Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:22, контрольная работа
Планирование — это начальное управленческое действие, в результате выполнения которого определяют: какие результаты предполагается получить в будущем (постановка целей) и какие действия, в какой последовательности и в какие сроки должны быть для этого выполнены.
1. Стратегии управления предприятием 3
1.1. Основные действия при управлении предприятием 3
1.2. Система управления 3
1.3. Принципы управления предприятием 4
1.4. Цели управления предприятием 5
1.5. Функции управления предприятием: их виды и содержание 5
1.6. Организационная структура управления предприятием 6
1.7. Методы управления предприятием 7
2. Массовое поведение как конфликтное поведение 9
2.1. Массовое поведение: понятие, социальный феномен и предмет исследования 9
2.2. Определение и специфика массовых конфликтов. 10
2.4. Формы массовых конфликтных действий людей. 11
2.5. Основные подходы к массовым конфликтам. 13
2.6. Причины массовых конфликтов. 17
3. Проектирование в социальном управлении 19
3.1. Предмет, сущность и содержание социального управления 19
3.2. Понятие социального проектирования, его объект и субъект. 20
3.3. Этапы проектирования 21
Наш весьма краткий обзор исследований в сфере массовых конфликтов приводит к выводу, что именно изучение социальной напряженности, групповых столкновений, борьбы между социальными общностями выступает в качестве одного из основных составляющих предмета конфликтологии как относительно самостоятельной области научных социальных исследований.
Причинно-следственные связи в массовых конфликтах представляют такую длинную цепь, что ее начало и конец могут теряться в бесконечности. Поэтому различные объяснения источников массового конфликта могут не совпадать из-за выделения разных звеньев в цепи причин. Традиционно выделяют конфликт ресурсов и конфликт ценностей больших социальных групп. В первом случае борются за конкретное благо, которого не хватает на всех. Во втором – столкновение происходит из-за неприятия образа мыслей и действий противника по идейным соображениям (справедливости, истины, добра). Можно дать и более детальную картину причин массового конфликта, в которую вписываются большинство теорий. Во всем их разнообразии можно выделить четыре основные группы:
1.
Нереализованная потребность
2.
Социальное неравенство в
3.
Разная степень участия
4.
Несовпадение целей и
П.
Сорокин писал: «Непосредственной
предпосылкой всякой революции всегда
было увеличение подавленных базовых
инстинктов большинства населения,
а также невозможность
Социальное неравенство – это прежде всего неравенство доступа к ресурсу (деньгам, предметам бытового и культурного назначения и проч.). Насильственно введенное равенство потребления – уравниловка – в нашем обществе заканчивалась плачевно. По остроумному наблюдению Владимира Высоцкого, «первых нет и отстающих» только при беге на месте. От доступа к владению «вещами» здесь виден переход к доступу управления людьми. Эффективность групповой жизни невозможна без разделения функций по содержанию и по статусу (уровню прав и полномочий). Но власть дает не только возможность управлять людьми – она обеспечивает доступ к «ощутимым» ресурсам. Поэтому конфликты в зоне власти самые острые. «Власть отвратительна как руки брадобрея», –говорил Мандельштам. Самые тяжелые злоупотребления, известные в истории, связаны с алчностью и разнузданностью власти. Но даже самые смелые теории конфликта, стоящие на почве реальности, не выдвигают идеи уничтожения власти. Разрабатываются лишь методы ее ограничения и оптимального использования.
Основными признаками социального неравенства, как известно, являются различия в отношениях собственности, власти и статуса. В связи с социально-политическим и социально-экономическим неравенством находятся и существенные различия в образе жизни, культуре, психологии социальных групп и индивидов. Социальные действия, имеющие целью создание материальных и духовных ценностей, их обмен и распределение, неизбежно ведут к напряженности между социальными группами, а при определенных условиях – к открытому конфликту. Обычно в основе непосредственного столкновения интересов больших социальных групп лежит расхождение между достигнутым уровнем получения материальных и культурных благ и твердым убеждением, что доступ к ним несправедливо ограничен другой стороной.
Другая, не менее важная проблема, относящаяся к крупным массовым конфликтам, заключается в усиливающейся время от времени поляризации общества, вызываемой заметным неравенством доходов. Исторический опыт свидетельствует, что государственный социализм не смог полностью ликвидировать частную собственность и социальное неравенство классов. Не смог он избавить общество и от социальных конфликтов. В условиях современной России произошло наложение новых экономических форм на старые политические формы, что привело к появлению чудовищного социально-политического «гибрида», противоречиво соединяющего в себе интересы разных социальных слоев.
Надо заметить, что в обществе не существует вполне эффективных способов полного устранения массовых конфликтов, связанных с неравенством больших социальных групп. Как показывает история человечества, социальное неравенство постоянно воспроизводится. Периодически повторяющиеся социальные революции значительно меняют формы и методы осуществления неравенства, однако устранить его в принципе они не в состоянии. В любом обществе всегда существовал и, видимо, будет существовать конфликт интересов различных социальных групп, за право обладать и/или распоряжаться жизненно важными ресурсами.
Несовпадение
интересов конфликтующих
Социальное управление - предмет изучения многих наук: социальных, экономических, политических, юридических, но при этом наука социального управления не является прикладной частью ни одной из них. Опираясь на фундаментальные положения разных отраслей обществоведения, ряд прикладных отраслей, наука управления имеет свой предмет и свою проблематику исследования. Её самостоятельным предметом является управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социального управления, её построения, функционирования и развития. Наука социального управления изучает окружающий мир в целостной системе воздействия на все его отрасли для достижения главной цели общества- повышения качества жизни его членов. «Она исследует общие закономерности, принципы социального воздействия независимо от того к какой сфере они относятся, а также закономерности и принципы создания самой системы социального управления».
В социальном управлении
Наука управления является «…актуальным направлением научного знания, от успеха которого во многом зависят как успех частных управленческих дисциплин, так и темпы развития общества, качество жизни его граждан, их личная безопасность».
Социальное управление рассматривается как процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей, а также как сфера деятельности людей. Необходимость социального управления обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации.
Ключевым понятием управления является воздействие. В социальных системах оно представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние. Отсюда следует, что основным элементом управления является целеполагание. Последние представляет собой «…процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей, исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения».
В непосредственной связи с целеполаганием находятся система стимулирования, мотивация к деятельности.
Сейчас становится необходимым включать в современное социальное управление творчески одарённых людей, которые благодаря своему интеллекту и творческому потенциалу, способны создать условия для выполнения главной цели общества – повышение качества жизни его граждан. Поэтому в управление является главным не только достижение целей, но и поддержание целостности любой сложной социальной системы, и побуждение её к саморазвитию.
В процессе управленческой деятельности появляется управленческое воздействие. В свою очередь управленческая деятельность представляет собой «…совокупность выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления».
В процессе реализации управленческой деятельности и функций управления складывается система управления. Она состоит из объекта и субъекта управления, их взаимоотношений, внутренних и внешних связей социальной системы, интересов, потребностей, ценностей в её подструктурах, а также из различных органов управления.
Содержание в социальных системах управления определяет целеполагание. Оно связано с прогнозированием и моделированием социальных систем. Итогом деятельности системы социального управления является принятие и воплощение в жизнь управленческих решений.
Социальное
проектирование- это процесс создания
прототипа, прообраза социальных объектов,
социальных качеств, социальных процессов
и отношений. В отличие от проектирования
таких объектов, при изменении которых
не учитывается субъективный фактор, при
проектировании социальных объектов этот
фактор должен учитываться. Его учет во
многом предопределяет специфику социального
проектирования. При этом в основания
социального проектирования должны быть
заложены следующие параметры, т.е. необходимо
помнить, что: - социальный объект - противоречив;-
у социального объекта существует много
векторность развития (несколько путей
развития);- невозможно описать социальный
объект конечным числом терминов любой
социальной теории (принципиальная неформализуемость);-
на социальный объект влияет много объективных
факторов;- существует множество субъективных
факторов, влияющих на социальный объект,
например, исследователь может по-разному
оценить зрелость развития социального
объекта и т.п. Социальное проектирование
дает возможность оценить обоснованность
прогноза, разработать научно обоснованный
план социального развития. Проектирование
учитывает и возможность неудачного эксперимента
по проверке идей, так называемый отрицательный
результат. При его получении необходим
тщательный анализ причин, чем вызвано
несоответствие в решении поставленных
задач. Процесс социального проектирования
также называют "социальным конструированием".
Этапы проектирования - система приемов, методов, правил, процедур, операций по созданию социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) -социальный заказ - социальный паспорт - цели проекта - задачи проекта -изыскательский прогноз - нормативный прогноз - верификация и корректировка -модель - конструкт - проект.
1. Уяснение проблемы.
Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
2. Социальный заказ.
Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.
3. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития.
Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п.
Этапы создания паспорта социальной структуры(общий эскиз):
а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;
6)
разработка форм паспорта (внесение
показателей, которые будут
в) заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.
4. Цели.
Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели - залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена: