом, увеличение объема выпускаемой продукции позволило снизить величину постоянных расходов на производство 1 тонны муки с 1,4 до 1,37 тыс. руб. Общая их величина осталась прежней 97036 тыс. руб. Одновременно увеличения объема выпуска продукции потребует привлечения дополнительных средств для финансирования переменных затрат. Их величина на производство одной тонны муки составляет 5,23 тыс. руб., если выпуск продукции увеличится, то увеличится и их общая величина 70936*5,23 – 68778*5,23=11286 тыс. руб., т.е. нам дополнительно требуется 11286 тыс. руб.

     Проанализировав эффективность всех предлагаемых мероприятий, можно сделать вывод о том, что данные мероприятия помогут предприятию не только в значительной степени снизить издержки, но и увеличить прибыль. 
 
 
 
 

Информация о работе Совершенствование управления издержками предприятия