Сравнительный (рыночный) подход в оценочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:44, лекция

Описание

Методология сравнительного подхода;
Методы сравнительного подхода;
Метод компании-аналога (метод рынка капитала);
Метод сделок (метод продаж);
Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений)

Работа состоит из  1 файл

Тема - Сравнительный подход.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)

    Возможность применения того или иного мультипликатора  данной группы зависит от целей оценки. Если оценка проводится в целях поглощения предприятия, то способность выплачивать дивиденды не имеет значения, т.к. она может прекратить свое существование в привычном режиме хозяйствования. При оценке контрольного пакета оценщик ориентируется на потенциальные дивиденды, т.к. инвестор получает право решения дивидендной политики. Фактические дивидендные выплаты важны при оценке миноритарного пакета акций, поскольку инвестор не сможет заставить руководство компании увеличить дивиденды даже при наличии достаточного роста прибыли.

    Мультипликатор  «Цена/дивиденды» на практике используется достаточно редко, несмотря на доступность необходимой для расчета информации. Это связано с тем, что порядок выплаты дохода инвесторам в открытых и закрытых компаниях существенно различается. В закрытых обществах собственники могут получать денежную выгоду в виде различных выплат, снижения арендной платы и т.д. Мультипликатор «Цена/дивиденды» целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно как в аналогах, так и в оцениваемой компании, либо способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована. Оценщик должен удостовериться, что сумма дивидендов рассчитана по годовой процентной ставке, даже если дивиденды выплачиваются ежеквартально.

Мультипликатор «Цена/Выручка от реализации»

    Данный  мультипликатор используется довольно редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами.

    Хорошие результаты мультипликатор «Цена/выручка от реализации» дает при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и т.д.). Мультипликатор «Цена/выручка от реализации» не зависит от методов ведения бухгалтерского учета. Несомненным достоинством данного мультипликатора является его универсальность, которая избавляет оценщика от необходимости проведения сложных корректировок, применяемых при расчете мультипликатора «Цена/прибыль».

    Если  целью оценки является поглощение компании, то лучше ориентироваться на мультипликатор «Цена/выручка от реализации», так как он исключает возможность повышения цены за счет кратковременного роста прибыли, обеспечиваемого усилиями финансового менеджера. Однако в этом случае оценщик должен тщательно изучить стабильность объема выручки от реализации в будущем. Поскольку поглощение компании сопровождается, как правило, сменой управленческого аппарата, это может привести к полной замене производственного персонала и падению объемов реализации. Особенность применения мультипликатора «Цена/выручка от реализации» заключается в том, что оценщик должен обязательно учитывать структуру капитала оцениваемой компании и аналогов. Если соотношение собственных и заемных средств существенно отличается, то оценку лучше проводить на основе рыночной стоимости инвестированного капитала.

    К моментным мультипликаторам относят:

Мультипликатор  «Цена/балансовая стоимость»

       Для расчета мультипликатора «Цена/балансовая стоимость» в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость либо всех, либо чистых активов аналогичных компаний на дату оценки или на последнюю отчетную дату. Финансовой базой для расчета является либо величина чистых активов, либо полная стоимость активов оцениваемой компании и компаний-аналогов. Причем за основу можно брать как информацию официальных балансовых отчетов компаний, так и скорректированную величину, полученную оценщиком расчетным путем.

       Мультипликатор «Цена/ чистая стоимость активов»

       Мультипликатор  «Цена/чистая стоимость активов» можно применять в том случае, если соблюдаются все следующие условия: а) оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование;

       б) основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой  собственности. Управленческий и рабочий  персонал добавляет к продукции  в этом случае незначительную стоимость.

       Если  применение мультипликатора «Цена/чистая стоимость активов» возможно, то, оценивая сопоставимость, оценщик должен дополнительно учитывать следующие факторы:

       а) необходимо проанализировать по аналогам и оцениваемой компании долю прибыли  в выручке от реализации, так как решение о купле-продаже акций может привести к искусственному росту прибыли в последний год;

       б) оценщик должен изучить по всему  списку сравниваемых компаний структуру активов, используя различные признаки классификации, такие как виды активов, местоположение и т.д.;

       в) весьма важным представляется анализ чистых активов всех компаний, позволяющий  определить наличие и долю в них  акций, представляющих контрольные  пакеты дочерних фирм;

       г) необходимо оценить ликвидность  всех финансовых активов компании, так как соотношение долей акций, принадлежащих открытым и закрытым компаниям, является определяющим признаком сопоставимости.

  1. Выведение среднего значения внутри каждой группы мультипликаторов.

       Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным и ответственным этапом, требующим особенно тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете об оценке, представляемом заказчику. Поскольку одинаковых предприятий не существует, то диапазон величины одного и того же мультипликатора по разным предприятиям-аналогам может быть достаточно большим. Для оценки рассчитывается средневзвешенное значение мультипликатора.

       При расчете наибольший удельный вес  придается мультипликаторам тех  предприятий, финансовое положение  которых наиболее близко к положению объекта оценки. Данные для сравнения финансового положения берутся из материалов 3-его этапа (финансовый анализ). Методика поиска аналогов сводится к отбору компаний, чьи показатели наиболее близки к оцениваемой по таким критериям, как:

    • структура балансового отчета;
    • отчеты о финансовых результатах;
    • значения финансовых коэффициентов.

    Затем к оценке привлекаются результаты финансового  анализа, сосредоточенные в так  называемой «Сводной таблице финансовых коэффициентов» Для выбора величины конкретного вида ценового мультипликатора аналитик использует финансовые коэффициенты, наиболее тесно с ним связанные. На основе сопоставления величин финансового коэффициента определяется положение (ранг) оцениваемой фирмы среди аналогичных компаний. Выбор значения ценового мультипликатора для оцениваемой компании с использованием данных «Сводной таблицы финансовых коэффициентов» производится обычно экспертным путем. Для этих целей можно применять методику графического сравнения значений финансовых коэффициентов оцениваемой компании с адекватными финансовыми показателями компаний-аналогов с целью определения места занимаемого оцениваемой компанией. Анализируются минимальное и максимальное значение коэффициента по всему списку аналогов, а также рассчитанное среднее и медианное значение. Можно предложить математическое обоснование: например, коэффициент ликвидности, min значение 0,95 принимаем за 0%, max значение 4,2 за 100%. Тогда значение показателя по оцениваемой компании, равное 1,34, в процентах будет составлять 8,92% = (1,34 — 0,95)/ (4,2 — 0,95).

  1. Определение предварительной стоимости оцениваемого предприятия.

     В результате оценки предприятия сравнительный  подход в зависимости от количества групп мультипликаторов оценщик  получает несколько вариантов стоимости предприятия.

       Наиболее  объективным приемом определения  итоговой величины рыночной стоимости является метод взвешивания. Оценщик в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору и, соответственно, варианту стоимости свой вес. На основе такого взвешивания получается итоговая величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.

       Таблица 5.2.  Взвешивание  предварительной  величины стоимости

Мультипликатор Предварительная стоимость, руб. Удельный вес Взвешенный  результат, руб.
1.Цена/Чистая прибыль 55 0,6 33
2.Цена/Денежный поток 46 0,3 13,8
3.Цена/Балансовая стоимость 40 0,1 4,0
Итоговая  величина стоимости            50,8
 
  1. Внесение итоговых поправок.

       Итоговая  величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса. Наиболее типичными являются следующие поправки.

    Сравнительный подход, несмотря на достаточную сложность  и трудоемкость расчетов и анализа, является неотъемлемым приемом определения  обоснованной рыночной стоимости. Результаты, полученные данным способом, имеют наиболее объективную рыночную основу, качество которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов. Следовательно, основным фактором, сдерживающим применение в российской практике метода компании-аналога и метода сделок, является отсутствие достаточной и достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям-аналогам. Однако появление в последние годы фирм, специализирующихся на сборе и анализе подобной информации, а также различных электронных источников является существенным прорывом в данном направлении. Таким образом, дальнейшее развитие оценочной инфраструктуры будет способствовать расширению сферы использования сравнительного подхода.

 

Пример.

Недавно продано предприятие аналог по цене 300 млн. рублей. Чистая прибыль аналога - 30 млн. рублей. Можем рассчитать мультипликатор (М) цена/чистая прибыль, получаем 10.

Известно, что чистая прибыль нашего предприятия 27 млн. рублей, таким образом, стоимость  нашего предприятия равна М*ЧП=270 млн. рублей.

Задачи  к сравнительному подходу.

Задача 1

Рассчитать все мультипликаторы "Цена \ Валовая Прибыль", "Цена \ Прибыль", "Цена \ Чистая Прибыль", "Цена \ Денежный Поток"

Рыночная цена одной акции = 50 рублей.

Количество  акций в обращении = 10 000 штук.

Денежная  выручка от реализации продукции = 200 000 рублей.

Затраты на производство и реализацию продукции (в том числе амортизационные  отчисления = 40 000 рублей) = 120 000 рублей

Выплаты процентов за кредит = 20 000 рублей.

Ставка  налога на прибыль = 20%

Цена = 50 руб. * 10 000 шт. = 500 000 руб.

Ц/ВП = 500 000/(200 000 – 120 000) = 500 000/80 0000 = 6,25

Ц/П = 500 000/(80 000 – 20 000) = 500 000/60 000 = 8,33

Ц/ЧП = 500 000/(60 000 – 60 000*0,2) = 500 000/(60 000 – 12 000) = 500 000/48 000 = 10,42

Ц/ДП = 500 000/(48 000 + 40 000) = 500 000/88 000 = 5,68

Задача 2.

Определить  рыночную стоимость акционерного общества "Юпитер", для которого акционерное  общество "Сатурн", недавно проданное  за 120 000 долларов является аналогом. Имеются  следующие данные:

Показатели Юпитер Cатурн (аналог)
Денежная  выручка от реализации продукции 125 000 90 000
Затраты на производство и реализацию 
(без амортизационных)
80 000 50 000
Амортизационные отчисления 25 000 13 000
Проценты  за кредит 5 000 6 000
Уплаченные  налоги 8 000 9 000

Информация о работе Сравнительный (рыночный) подход в оценочной деятельности