Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 13:11, курсовая работа
Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
Под потенциалом
предприятия принято понимать совокупность
показателей или факторов, характеризующих
его силу, источники, возможности, средства,
способности и другие производственные
резервы, которые могут быть использованы
в экономической деятельности. Потенциал
предприятия оказывает
Выбор
направления или стратегии
Все экономические
ресурсы общепринято
В общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:
1) оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доля или занимаемое положение на рынке;
2) определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенциала;
3) анализ имеющихся производственных ресурсов и потерь экономических ресурсов на предприятии;
4) выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;
5) планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;
6) осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия.8
Таким образом, повышение потенциала предприятия сводится по существу к анализу его структуры, оценке и планированию влияния большой совокупности факторов на конкурентоспособность предприятия и его места на рынке.
Совокупный
потенциал предприятия
Трудовой потенциал человека характеризуется совокупностью его способностей к экономической деятельности. Между трудовым потенциалом и уровнем жизни существует прямая зависимость. К основным компонентам трудового потенциала относятся: здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм. Основой развития трудового потенциала работников является совершенствование заложенных природой человеческих способностей, а реализация трудового потенциала в большой степени зависит от сложившихся экономических отношений и существующей государственной политики страны, а также национального богатства и многих других факторов.
Экономический
потенциал предприятия
- объем и количество производственных ресурсов, численность промышленно-производственного персонала, состав основных производственных фондов, величина оборотных фондов и материальных запасов, наличие финансовых ресурсов и нематериальных активов, использование патентов, лицензий, технологии, информации;
- способности персонала предприятия и профессиональной деятельности во всех сферах производства и на всех уровнях управления;
- финансовое состояние предприятия, уровень текущей платежеспособности и ликвидности, внешняя и внутренняя задолженность, степень кредитоспособности;
- состояние научной, творческой, рационализаторской и инновационной деятельности, способность к обновлению производства и смене действующей технологии;
- информационное обеспечение маркетинговой, проектной, производственной и финансовой деятельности, качество используемой информации, степень ее обоснованности и достоверности.
В зарубежной
практике применяется целая система
различных индикаторов, с помощью
которых дается сравнительная оценка
развития потенциала разных фирм, компаний
и национальной экономики в целом.
Под индикаторами понимается совокупность
важнейших характеристик
Мировое
лидерство является наивысшим уровнем
развития экономического потенциала целой
страны или отдельной компании. За
ним следует второй уровень развития
потенциала, соответствующий средним
мировым стандартам. Третьим уровнем
можно считать национальное лидерство,
четвертым – соответствие национальным
стандартам, пятым – отраслевое
лидерство, шестым – соответствие отраслевым
стандартам.
3.Текущее планирование на предприятии
3.1. Планирование производства и реализации продукции.
Планирование
производства продукции, работ и
услуг должно удовлетворять на всех
действующих предприятиях конкретные
потребности покупателей, заказчиков
или потребителей и быть тесно
связанным с разрабатываемой
общей стратегией развития предприятия,
проведением маркетинговых
В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:
- основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;
- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;
- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;
- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;
- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;
- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.
План производства и реализации продукции является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана.
Рыночные
отношения в промышленности означают
самопланирование, самоорганизацию, самоуправление
и самофинансирование всех видов
производственной, хозяйственной и
иной деятельности. Самостоятельность
в осуществлении
1) свободное
обеспечение производственно –
технического и социального –
экономического развития
2) высокую
материальную
3) полную
ответственность высшего
4) получение
планируемых доходов или
5) установление
прямой зависимости между
В планах
производства устанавливаются основные
источники и размеры
По уровню управления производственные планы бывают: общими по предприятию, цеховыми, бригадными и т.д. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.
В годовых планах производства и реализации продукции решают следующие основные задачи:
- определение
основных плановых заданий
- выявление
и устранение возникающих
- взаимодействие
основных показателей
- распределение производства ресурсов между подразделениями предприятия.
3.2 Планирование издержек производства и цен.
Основной задачей деятельности предприятия является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Любая производственная деятельность в рыночных условиях эффективна лишь в том случае, когда стоимость произведенного конечного продукта будет больше стоимости исходных ресурсов или факторов, затраченных на производство и сбыт. И основная цель предприятия состоит в максимизации этой разности. При этом существуют объективные экономические критерии, задающие оптимальные размеры выпуска товаров и услуг при существующих ограничениях ресурсов, которые в полной мере следует учитывать в процессе планирования.
С экономической
точки зрения издержки представляют
собой стоимость всех видов затрачиваемых
материалов и выполняемых услуг.
Все затраты ресурсов представляют
собой альтернативные или вмененные
издержки. Они выступают главным
ограничением, с которым сталкивается
каждое предприятие в ходе реализации
своих возможностей в максимизации
планируемых и фактических
Производственные издержки являются основой себестоимости продукции. Они подразделяются на постоянные и переменные, общие и средние, предельные и удельные, кратковременные, долгосрочные и другие. Чтобы определить общие издержки производства различных видов продукции, необходимо знать суммарные затраты ресурсов и объем выпуска товаров. Как известно, в течение краткосрочного периода некоторые виды ресурсов, связанные с работой технологического оборудования, остаются неизменными, тогда как количество других ресурсов может изменяться. Отсюда следует, что в краткосрочном плановом периоде различные виды производственных издержек могут быть отнесены к постоянным или переменным издержкам.
3.2.1 Планирование себестоимости продукции
Себестоимость
продукции выражает в денежной форме
индивидуальные издержки предприятия
на производство и реализацию единицы
или объема продукции в действующих
экономических условиях. В себестоимости
возмещаются затраты
Метод
определения себестоимости
1) нормативный — на основе действующих в данный период времени прогрессивных нормативов и норм расхода экономических ресурсов на единицу продукции и других рыночных показателей;