Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Работа состоит из  1 файл

планирование.docx

— 88.82 Кб (Скачать документ)

2) плановый — на основании разработанных на определенный период (год, квартал, месяц) плановых показателей прямых затрат и комплексных смет расходов;

3) отчетный — на основе фактических (бухгалтерских) затрат на производство продукции в отчетный период.

Плановые  калькуляции обычно составляются на все виды продукции, предусмотренные  в годовом плане производства и реализации предприятия. При широкой  номенклатуре выпускаемых товаров  плановые расчеты себестоимости  могут производиться на так называемые детали-представители однородных групп  изделий или работ.

Во внутрипроизводственном планировании, как правило, возникает  необходимость определения полных и удельных издержек. В этих целях  все издержки принято подразделять на постоянные и переменные. Полная себестоимость включает суммарные издержки на выпуск всего объема продукции, удельная себестоимость — на производство единицы товаров и услуг. Удельная себестоимость — это средняя величина затрат, которая определяется делением полных затрат на количество общих единиц продукции, составляющих годовой план производства. Аналитически зависимость между полной и удельной себестоимостью и их составляющими — постоянными и переменными затратами выражается формулами:

Полная  себестоимость

Спол=S+V+Nr,                                                

где S — постоянные затраты; V — переменные затраты; Nr — годовой объем выпуска.

Удельная  себестоимость

.                                                    

Как видно  из формул, полная себестоимость — это сумма постоянных и переменных затрат на выпуск годового объема продукции, удельная — сумма этих же затрат на единицу. Здесь важно иметь в виду, что удельная себестоимость уменьшается с увеличением объема производства, поскольку величина постоянных затрат, остающихся неизменными при выполнении ряда хозяйственных операций, распределяется на все большее число единиц произведенной продукции.

3.2.2 Планирование рыночных цен на предприятии

В рыночной экономике цена представляет собой количество денег уплачиваемых или получаемых за единицу товара или услуги. В условиях рынка действует  множество цен на товары, работы и услуги. В зависимости от способа  установления и назначения принято  различать такие виды цен, как  номинальные, средние, контрактные, мировые, паритетные, справочные, прейскурантные, оптовые, розничные, скользящие, временные, постоянные, корпоративные, государственные, рыночные и т.д.

Наиболее  сложным в обосновании цены на свою продукцию является для предприятия  правильное определение её основных слагаемых. Во-первых, всякие издержки на единицу продукции при заданной технологии и организации производства зависят главным образом от объема производства. Во-вторых, всегда нужно  знать, как определить на планируемый  период нормальную прибыль. В-третьих, как оптимизировать соотношение  планируемых объемов производства и уровня расчетных цен. В-четвертых, как наиболее полно можно учесть действия внешних рыночных условий  или существующей конкуренции на величину планируемых цен.

Планирование  оптимальных рыночных цен на различные  виды продукции, работы и услуги основывается на сопоставлении валовых и предельных издержек на их осуществление. В основе метода оптимизации издержек лежит  ряд допущений, таких как: предприятие  производит и реализует один товар  или вид услуг; основная цель предприятия  заключается в максимизации прибыли  или минимизации издержек; взаимодействие объема производства и уровня цен  оказывает наибольшее влияние на размер прибыли; объем производства товаров и услуг в планируемый  период равен объему реализации; все  показатели деятельности предприятия, кроме оптимизируемых, остаются неизменными.

Размер  доходов, получаемых предприятием, напрямую зависит от уровня цен на его товары и услуги. Это в первую очередь  относится к выручке от реализации продукции (работ, услуг), которую можно  представить в следующем виде:

,                                                       

где Цi — цена на i-й вид продукции предприятия; Ki — количество изделий i-го вида, реализованных предприятием; п — число видов продукции, реализуемых предприятием.

Ценообразование включает различные стадии формирования цен при продвижении продукции, от предприятия-изготовителя к конечному  потребителю. На начальном этапе  формируется оптовая цена изготовителя, которая должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить требуемый уровень прибыльности, которая определяется по формуле

Цопт=С+П,                                                      

где Цопт— оптовая цена изготовителя; С— себестоимость изделия; П— прибыль на единицу изделия.

При определении  отпускной цены предприятия в цену включаются НДС' и другие косвенные налоги, она представлена в следующем виде:

Цотп= С + П+ НДС ,                                    

где НДС— сумма налога на добавленную стоимость.

При установлении отпускной цены помимо уровня затрат и желаемого уровня прибыли учитываются:

•   качество продукции, ее конкурентоспособность;

•   соотношение спроса и предложения на рынке данного продукта (если спрос в отдельных регионах превышает предложение, то продукция при неизменной себестоимости будет продаваться по различным ценам; чем выше спрос, тем больше возможностей для увеличения цен);

•   эластичность спроса (определяются возможные объемы реализации при разных уровнях цен);

•   среднеотраслевой уровень цен и уровень цен лидера в отрасли;

•   цели, которые преследует предприятие при выработке ценовой политики (максимизация рентабельности продаж; увеличение доли рынка, занимаемой предприятием; стабилизация показателей деятельности и т. д.).

При реализации продукции через оптовых посредников  формируются оптовые цены закупки, включающие посреднические наценки (скидки), которые формируются

Цзак  = Цотп + Нсн.сб,                                          

где Цзак — цена закупки; Цотп - отпускная цена предприятия-изготовителя; Н сн.сб — снабженческо-сбытовая надбавка.

При реализации продукции через предприятия  розничной торговли формируется  розничная цена, включающая розничную торговую наценку, которая по своему экономическому содержанию и структуре аналогична снабженческо-сбытовой наценке. В любом случае наценка — это цена услуг посреднической или торговой организации. Она может устанавливаться в виде надбавки или скидки. При установлении надбавки она устанавливается в процентном отношении к цене, по которой посредник приобрел продукцию.

Помимо  цен на продукцию существуют цены, устанавливаемые на услуги. Они называются тарифами (например, тарифы на грузовые перевозки, тарифы на услуги связи и т. д.). Их уровень также оказывает большое влияние на показатели деятельности производственных предприятий, поскольку стоимость данных услуг занимает значительный удельный вес в себестоимости продукции.

Цена  является мощным стимулятором сбыта  продукции. Применяя систему разнообразных  скидок, предприятие может добиваться значительного увеличения продаж. Это  могут быть: скидки за количество приобретаемых  товаров; сезонные, скидки для покупателей, совершающих внесезонные покупки; скидки для постоянных покупателей; скидки за платежи наличными; товарообменные зачеты, т. е. скидки с цены нового товара при условии сдачи старого; скидки за сокращение сроков оплаты при продаже продукции на условиях коммерческого кредита.

3.5. Финансовое  планирование

Планирование  финансовой деятельности предприятия  тесно связано с конечными  результатами производства, важнейшим  из которых в условиях рыночных отношений  является общая прибыль или совокупный доход, что требует усиления роли финансов в достижении этих показателей.

В финансовом отношении каждое предприятие выполняет  две основные функции: потребляет экономические  ресурсы и делает возможным потребление  готовой продукции.

Финансовые  отношения в условиях рынка предполагают осуществление следующих денежных обменных процессов: 

- обмен  денег на труд наемных работников;  

- обмен  денег на товар и услуги  поставщиков; 

- обмен  товаров и услуг на деньги  потребителей; 

- обмен  денег, выплачиваемых позже, на  деньги, получаемые сейчас от  инвесторов и арендаторов; 

- обмен  денег, выплачиваемых сейчас, на  деньги, которые будут получены  позднее от должников; 

- обмен  денег на товары и услуги  и государственные требования  правительства.9

Доход предприятия или прибыль, является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственно-хозяйственной  деятельности и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов является определяющей конечной целью всех видов  планирования на предприятии.

Прибыль или доход возникает лишь при  условии взаимодействия труда и  капитала и сохранения основными  факторами производства и капитала их первоначальной стоимости, что предполагает четкое различие между валовой и  чистой прибылью.

Валовая прибыль определяет величину общего совокупного дохода предприятия  без учета обесцененного капитала.

Чистая  прибыль представляет собой валовой  доход за вычетом затраченных  средств, в том числе отложенных на восстановление израсходованных  средств производства.

Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на соответствующее количество продукции, запланированной к реализации.

При фиксированной  рыночной цене перед каждым конкурентным производством стоят три взаимосвязанных  планово-управленческих вопроса:

1) следует ли планировать производство данного товара на предстоящий период?

2)какое  количество продукции необходимо  планировать к выпуску?

3)какая  прибыль или убыток будут получены  при выполнении плановых работ?

В процессе планирования прибыли на каждом предприятии  должны быть найдены экономически обоснованные ответы на все вышепоставленные вопросы.

Разработанные правила в рыночной экономике  при планировании прибыли от реализации продукции следующие:

1. Предприятие получает прибыль до тех пор, пока цена превышает средние валовые издержки;

2. Максимальная прибыль достигается, если цена больше минимума средних валовых издержек предприятия;

3. Нулевая прибыль соответствует точке равновесия цены продукции предельным издержкам на ее производство;

4. Предприятие будет иметь убыток, если средние  валовые издержки становится выше цены продукции;

5. Наименьшие убытки возникают на предприятии, если цена меньше минимума средних валовых издержек, но больше минимума средних переменных издержек;

6. Производство продукции прекращается, если цена стала ниже минимума средних переменных издержек.10

Планируемая годовая прибыль предприятия  представляет собой конечный результат  производственно-хозяйственной деятельности, включающей доходы от реализации продукции, работ и услуг, основных средств  и иного имущества, а также  доходы от внереализационных операций, уменьшению на сумму соответствующих  по ним расходов.

4. Оперативно  производственное планирование 

Оперативно-производственное планирование (ОПП) является завершающим  этапом внутризаводского планирования. Его особенностью является то, что  разработка плановых заданий производственным подразделением сочетается с организацией их выполнения.

Информация о работе Стратегическое планирование