Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:00, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотрение вопроса сущности и технологии стратегического планирования на предприятии. Задачи:
Определение целей планирования;
Изучение процесса планирования деятельности туристического предприятия;
Дать характеристику различных видов планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….…..
Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, формы планирования………………………………………………………………….…..5
Перспективное внутрифирменное планирование, его виды, цели, среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование………………………...9
1.2.1. Перспективное планирование………………………………………….....9
1.2.2. Среднесрочное и бюджетное планирование…………………………….14
1.2.3. Тактическое планирование……………………………………………....18
1.3. Организационные формы планирования………………………………....23
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...27
2.1. Бизнес-план туристического агентства «Вокруг света»………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по экономике..docx

— 127.78 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ……………………………………………….…..

  • Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, формы планирования………………………………………………………………….…..5
  • Перспективное внутрифирменное планирование, его  виды, цели, среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование………………………...9
  • 1.2.1. Перспективное  планирование………………………………………….....9

    1.2.2. Среднесрочное  и бюджетное планирование…………………………….14

    1.2.3. Тактическое  планирование……………………………………………....18

    1.3. Организационные  формы планирования………………………………....23

    2. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ…………………………………………………...27

    2.1. Бизнес-план  туристического агентства «Вокруг  света»………………..27

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ЛИТЕРАТУРА 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         ВВЕДЕНИЕ

         Быстрые темпы роста и постоянное совершенствование индустрии туризма хорошо известны. Являясь частью сферы обслуживания в экономике страны, индустрия туризма представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики. Однако очень немногим предприятиям и даже целым компаниям удается вести дело так, что им можно просто позавидовать. Успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий.

         Не  все фирмы пользуются официально принятыми системами планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо. А ведь формальное планирование сулит целый ряд выгод. Тут  и системное осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и проч. Все это  должно привести к повышению конкурентоспособности  и росту прибыли. Конкурирующая  экономика туризма в России практически  заставляет каждое гостиничное или  туристское предприятие или учреждение находить свои новые собственные  решения. Объем и направленность целей и задач могут быть определенно  и убедительно доказаны. Но менеджмент не может всегда конфиденциально  утверждать рамки, в которых туристский продукт компании пройдет свой жизненный  цикл (свое обращение). Еще менее  он может предсказать характер конкуренции  или заранее знать причуды  сложившейся конъюнктуры экономики. Следовательно, стратегия бизнеса  и должна быть подготовлена к изменениям, а если необходимо, то и к быстрым  изменениям. Вовлекаясь в бизнес, необходимо быть стратегом и тактиком, гибко  балансируя ответными действиями, основанными  на твердых целях.  Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.      В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому.

         Процесс планирования начинается с ясного понимания  того, что же нужно делать. Он начинается с общих целей, что дает возможность  выбрать направление работы. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

         Цель  данной работы – рассмотрение вопроса  сущности и технологии стратегического  планирования на предприятии.      Задачи:

      • Определение целей планирования;
      • Изучение процесса планирования деятельности туристического предприятия;
      • Дать характеристику различных видов планирования.  

         В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать  любому.

          Объектом  исследования является стратегическое планирование в туризме.              

     

         
    1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

         1.1. Содержание, цели и задачи внутрифирменного  планирования, формы планирования

         Содержание  внутрифирменного планирования как  функции управления туристическим предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей предприятия и каждого подразделения (службы) в отдельности на установленный период времени; определении маркетинговых задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

         Таким образом, назначение планирования как  функции управления состоит в  стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и  внешние факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального функционирования и развития туристических предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждой службой и всем предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями туристического предприятия, включающими всю технологическую цепочку:  исследования и разработку, производство и предоставление услуг. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей качества обслуживания и ассортимента услуг вслед за изменениями спроса на рынке.

         Потребность в планировании в современных туристических предприятиях вытекает из большого количества конкурентных предприятий, увеличивающегося в период рыночной экономики разнообразия возможных форм управления предприятием (независимое предприятие, цепи предприятий, франчайзинговый договор, контракт на управление), наличия многочисленных структурных подразделений в рамках предприятия, тесных межфирменных связей с поставщиками различных товаров (продукты, оборудование и проч.), фирмами-агентами, включенными в процесс обслуживания клиентов, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление туристического предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.

         Развитие  планирования непосредственно связано  с усилением тенденции к централизации  в управлении предприятием индустрии туризма и призвано увязать деятельность всех подразделений (служб), подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование в рамках туристического предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования.

         Если  перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы  и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его  основе текущие планы ориентированы  на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий  и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие  планы дополняют, развивают и  корректируют перспективные направления  развития с учетом конкретной обстановки.

         В зависимости от содержания, целей  и задач можно выделить следующие  формы планирования:

         Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:

    • перспективное планирование (прогнозирование);
    • среднесрочное планирование;
    • текущее (бюджетное, оперативное) планирование.

         Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью  руководства предприятием на всех уровнях  управления; квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

         Можно выделить некоторые характерные  особенности планирования в зависимости  от целей:

         в американских компаниях главное - это  объединение стратегий всех подразделений  и распределение ресурсов;

         в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;

         в японских компаниях - ориентация на внедрение  новшеств и повышение качества решений.

         Планирование  предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер  и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

         Планирование  заканчивается перед началом  действий по реализации плана. Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса  операций.

         Планирование  направлено на оптимальное использование  возможностей предприятия, в том  числе наилучшее использование  всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

         Планирование  включает в себя определение:

         конечных  и промежуточных целей;

         задач, решение которых необходимо для  достижения целей;

         средств и способов их решения;

         требуемых ресурсов, их источников и способа  распределения.

         В зависимости от направленности и  характера решаемых задач различают  три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное; тактическое или текущее (бюджетное). 

         Стратегическое  планирование заключается в основном в определении главных целей  деятельности туристического предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

         При этом разрабатываются также новые возможности предприятия. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

         Текущее планирование заключается в определении  промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При  этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование  ресурсов, внедрения новой технологии.

         Представляет  интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием:

         планомерность - это основа управления;

         плановость - принцип управления;

         планирование - важнейшая функция управления;

         плановые  задания - метод управления;

         разработка  и реализация плана - основное содержание процесса управления.

         1.2. Перспективное внутрифирменное  планирование, его  виды и цели. Среднесрочное  и текущее (бюджетное)  планирование

         1.2.1 Перспективное планирование

         Предприятию индустрии туризма в современных условиях важно уделять все большее внимание развитию перспективного планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (чаще 10-12 лет) предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном масштабе:

         определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;

         внедрение технических новшеств и прогрессивной  технологии;

         диверсификация  производства и обновление продукции; формы осуществления заграничных  инвестиций;

         совершенствование организации управления по отдельным  подразделениям и кадровой политике.

         Так, для гостиничного предприятия очень  важно выбрать сопутствующие  виды деятельности, т.е. диверсифицировать  основу своего бизнеса для снижения финансовых рисков ввиду того, что  гостиничный бизнес весьма чувствителен к целому ряду объективных или  форс-мажорных факторов: политических, экономических, инфраструктурных и  проч. При самых благоприятных  условиях для туристического предприятия не сегодня-завтра ситуация может стать прямо противоположной, не зависящей от предпринимателя (межнациональные конфликты, изменения налоговой политики, таможенных пошлин, транспортных тарифов, уровня инфляции и т.д.).

    Информация о работе Стратегическое планирование