Стандартизация как основа качества продукции на предприятии ОАО «8 Марта»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:58, курсовая работа

Описание

Цели исследования состоят в анализе стандартизации в системе управления качеством продукции на предприятии.
В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:
- изучить понятие, сущность и функции стандартизации;
- рассмотреть нормативные правовые акты по стандартизации в Республике Беларусь;

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
I. Теоретическое понятие стандартизации продукции на предприятии……………………………………………………………………….5
1.1 Сущность и значение стандартизации. Цели и задачи стандартизации. Разновидности стандартов…………………………………………….………….5
1.2 Нормативные правовые акты по стандартизации Республике Беларусь………………………………………………...………………………...15
II. Порядок проведения работ по стандартизации продукции на предприятии…………………………………………………………...…………18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «8 Марта»…..…18
2.2 Организация стандартизации продукции на предприятии ОАО «8 Марта»………………………………..………………………………………….22
2.3 Структурные подразделения предприятия, которые занимаются стандартизацией, их основные функции…..…………………………………...27
III. Мероприятия по усовершенствованию организации стандартизации на предприятии………………………………………………………….. …………30
Вывод………………………………………………………………… ………….34
Список использованных источников……………………………… …………..36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 91.67 Кб (Скачать документ)

     3. .Динамичность и опережающее развитие  стандарта. Как известно, стандарты  моделируют реально существующие  закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс  вносит изменения в технику,  в процессы управления, поэтому  стандарты должны адаптироваться  к происходящим переменам; 

     4. Эффективность стандартизации. Применение  нормативной документации (НД) должно  давать экономический или социальный  эффект. Непосредственный экономический  эффект дают стандарты, ведущие  к экономии ресурсов, повышению  надежности, технической и информационной  совместимости. Стандарты, направленные  на обеспечение безопасной жизни  и здоровья людей, окружающей  среды, обеспечивают социальный  эффект;

     5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг), что достигается путем безусловного соответствия разработок требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов;

     6. Гармонизация предусматривает разработку  гармонизированных стандартов. Обеспечение  идентичности документов, относящихся  к одному и тому же объекту,  но принятых как организациями  по стандартизации, так и международными (региональными) организациями, позволяет  разработать стандарты, которые  не создают препятствий в международной  торговле;

     7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД;

     8. Соответсвие законодательству, а также нормам и правилам надзорных органов. При разработке стандартов и других НД необходимо обеспечивать их соответствие нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля;

     9. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество, включая требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость [4, стр.89].

     Для достижения социальных и технико-экономических  целей стандартизация выполняет  определенные функции:

     1. Функция упорядочения – преодоление  неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции,  ненужное многообразие документов), сводится к упрощению и ограничению; 

     2. Охранная (социальная функция) –  обеспечение безопасности потребителей  продукции (услуг), изготовителей  и государства, объединение усилий  человечества по защите природы  от техногенного воздействия  цивилизации; 

     3. Ресурсосберегающая функция обусловлена  ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов  и заключается в установлении  в НД обоснованных ограничений  на расходование ресурсов;

     4. Коммуникативная функция обеспечивает  общение и взаимодействие людей,  в частности специалистов, путем  личного обмена или использования  документальных средств, аппаратных  систем и каналов передачи  сообщений. Эта функция направлена  на преодоление барьеров в  торговле и на содействие научно-техническому  и экономическому сотрудничеству;

     5. Цивилизующая функция направлена  на повышение качества продукции  и услуг как составляющих качества  жизни; 

     6. Информационная функция. Стандартизация  обеспечивает материальное производство, науку, технику и др. сферы нормативными  документами, эталонами мер, образцами-эталонами  продукции, каталогами продукции,  каталогами продукции как носителями  ценной технической и управленческой  информации;  

     7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого нормативного документа) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы.

     На  этапе проектирования (или планирования) с помощью стандартизации осуществляется следующее:

     1) устанавливаются требования к  качеству готовой продукции на  основе комплексной стандартизации  качественных характеристик данной  продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий с учетом интересов  потребителей и изготовителей; 

     2) определяется единая система  показателей качества продукции  в зависимости от назначения  изделий в условиях эксплуатации;

     3) устанавливаются нормы, требования  и методы проектирования продукции  для обеспечения оптимального  качества и исключения нерационального  многообразия вида, марок и типоразмеров;

     4) обеспечивается высокий уровень  унификации производства, механизации  и автоматизации производственных  процессов [7, стр.66].

     На  стадии производства стандарты предприятий  учитывают характер и особенности  выпускаемой продукции, организационно-технический  уровень предприятий, квалификацию исполнителей. Они устанавливают  требования к средствам и методам  контроля и оценки качества продукции, позволяют обеспечить ритмичность  производства, сократить потери от брака, повысить качество труда исполнителей.

     На  стадии обращения и реализации стандартизация направлена на установление требований порядка и наилучших условий  при упаковке, консервировании, транспортировке  и складировании, хранении и реализации продукции, сохраняя ее качество на складах, хранилищах и базах, в транс­портных  предприятиях, сбытовых и торговых организациях.

     На  стадии потребления и эксплуатации стандартизация устанавливает единые требования к обслуживанию и ремонту  продукции (в том числе гарантийному), к сбору и анализу информации о ее качестве при эксплуатации, нормы ее утилизации.

     Стандарты устанавливаются на:

     - материальные предметы, включая продукцию, эталоны, образцовые по составу или свойствам вещества;

     - нормы, правила и требования к объектам организационного, методического и общетехнического характера.

     Стандарты сочетают технические, экономические  и правовые требования. Технические  требования заключаются в том, что  стандарты регламентируют научно-техническую  подготовку производства, технологию, организацию и процесс труда  на всех стадиях создания и эксплуатации изделий.  

 

     Рис.1.1 Классификация объектов стандартизации  

     Экономические требования:

     1) стандарты являются нормативом  и масштабом измерения качества  продукции; 

     2) стандарты являются средством  организации и управления производством; 

     3) стандарты обеспечивают взаимосвязь  между различными звеньями народного  хозяйства; 

     4) стандарты минимизируют затраты  на работы и продукты, т. к.  однотипные работы и продукты  обходятся всегда дешевле [7, стр.43].

     Правовые  требования: стандарт – нормативный  акт, утверждается государственными органами в установленном законом порядке, содержит изложение норм, обязательных для соблюдения. За нарушение стандартов установлены санкции в гражданском, трудовом, уголовном и административном законодательстве.

     Непосредственным  результатом стандартизации является, прежде всего, нормативный документ (НД). Применение НД – способ упорядочения в определенной области, поэтому  нормативный документ – средство стандартизации.  

       
 
 
 

     1.2     Нормативные правовые акты по стандартизации в Республике Беларусь 
 

     Существуют  следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь:

     - технические регламенты (ТР) - технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и/или путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и/или государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

     - технические кодексы установившейся практики (ТКП) - технический нормативный правовой акт разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования) хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

     - государственные стандарты Республики Беларусь (СТБ) - стандарты, утвержденные Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства - Министерством архитектуры и строительства.

     - межгосударственные стандарты (ГОСТ) - стандарты, утвержденные Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно- технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве

     К ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется подтверждение  соответствия, относятся технические  регламенты, технические кодексы  установившейся практики, государственные  стандарты Республики Беларусь, технические  условия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Порядок проведения работ по стандартизации продукции на предприятии
 

     2.1Организационно-экономическая характеристика ОАО «8 Марта» 
 

    Открытое  акционерное общество «8 Марта» создано  на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 31.12.1996 №344, путем преобразования государственного предприятия «Гомельская  промышленно-торговая фирма «8 Марта» в соответствии с законодательством  Республики Беларусь  о приватизации государственного имущества.

    В соответствии с Уставом, Общество является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак, расчетный и валютный счета.

      Акционерами Общества являются:

    1. Юридические лица:

    - Государственный  комитет по имуществу  Республики  Беларусь – 1 054 085 акций – 64,28 % Уставного фонда;

    - ООО  «Инвестпромсервис» - 22 000 акций – 1,34 % Уставного фонда;

    - ООО  «Инвестиционная компания «Реестр» - 30 000 акций – 1,83 % Уставного фонда;

    - ИЧУП  «Миквант» – 27 000 акций – 1,65 % Уставного фонда;

    2. Физические  лица  - 4913 человек – 508 175 акций – 30,9 % Уставного фонда.

    В анализируемом периоде ответственными должностными лицами за финансово-хозяйственную  деятельность являлись:

-директор - Шитиков В.В. с 01.01.2006  по  настоящее время;

-главный  бухгалтер - Салей И.А. с 01.01.2006  по настоящее время.

    Общество  имеет следующие филиалы:

    -Универсальный  торговый комплекс «Валентина»  г.Могилев, ул. Тимирязевская, 36;

    - Магазин «Валентина» г.Гомель, ул. Победы, 15;

    - Магазин «Янина» г.Гомель, ул.. Книжная, 9;

Информация о работе Стандартизация как основа качества продукции на предприятии ОАО «8 Марта»