Сравнительный (рыночный) подход в оценочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:44, лекция

Описание

Методология сравнительного подхода;
Методы сравнительного подхода;
Метод компании-аналога (метод рынка капитала);
Метод сделок (метод продаж);
Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений)

Работа состоит из  1 файл

Тема - Сравнительный подход.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)
    • Общий уровень инфляции.
    • Перспективы роста, отрасли в целом и индивидуальные возможности развития конкретной фирмы в рамках отрасли.
    • Динамика доли предприятия на рынке.
  1. Эксперт должен внимательно изучить конкурентные преимущества и недостатки оцениваемой компании по сравнению с аналогами.
  1. Финансовый риск. Уровень финансового риска оценивается на основании следующих критериев:
    • Структура капитала или соотношение собственных и заемных средств.
    • Уровень ликвидности или возможности оплачивать текущие обязательства текущими активами.
    • Кредитоспособность фирмы или ее способность привлекать заемные средства на выгодных условиях.
  1. Качество менеджмента. Анализ этого фактора является наиболее сложным, так как проводится на основе косвенных данных, таких как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке.

    Перечень  критериев сопоставимости, приведенный выше, не является исчерпывающим, и эксперт имеет возможность самостоятельно дополнять список дополнительными факторами. Оценщик редко находит компании абсолютно идентичные с оцениваемой, поэтому на основе анализа критериев он может сделать один из двух альтернативных выводов:

    1. компания сопоставима с оцениваемой по ряду характеристик и может быть использована для расчета мультипликаторов;
    2. компания недостаточно сопоставима с оцениваемой и не может быть использована в процессе оценки.

    Эксперт должен в письменной форме объяснить, почему он сделал данное заключение.

    Итоговый  список должен включать не менее трех аналогичных компаний. Оценщик может использовать зарубежные компании в качестве аналогов, однако в этом случае необходимо убедиться, что уровень производства сходен с оцениваемым российским предприятием, трансформировать отчетность и скорректировать расчетную величину ценового мультипликатора на уровень странового риска.

  1. Финансовый анализ оцениваемого предприятия и предприятий аналогов

    Сравнительный подход к оценке предприятия предполагает использование уже существующих в практике приемов и методов финансового анализа.

Сравнительный подход использует все  традиционные методы финансового анализа:

    • Анализ документа бухгалтерской отчетности (горизонтальный, вертикальный и трендовый (сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда - общая тенденция при разнонаправленном движении, выраженная общая направленность изменений показателей любого временного ряда)).
    • Расчет 5 групп показателей (структура капитала, оборачиваемость, рентабельность, платежеспособность и финансовая устойчивость).
    • Анализ ликвидности баланса путем сравнения денежных средств по активам, сгруппированным по степени ликвидности с обязательствами по пассивам, сгруппированным по срокам погашения.

    Отличительные задачи финансового анализа при сравнительном подходе проявляются в следующем:

    во-первых, только по результатам финансового анализа оценщик принимает решение о сопоставимости и включении тех или иных фирм в список компаний-аналогов;

    во-вторых, финансовый анализ позволяет определить место или ранг оцениваемой компании среди аналогов;

    в-третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих нужное сходство оцениваемой компании с аналогами;

    в-четвертых, финансовый анализ позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду ценового мультипликатора в их общем числе и в конечном счете определить вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины.

    По  результатам финансового анализа  составляется сводная таблица финансовых коэффициентов, которая должна содержать по объекту оценки и всем предприятиям-аналогам важнейшие финансовые коэффициенты, прежде всего:

    Таблица 5.1. Сводные финансовые коэффициенты 

       Компания                                                        Финансовые коэффициенты
       1. Аналог № 1
       2. Аналог № 2
       3. Аналог № 3
       4. Аналог № 4
       5. Аналог №5
       6. Оцениваемая компания
       7. Среднеарифметическое  значение
       8. Медиана
       9. Место оцениваемой  компании
 
    • Доля чистой прибыли в денежной выручке от реализации продукции.
    • Доля собственного капитала в источниках финансирования предприятия.
    • Коэффициенты ликвидности.
    • Коэффициенты оборачиваемости активов.
    • Коэффициенты рентабельности продукции.

    В связи с тем, что значение показателей по аналогам и оцениваемой фирме, вероятнее всего, будет существенно различаться, для принятия последующих решений, кроме расчетных фактических значений финансовых коэффициентов по аналогам и оцениваемой фирме, необходимо в таблицу включить вспомогательные показатели, такие как среднее арифметическое значение (это сумма всех чисел в этом наборе, делённая на их количество) и медиана (возможное значение признака, которое делит ранжированную совокупность (вариационный ряд выборки) на две равные части: 50 % «нижних» единиц ряда данных будут иметь значение признака не больше, чем медиана, а «верхние» 50 % — значения признака не меньше, чем медиана). Чрезвычайно важно на завершающем этапе финансового анализа определить место, занимаемое оцениваемой компанией среди отобранных аналогов по каждому из представленных показателей. Совокупность занимаемых мест служит основой для определения итогового рейтинга оцениваемой фирмы.

    Материалы данной таблицы будут использованы аналитиком на этапе выбора величины ценового мультипликатора для оцениваемого бизнеса.

  1. Расчет оценочных (ценовых) мультипликаторов

    Основным  инструментом определения рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным подходом являются ценовые мультипликаторы.

    Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой продажи предприятия или ценой одной акции и финансовыми показателями.

    В качестве таких показателей можно  использовать не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и другие.

    Ценовой мультипликатор рассчитывается по всем аналогичным предприятиям.

    Для оценки рыночной стоимости оцениваемой  компании выбранная аналитиком величина ценового мультипликатора используется как множитель к ее аналогичному показателю.

    Для расчета ценового мультипликатора  необходимо:

  1. Определить величину капитализации или рыночную стоимость собственного капитала компании-аналога. Для этого рыночная цена акции аналогичной компании умножается на число акций в обращении. Это даст нам значение числителя в формуле. Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднюю величину между максимальной и минимальной ценой за последний месяц.
  2. Вычислить необходимые финансовые показатели: прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и другие. Это даст нам величину знаменателя. В этом качестве может выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

       В оценочной практике используются два типа ценовых мультипликаторов: интервальные и моментные.

       Деление ценовых мультипликаторов на интервальные и моментные важно с точки зрения используемого в расчетах числа акций в обращении. Так при расчете интервальных ценовых мультипликаторов необходимо рассчитать среднее число акций в обращении за такой же период, какой использовался при определении конкретного показателя.

       К интервальному типу можно отнести мультипликаторы:

    1. «Цена/прибыль».
    2. «Цена/денежный поток».
    3. «Цена/ дивидендные выплаты».
    4. «Цена/выручка от реализации».

       К моментным мультипликаторам относят:

  1. «Цена/балансовая стоимость».
  2. «Цена/ чистая стоимость активов».

Мультипликаторы «Цена/прибыль», «Цена/денежный поток»

    Данная  группа мультипликаторов является самым распространенным способом оценки, т.к. информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной. Для расчета мультипликатора может использоваться любой показатель прибыли, который может быть получен аналитиком в процессе ее распределения. Поэтому, кроме показателя чистой прибыли, можно использовать прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов и т.д. Основное требование — полная идентичность используемого показателя для аналога и оцениваемой фирмы, т.е. мультипликатор, исчисленный на основе прибыли до уплаты налогов, нельзя применять к прибыли до уплаты процентов и налогов.

    Мультипликатор  «цена/прибыль» существенно зависит от методов ведения бухгалтерского учета, поэтому, если в качестве аналога выступает зарубежная компания, необходимо привести систему распределения прибыли к единым стандартам. Только после проведения всех необходимых корректировок можно достигнуть необходимого уровня сопоставимости, позволяющего использовать мультипликатор.

       В качестве базы для расчета мультипликатора можно использовать не только сумму прибыли, полученную в последний год перед датой оценки. Оценщик может использовать среднегодовую величину прибыли, исчисленную за последние пять лет. Оценочный период может быть увеличен или уменьшен в зависимости от имеющейся информации и наличия экстраординарных ситуаций, искажающих основную тенденцию в динамике прибыли.

       Базой расчета мультипликатора «Цена/денежный поток» может служить любой показатель прибыли, увеличенный на сумму начисленной амортизации. Следовательно, аналитик может использовать несколько вариантов данного мультипликатора.

       Существуют экономические критерии, обосновывающие степень надежности и объективности того или иного мультипликатора в конкретной ситуации.

    Например, крупные предприятия лучше оценивать на основе чистой прибыли. Мелкие компании — на основе прибыли до уплаты налогов, поскольку в этом случае устраняется влияние различий в налогообложении.

    Ориентация  на мультипликатор «Цена/денежный поток» предпочтительна при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость. Если предприятие имеет достаточно высокий удельный вес активной части основных фондов, более объективный результат даст использование мультипликатора «Цена/прибыль».

       Наиболее  распространенной ситуацией применения мультипликатора «Цена/денежный поток» является убыточность либо незначительная величина прибыли, а также несоответствие фактического полезного срока службы основных фондов предприятия периоду амортизации, принятому в финансовом учете. Это возможно в случае, когда стоимость активов будет незначительной, хотя прослужат они довольно долго.

Мультипликатор  «Цена/ дивидендные выплаты»

    Данный  мультипликатор может рассчитываться как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат. Под потенциальными дивидендами понимаются типичные дивидендные выплаты, рассчитанные по группе сходных предприятий на основе сравнения их фактических дивидендных выплат и чистой прибыли.

Информация о работе Сравнительный (рыночный) подход в оценочной деятельности