Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 13:11, курсовая работа
Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
2) плановый — на основании разработанных на определенный период (год, квартал, месяц) плановых показателей прямых затрат и комплексных смет расходов;
3) отчетный — на основе фактических (бухгалтерских) затрат на производство продукции в отчетный период.
Плановые
калькуляции обычно составляются на
все виды продукции, предусмотренные
в годовом плане производства
и реализации предприятия. При широкой
номенклатуре выпускаемых товаров
плановые расчеты себестоимости
могут производиться на так называемые
детали-представители
Во внутрипроизводственном
планировании, как правило, возникает
необходимость определения
Полная себестоимость
Спол=S+V+Nr,
где S — постоянные затраты; V — переменные затраты; Nr — годовой объем выпуска.
Удельная себестоимость
.
Как видно из формул, полная себестоимость — это сумма постоянных и переменных затрат на выпуск годового объема продукции, удельная — сумма этих же затрат на единицу. Здесь важно иметь в виду, что удельная себестоимость уменьшается с увеличением объема производства, поскольку величина постоянных затрат, остающихся неизменными при выполнении ряда хозяйственных операций, распределяется на все большее число единиц произведенной продукции.
3.2.2 Планирование рыночных цен на предприятии
В рыночной экономике цена представляет собой количество денег уплачиваемых или получаемых за единицу товара или услуги. В условиях рынка действует множество цен на товары, работы и услуги. В зависимости от способа установления и назначения принято различать такие виды цен, как номинальные, средние, контрактные, мировые, паритетные, справочные, прейскурантные, оптовые, розничные, скользящие, временные, постоянные, корпоративные, государственные, рыночные и т.д.
Наиболее
сложным в обосновании цены на
свою продукцию является для предприятия
правильное определение её основных
слагаемых. Во-первых, всякие издержки
на единицу продукции при заданной
технологии и организации производства
зависят главным образом от объема
производства. Во-вторых, всегда нужно
знать, как определить на планируемый
период нормальную прибыль. В-третьих,
как оптимизировать соотношение
планируемых объемов
Планирование
оптимальных рыночных цен на различные
виды продукции, работы и услуги основывается
на сопоставлении валовых и
Размер доходов, получаемых предприятием, напрямую зависит от уровня цен на его товары и услуги. Это в первую очередь относится к выручке от реализации продукции (работ, услуг), которую можно представить в следующем виде:
,
где Цi — цена на i-й вид продукции предприятия; Ki — количество изделий i-го вида, реализованных предприятием; п — число видов продукции, реализуемых предприятием.
Ценообразование включает различные стадии формирования цен при продвижении продукции, от предприятия-изготовителя к конечному потребителю. На начальном этапе формируется оптовая цена изготовителя, которая должна возместить затраты на производство и реализацию продукции и обеспечить требуемый уровень прибыльности, которая определяется по формуле
Цопт=С+П,
где Цопт— оптовая цена изготовителя; С— себестоимость изделия; П— прибыль на единицу изделия.
При определении отпускной цены предприятия в цену включаются НДС' и другие косвенные налоги, она представлена в следующем виде:
Цотп= С + П+ НДС ,
где НДС— сумма налога на добавленную стоимость.
При установлении отпускной цены помимо уровня затрат и желаемого уровня прибыли учитываются:
• качество продукции, ее конкурентоспособность;
• соотношение спроса и предложения на рынке данного продукта (если спрос в отдельных регионах превышает предложение, то продукция при неизменной себестоимости будет продаваться по различным ценам; чем выше спрос, тем больше возможностей для увеличения цен);
• эластичность спроса (определяются возможные объемы реализации при разных уровнях цен);
• среднеотраслевой уровень цен и уровень цен лидера в отрасли;
• цели, которые преследует предприятие при выработке ценовой политики (максимизация рентабельности продаж; увеличение доли рынка, занимаемой предприятием; стабилизация показателей деятельности и т. д.).
При реализации
продукции через оптовых
Цзак
= Цотп
+ Нсн.сб,
где Цзак — цена закупки; Цотп - отпускная цена предприятия-изготовителя; Н сн.сб — снабженческо-сбытовая надбавка.
При реализации продукции через предприятия розничной торговли формируется розничная цена, включающая розничную торговую наценку, которая по своему экономическому содержанию и структуре аналогична снабженческо-сбытовой наценке. В любом случае наценка — это цена услуг посреднической или торговой организации. Она может устанавливаться в виде надбавки или скидки. При установлении надбавки она устанавливается в процентном отношении к цене, по которой посредник приобрел продукцию.
Помимо цен на продукцию существуют цены, устанавливаемые на услуги. Они называются тарифами (например, тарифы на грузовые перевозки, тарифы на услуги связи и т. д.). Их уровень также оказывает большое влияние на показатели деятельности производственных предприятий, поскольку стоимость данных услуг занимает значительный удельный вес в себестоимости продукции.
Цена
является мощным стимулятором сбыта
продукции. Применяя систему разнообразных
скидок, предприятие может добиваться
значительного увеличения продаж. Это
могут быть: скидки за количество приобретаемых
товаров; сезонные, скидки для покупателей,
совершающих внесезонные
3.5. Финансовое планирование
Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль или совокупный доход, что требует усиления роли финансов в достижении этих показателей.
В финансовом отношении каждое предприятие выполняет две основные функции: потребляет экономические ресурсы и делает возможным потребление готовой продукции.
Финансовые
отношения в условиях рынка предполагают
осуществление следующих
- обмен
денег на труд наемных
- обмен денег на товар и услуги поставщиков;
- обмен товаров и услуг на деньги потребителей;
- обмен
денег, выплачиваемых позже,
- обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позднее от должников;
- обмен денег на товары и услуги и государственные требования правительства.9
Доход
предприятия или прибыль, является
в условиях рынка основой
Прибыль или доход возникает лишь при условии взаимодействия труда и капитала и сохранения основными факторами производства и капитала их первоначальной стоимости, что предполагает четкое различие между валовой и чистой прибылью.
Валовая
прибыль определяет величину общего
совокупного дохода предприятия
без учета обесцененного
Чистая прибыль представляет собой валовой доход за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на восстановление израсходованных средств производства.
Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на соответствующее количество продукции, запланированной к реализации.
При фиксированной
рыночной цене перед каждым конкурентным
производством стоят три
1) следует ли планировать производство данного товара на предстоящий период?
2)какое
количество продукции
3)какая
прибыль или убыток будут
В процессе планирования прибыли на каждом предприятии должны быть найдены экономически обоснованные ответы на все вышепоставленные вопросы.
Разработанные правила в рыночной экономике при планировании прибыли от реализации продукции следующие:
1. Предприятие получает прибыль до тех пор, пока цена превышает средние валовые издержки;
2. Максимальная прибыль достигается, если цена больше минимума средних валовых издержек предприятия;
3. Нулевая прибыль соответствует точке равновесия цены продукции предельным издержкам на ее производство;
4. Предприятие будет иметь убыток, если средние валовые издержки становится выше цены продукции;
5. Наименьшие убытки возникают на предприятии, если цена меньше минимума средних валовых издержек, но больше минимума средних переменных издержек;
6. Производство продукции прекращается, если цена стала ниже минимума средних переменных издержек.10
Планируемая
годовая прибыль предприятия
представляет собой конечный результат
производственно-хозяйственной
4.
Оперативно производственное
планирование
Оперативно-производственное планирование (ОПП) является завершающим этапом внутризаводского планирования. Его особенностью является то, что разработка плановых заданий производственным подразделением сочетается с организацией их выполнения.