Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Работа состоит из  1 файл

планирование.docx

— 88.82 Кб (Скачать документ)

5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;

7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).

Стратегическое  планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.

В зарубежной науке и практике в планировании будущего корпорации принято выделять четыре основных вида ориентации или  технологии составления планов. По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.5 
 

1.3. Функции и структура плановых служб предприятия

Планирование  и управление экономической деятельностью  тесно связаны между собой  такими функциями производственного  менеджмента, как выбор цели, определение  ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка  задач, мотивация персонала и  т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала – руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства  предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в  обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении  методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев  управления, а также специалисты  плановых служб разрабатывают все  текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей  и т.д.

Руководство планово-экономических служб предприятий  осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной  плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие  в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических  целей, создании необходимой нормативной  базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.

В планировании своей деятельности участвуют все  службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах  и отделах организуются планово-экономические  бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических  служб предприятия зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы  собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции  выполняются экономистами-менеджерами  высшего звена. Каждое предприятие  самостоятельно выбирает структуру  своих планово-экономических органов.

Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные  планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности  и соотношений различных категорий  персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических  служб на крупных предприятиях могут  быть названы последовательные структурные  звенья: генеральный директор →  главный экономист → планово-экономическое  управление → планово-финансовый отдел  → планово-расчетное бюро. При  функциональной подчиненности право  принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет.

При линейно-функциональной структуре управления по каждому  уровню формируется состав служб, пронизывающий  все предприятие «сверху донизу» (рис.1).

Рис. 1. Линейно-функциональная структура управления предприятием6

В условиях рыночной экономики существует множество  типов организационных структур, в которые органично должны вливаться  плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная  и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия.

2.Стратегическое планирование

2.1. Выбор стратегии предприятия

Стратегическое  планирование задает перспективные  направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему  маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия  к внешней среде, к распределению  ресурсов и внутреннюю координацию  деятельности с целью выявления  сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как  правило, долгосрочный. Но временной  период стратегического плана для  разных предприятий может быть различным  и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Развитие – это процесс, в  котором увеличиваются возможности  и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

В стратегическом планировании важную роль играет государственное  регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений  развития всей рыночной системы.

Первым  и самым ответственным решением при стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия. Миссия раскрывает смысл существования  предприятия, в котором проявляются  отличия данного предприятия  от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив  развития. Миссия предприятия может  состоять в завоевании рынка сбыта  продукции, в географическом или  продуктовом  расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д.

Цели  бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются  и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического  планирования.

Стратегическое  планирование на микроуровне является основой взаимодействия множества  внутренних и внешних экономических  процессов, факторов и явлений.

Во-первых, стратегический план задает перспективное  направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему  все основные направления деятельности, а также позволяет лучше понимать структуру потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен.

Во-вторых, он устанавливает каждому подразделению  предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей  стратегией развития предприятия.

В-третьих, он обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия.

В-четвертых, стратегический подход стимулирует  менеджеров предприятия лучше оценивать  свои слабые и сильные стороны  с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.

В-пятых, план определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период.

В-шестых, создает основу для распределения  ограниченных экономических ресурсов.

В-седьмых, демонстрирует возможность фактического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и  оценки деятельности предприятия, как  единую систему современного менеджмента.

Процесс стратегического планирования на предприятии  включает в себя осуществление следующих  взаимосвязанных функций:

1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия;

2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;

3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;

4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического развития предприятия;

5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;

6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;

7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.

Схема стратегического планирования, наиболее часто применяемая на отечественных  предприятиях, имеет следующую структуру (рис.2).

Рис.2 Схема  стратегического планирования на предприятии7

Каждый  этап имеет свое специфическое содержание для конкретных предприятий.

В процессе стратегического планирования главные  цели предприятия устанавливаются  высшим руководством и согласуются  со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому подразделению  варианты первоначальных показателей  валовой и нераспределенной (чистой) прибыли на долгосрочный период. После  их рассмотрения подразделения выдвигают  свои предложения и, тем самым, создаются  необходимые предпосылки для  выработки общих целей стратегического  планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели предприятия, его место на рынке, организационная  структура управления, финансовые результаты и т.д.

Таким образом, основная задача стратегического  планирования на предприятиях состоит  в обосновании важнейших целей  и выработке правильной стратегии  долгосрочного развития. В современной  теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в  границах которых каждое предприятие  определяет свои главные цели. Этими  сферами являются положение предприятия  на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие  производственных ресурсов, степень  стабильности, система управления, профессионализм персонала и  социальная ответственность.

Выбор цели и стратегии предприятия  составляет основу самостоятельной  планово-управленческой деятельности менеджеров.

При стратегическом планировании предприятиями могут  использоваться такие стратегии, как  разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен, а также  целевые стратегии: как маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная и т.д. На российских предприятиях широкое  распространение получила стратегия  выживания, на зарубежных – завоевание лидерства на рынке.

  3.2. Планирование развития потенциала предприятия

Важнейшая задача стратегического планирования – обеспечить предприятию возможности  достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем  использования самых эффективных  средств, способствующих поставленным целям. Чтобы предприятие могло  установить собственный долгосрочный цикл развития, оно должно расти  быстрее, чем повышается потенциал  ее основных конкурентов.

Информация о работе Стратегическое планирование