Сравнительный (рыночный) подход в оценочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:44, лекция

Описание

Методология сравнительного подхода;
Методы сравнительного подхода;
Метод компании-аналога (метод рынка капитала);
Метод сделок (метод продаж);
Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений)

Работа состоит из  1 файл

Тема - Сравнительный подход.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)
 

При расчете  рыночной стоимости Юпитера удельный вес стоимости, рассчитанной по мультипликатору "Цена\Чистая прибыль" = 0,75, а удельный вес стоимости по мультипликатору "Цена\Денежный поток" = 0,25.

Чистая  прибыль (Юпитер) = 125 000 – 80 000 – 25 000 – 5 000 – 8 000 = 7 000

Чистая  прибыль (Сатурн) = 90 000 – 50 000 – 13 000 – 6 000 – 9 000 = 12 000

"Цена\Чистая Прибыль" = 120 000 / 12 000  = 10

"Цена \ Денежный Поток" = 120 000 / (12 000 + 13 000) = 120 000 / 25 000 = 4,8

Первое  значение стоимости (цена предприятия): 10 * 7 000 = 70 000

Второй  вариант стоимости (цена предприятия): 4,8 * (7 000 + 25 000) = 4,8 * 32 000 = 153 600

Средневзвешенное  значение стоимости = 70 000 * 0,75 + 153 600 * 0,25 = 52 500 + 38 400 = 90 900

 

4. Метод сделок (метод продаж)

    Метод сделок (метод продаж) ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций.

    Технология  применения метода компании-аналога  и метода сделок практически совпадает, различие заключается только в типе исходной ценовой информации: метод рынка капитала в качестве исходной использует цену одной акции, не дающей никаких элементов контроля, а метод продаж - цену контрольного или полного пакета акций, включающую премию за элементы контроля. Определенную сложность представляет ситуация, в которой объект оценки и имеющаяся у оценщика достоверная исходная информация не совпадают.

    В основе этого метода – определение  мультипликаторов на базе финансового  анализа и прогнозирования. Финансовый анализ и сопоставление показателей  осуществляются так же, как и в  методе рынка капитала.

    Как и в методе рынка капитала, при  использовании данного метода необходимо вносить поправки к стоимости  предприятия, полученной с помощью  мультипликаторов, на неоперационные активы, на избыток (недостаток) собственных  средств, на страновой риск.

 

5. Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений)

     Метод отраслевых коэффициентов пока не получил  достаточного распространения в  отечественной практике, поскольку  отсутствует необходимая информация, накопленная за период достаточно длительного наблюдения в условиях относительно стабильного рынка.

     Метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений, правило «золотого сечения») основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями: группировка расчетных активов, чистая выручка от реализации (годовая или месячная), денежный поток, генерируемый собственным капиталом. Оценка малого бизнеса использует большое количество формул, некоторые из которых были разработаны для определенных ситуаций, определенного типа малого бизнеса и имеют ограниченное применение. Другие имеют универсальный характер и получили достаточно широкое применение.

     Основанием  для приведения указанных  формул к определенным стандартам является общая главная цель приобретения бизнеса — получение владельцем адекватного дохода на вложенный капитал, независимо от того, с каким конкретным видом бизнеса он имеет дело. Возможные различия связаны с фактическим или осознаваемым риском конкретного оцениваемого объекта, уровень которого диагностируется размахом диапазона мультипликаторов.

     Формулы предлагают оценщику рассчитанный на основе большого числа сделок диапазон значений мультипликаторов. Выбранная  в рамках диапазона величина применяется как множитель к аналогичному показателю оцениваемой фирмы, нормализованному в соответствии с требованиями к подготовке информации для целей оценки. Полученный результат представляет стоимость определенного актива или группы активов, которые называют расчетными.

     Метод отраслевых коэффициентов имеет  свои преимущества и недостатки, которые  необходимо учитывать в процессе его применения при оценке предприятий малого бизнеса. Наиболее существенные из них сводятся к следующему. 

     Преимущества:

  • Формулы имеют рыночную основу, так как включают данные. полученные от бухгалтеров, деловых брокеров, банкиров, профессиональных оценщиков, государственных агентств, торговых ассоциаций, и других лиц. Некоторые построены на основе данных о фактических рыночных сделках, предоставленных брокерами и другими участниками рынка.
  • Формулы обеспечивают инвестору возможность сравнения и наглядно отражают рыночную оценку отраслевого риска.
  • Формулы обеспечивают унификацию оценки бизнеса, несмотря на то, что построение и использование формул зависит от экономических условий, региональных особенностей и других факторов.
  • Формулы определяют стоимость малого бизнеса разумным интервалом значений. Полученный диапазон сопоставляется с вариантами стоимости, полученными при использовании других уместных методов оценки, входящих в состав других подходов.
  • Формулы достаточно удобны в использовании, они понятны как профессионалам, так и неспециалистам.
  • Формулы наиболее полезны и результативны для предварительной оценки малого бизнеса в условиях отсутствия информации, относящейся к данному бизнесу.

    Недостатки:

  • Величина стоимости, полученная при использовании формул, должна быть подтверждена другими методами.
  • Формулы являются общими и, следовательно, не учитывают особенностей формирования денежного потока и дохода, местоположения, существующих прав аренды, состояния оборудования, улучшений и меблировки, наличия репутации фирмы среди потребителей, поставщиков, банкиров и других участников рынка, барьеров вхождения в отрасль и т.д. Применение формул требует внесения всех необходимых корректировок.
  • Формулы могут ввести в заблуждение. В основе метода лежат универсальные удобные в расчетах и использовании формулы, но они также сглаживают конкретные детали. На практике не существует универсального бизнеса, так как два малых предприятия, относящиеся к одной отрасли, могут иметь одинаковую чистую годовую выручку, но совершенно разные денежные потоки. Объективная оценка с использованием данных формул должна опираться на результаты финансового анализа.
  • Рыночные формулы применимы к бизнесу, который имеет рыночную стоимость или, другими словами, может быть продан. В процессе применения формул у оценщика может возникнуть ложное суждение, что стоимость бизнеса должна быть такой, потому что рассчитана математически. В ряде случаев покупателю невыгодно приобретать уже существующий бизнес по расчетной цене, так как он достаточно легко может быть открыт с нуля, поэтому оцениваемый бизнес может иметь более низкую стоимость продажи, чем величина, рассчитанная по формуле.

 

      Сводная таблица  диапазона ценовых  мультипликаторов, используемых при оценке предприятий  малого бизнеса (зарубежная практика)  

Вид оцениваемого бизнеса  Мультипликатор  «Расчетные активы/ Месячная выручка  от реализации Мультипликатор  «Расчетные активы/ Годовая выручка от реализации Мультипликатор  «Расчетные активы/ Годовой денежный поток 
MIN МАХ MIN МАХ МАХ МIN
     А. Предприятия торговли
1. Цветочные магазины  3,0 5,0 Х Х 1,0 3.
2. Магазины по продаже велосипедов  2,0 4,0 Х Х 1,0 2.
3. Винные магазины  4 7,0 Х Х Х  
4. Фирмы оптовой торговли  Х Х 0.5 1,5 2 4
5. Магазины бытовой техники  1.0 2,0 Х Х 0,35 0.
6. Художественные салоны  Х Х Х Х 0  
7. Торговля подержанными автомобилями  Х X X X 0  
8. Книжные магазины  3 7 X X 1,0 3.
9. Магазины фототехники  Х X X X 0,5 2.
10. Магазины сувениров  Х X X X 1,0 3.
11. Магазины одежды  2,0 3,0 X X 1,0 2.
12. Магазины компьютеров  Х X X X 1,5  
13. Кондитерские  3,0 5,0 X X 1,0 3.
14. Круглосуточные магазины  3,0 6,0 X X 2,0 5.
15. Гастрономы, кулинарии 3,0 6,0 X X 2,0 3.
16. Магазины тканей  2,0 4,0 X X 0,75 2.
17. Магазины «Садовод»  2,0 3,0 X X X  
18. Магазины мебели  X X X X 0,5  
19. Магазины «Мороженное»  4,0 6,0 X X 1,0 3.
20. Ювелирные магазины  X X X X 0,5  
21. Магазины лесоматериалов (розн.) X X X X 1  
22. Магазины офисных принадлежностей  1,0 2,0 X X X  
23. Магазины «Товары для домашних  животных»  X X X X 1,0  
24. Магазины товаров для автолюбителей  2,0 4,0 X X 1.0  
     Б. Предприятия по оказанию услуг
1. Услуги по обналичиванию чеков, денежные переводы 5,0 12,0 X X 1,5  
2. Прачечные автоматы  7,0 10,0 X X 1,5  
3. Химчистки  8,0 12,0 X X 1,5  
4. Ритуальные услуги  6,0 12,0 X X 3,0 5.
5. Автозаправочные сервисные станции  X X X X 1,5  
6. Салоны красоты и парикмахерские 2,0 5,0 X X 1,0  
7. Страховые агентства  X X 1,25 1,5 2,0 5.
8. Риэлторские компании  4,0 6,0 X X 0,75  
9. Туристические агентства  X X 0,05 0,15 0,5  
10. Справочные и секретарские услуги  2,0 4,0 X X 0.75  
11. Ремонт бытовой техники X X X X 0 0.
12. Прокат автомобилей  X X X X 0,5  
13. Размещение рекламы  5,0 12,0 X X 1,5 4.
14. Кадровые агентства  2,0 4,5 X X 0,5  
15. Музыкальные и видеосалоны  X X X X 1,5  
16. Маникюрные салоны  1,0 2,0 X X X  
17. Ломбарды  X X 0,75 1,0 2 3.
18. Развлекательные аттракционы  X X X X    
19. Услуги по буксировке  3,0 6,0 X X X  
     В. Предприятия по производству товаров
1. Проектно-изыскательные и строительно-монтажные  организации  3,0 6,0 X Х 1,0 3.
2. Пекарни с оптовым сбытом  Х X X Х 2,5 4.
3. Пекарни (розница)  2,0 5,0 X Х 1,0 3.
4. Производство мороженого  4,0 6,0 X Х 1,5  
     Г. Оказание медицинских  и оздоровительных услуг
1. Фитнес-центры  9,0 15,0 X Х 1,5 4.
2. Боулинг-центры  9,0 10,0 X Х 3,0 6.
3. Стоматологические кабинеты 8,0 12,0 X Х X  
4. Аптеки  3,0 5,0 X Х 2,0 4.
5. Оптика  3,0 7,0 X Х 1,0  
6. Ветеринарные пункты  X X X Х 1,25 3
     Д. Предприятия питания
1. Торговля алкогольными напитками  в розлив  2,5 7,0 X Х X  
2. Предприятия быстрого питания  3,0 7,0 X Х 1,0 3.
3. Рестораны  2,0 4,0 X Х 1,0 3.
4. Торговля пончиками  2,0 5,0 X Х 1,5 3.
 

     Поскольку рассматриваемый метод предлагает оценщику диапазон ценовых мультипликаторов, перед ним неизбежно возникнет проблема выбора наиболее объективной величины, применимой к конкретной фирме.

     Для решения данного вопроса целесообразно  рассмотреть наиболее существенные факторы, от которых зависит рыночная стоимость. Описанные ниже элементы оказывают неодинаковое влияние на разные виды бизнеса, а приведенный список не претендует на полноту охвата.

     Качество  удобств, предлагаемых оцениваемой фирмой. Для малого бизнеса существенным фактором, обеспечивающим высокий уровень дохода, является качество созданных для клиентов удобств, которые заключаются в общем состоянии улучшений, оборудования, качестве товаров и услуг, общей атмосфере, созданной бизнесом. Необходимо оценить, привлекает ли данная атмосфера постоянную клиентуру, обеспечивает ли конкурентоспособность созданных собственником удобств.

     Динамика  денежных потоков, генерируемых бизнесом. Величина фактического денежного потока является наилучшим индикатором состояния бизнеса на дату оценки. Тем не менее для принятия решения оценщик должен проанализировать финансовую информацию за несколько прошедших лет. Основная цель такой работы — выявление чрезмерно высоких или низких статей расходов и доходов, возникающих из года в год. Такие чрезвычайные показатели необходимо нормализовать, чтобы реально оценить будущие ожидания. Поэтому при оценке методом отраслевых соотношений традиционно используется нормализованная отчетность. Анализ косвенных расходов и доходов, которые обычно включают в себя: проценты или дивиденды. выплачиваемые собственникам, доход от продажи излишних активов, расходы на санаторно-курортное обслуживание работников и прочие социальные расходы, позволяет данные величины скорректировать таким образом, чтобы учесть их влияние на прогнозную тенденцию денежного потока фирмы.

     Конкуренция. Возможность появления крупного собственника на определенном сегменте регионального рынка может снизить жизнеспособность и стоимость малого бизнеса практически до нуля, особенно в небольших городах. Опасность для малого бизнеса заключается в том, что более крупные фирмы, работающие с большими ценовыми скидками на товары и услуги, вытесняют мелкие фирмы из данной предпринимательской ниши, принуждают их к изменению ассортимента, политики ценообразования и сферы деятельности. Однако крупные фирмы могут уступать малому бизнесу в качестве оказываемых услуг. Кроме анализа возможности появления конкурентов для оцениваемого малого предприятия, необходимо изучить резервы постоянного совершенствования механизмов управления, а также конкурентоспособность уровня цен, качество сервиса и продукции, квалификация персонала, имидж и другие подобные элементы.

     Состояние товарных запасов  фирмы. Формулы отраслевых соотношений дают результативную величину стоимости расчетных активов (меблировку, оборудование, улучшения, права аренды, нематериальные активы и гудвилл), которая не включает стоимость товарных запасов. Товарные запасы оцениваются отдельно на дату совершения сделки и на последнем этапе включаются в стоимость бизнеса. Несмотря на то, что товарные запасы не участвуют в расчетах с ценовыми мультипликаторами, их состояние должно быть учтено. Если товары просрочены, испорчены или представлены медленно реализуемыми видами, это может отразиться на состоянии бизнеса в целом. Таким образом, качество товарных запасов оказывает существенное влияние на выбор величины мультипликатора.

     Отказ продавца от конкуренции. Наличие со стороны продавца обязательства не создавать в дальнейшем конкуренции повышает спрос на оцениваемый бизнес и, как следствие, его стоимость. Влияние данного факторы зависит от юридической проработки данного вопроса, которая может иметь региональные и отраслевые особенности. Также важно определить состав основных условий, включаемых в письменное соглашение для достижения предполагаемой стоимости бизнеса.

     Возможность создания аналогичного бизнеса. Факторы. определяющие степень сложности создания нового предприятия в определенном виде предпринимательской деятельности, принимаются во внимание конкретными покупателями и оказывают влияние на стоимость малого бизнеса. Рассмотрим некоторые примеры и ситуации. Так, оцениваемый бизнес может располагаться в единственно подходящем месте либо он наделен определенными преимуществами в соответствии с принятыми экологическими нормами или нормами зонирования. С другой стороны, легкость вхождения в отрасль может быть фактором, способным привлечь большое количество предпринимателей, что влияет на стоимость гудвилла и нематериальные активы созданной фирмы. Потенциальные покупатели не заплатят завышенную цену бизнеса, если он не в состоянии обеспечить разумную ставку дохода на вложенный капитал.

     Региональные  тенденции развития экономики. Состояние местной, региональной, национальной и международной экономики оказывает влияние на малый бизнес. Экономический спад, начавшийся в 1990 году в США, — наглядное тому подтверждение; оно оказало воздействие на подавляющее большинство малых предприятий, и аналитические обзоры показали, что во многих видах деятельности стоимость предприятий упала на 25-30% — или даже больше. Таким образом, факт стабильного функционирования предприятия в прошлом не может служить надежным аргументом сохранения данной тенденции. Исходя из этого, при выборе значений мультипликаторов очень важно принимать во внимание общие тенденции развития экономики.

Информация о работе Сравнительный (рыночный) подход в оценочной деятельности